В мае 2025 года в России был принят закон о локализации такси. С марта 2026-го он вступит в силу. Согласно документу, для легковых перевозок разрешено приобретать только автомобили с высокой степенью локализации. Для ее определения разработана специальная система баллов. А буквально в ноябре на круглом столе в Совете Федерации глава АвтоВАЗа Соколов предложил сделать обязательными закупки отечественных автомобилей не только для государственных органов, но и всех госкомпаний. Такого рода предложения звучат регулярно, а круг тех, кого планируют перевести на продукцию отечественного автопрома, только ширится. И все вместе это подогревает интерес к автогиганту. Ведь существенная часть той же локализации такси будет происходить за счет его продукции. Ну а пока крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе работает четыре дня в неделю. Переход на четырехдневку пришелся на конец сентября.
Не лучшие годы
Для того чтобы выяснить, как сейчас обстоят дела на АвтоВАЗе, мы обратились к человеку, работающему непосредственно на линии сборки. Слесарем механосборочных работ он трудится уже более 20 лет. Некоторыми соображениями относительно сегодняшнего и завтрашнего дня родного предприятия он поделился на условиях анонимности.
— Ходят разговоры о переходе АвтоВАЗа на трехдневную рабочую неделю. Официального подтверждения этой информации я не нашла. Хочу спросить у вас, это правда?
— У нас четырехдневка.
— А в других подразделениях?
— Про все подразделения не знаю, не владею такой информацией. Но весь завод, судя по тому, сколько народу приезжает на проходную, на четырехдневке. Большинство точно работает так. У нас — сборка, конвейер — все идет, как обычно. Как и было заявлено руководством.
— В своем недавнем интервью глава АвтоВАЗа Соколов сказал, что в 2026-м вы возвращаетесь к нормальному графику — пятидневной неделе.
— Да. Мы уже подписали бумагу, что ознакомлены с такой информацией. С нового года работаем в обычном режиме.
— То есть сразу после новогодних каникул выходите на полную неделю?
— Да. А «доброжелателей» много, и они болтают все что угодно, про три дня тоже.
— Зарплату вовремя выплачивают?
— Все четко, вовремя, без задержек.
— И в полном объеме?
— Смотрите, как у нас сейчас все происходит: четыре дня хозработ в месяц оформляют по допсоглашению (в рамках нового формата сотрудники четыре дня в неделю работают на выпуске автомобилей, а каждый пятый отводится на хозработы. — О. П.). И это идет отдельным платежом.
— Если оплату хозработ и основную зарплату суммировать, выходите на прежнюю сумму, которую получали, работая в обычном режиме?
— Хозработы — они фиксированные. Грубо говоря, за эти четыре дня люди 20 тысяч получают — 19 535 рублей чистыми. Допустим, у человека большой оклад. Если бы он эти четыре дня выходил по окладу, то, конечно, зарплата у него получилась бы выше. Понимаете, да? А у кого оклады маленькие, им выгоднее выйти на хозработы, потому что фиксированная сумма за них получается больше. Если разделить, то примерно по 5 тысяч в день выходит.
— А если ориентироваться на оклад, конкретно у вас сколько получается в день?
— Какая у меня сейчас дневная зарплата, сказать не могу, потому что часто остаюсь сверхурочно.
— Вы говорите о сверхурочных, а директор завода — о недозагруженности производственной линии.
— Здесь по-другому работает. Например, мехобработка или сборка не выполнили план, и людей оставляют сверхурочно. Но это уже не двойная зарплата получается. А оплата и отгул. И нет у нас такого, что объявляют подработку на неделю, например, или на месяц. Это такой непредсказуемый процесс. Либо не выполнили план, либо людей не хватает — всегда так на заводе было. Подработку объявляют по надобности.
— А загрузка у вас сейчас какая, если сравнивать с прежними годами.
— Правильней было бы спросить, с какими именно годами?
— С лучшими — с точки зрения производительности и объемов.
— Мы когда-то выпускали и по 2500 автомобилей в сутки, были такие времена.
— А сейчас?
— Сейчас, по-моему, 550 — это не секрет.
Производство легковых автомобилей в стране за 10 месяцев уходящего года снизилось на 9,6%. В качестве едва ли не основной причины этого называют высокие ставки по автокредитам, которые серьезно подрывают спрос. В 2024-м концерн произвел 525,6 тысячи автомобилей. Итоги этого года скромней — около 325 тысяч машин. Цифры в своем телевизионном интервью назвал глава АвтоВАЗа Соколов. Выпускать больше заводские мощности позволяют, а спрос — нет. Выходит, что именно он тормозит производственный процесс. Объемы уходящего года оказались меньше, чем в 2024-м, на 38%. Глава автоконцерна говорит, что выпуск и производство пришлось корректировать, ориентируясь на спрос и реальные продажи. То есть уменьшать.

Президент АО «Автоваз» Максим Соколов. Фото: Александр Демьянчук / ТАСС
Как поднять то, что упало
Чтобы реально повысить спрос, заинтересованности и кошелька частного потребителя уже очевидно мало. Нужны идеи и подходы помасштабней. Одним из них и должна стать локализация такси. Здесь, по сути, все просто. Годность автомобиля для легальной работы в сфере перевозок будет теперь зависеть от уровня его локализации. А уровень подсчитают с помощью системы баллов, закрепленной в специальном постановлении правительства. Баллы начисляются за использование отечественных комплектующих и сырья. Кроме того — за производство и сборку на российских заводах. Чем больше компонентов и операций выполнено в России, тем выше итоговый рейтинг (цифровой порог которого тоже обозначен).
В октябре 2025 года Минпромторг опубликовал перечень автомобилей, которые подпадают под критерии закона. Среди них, в частности, семь моделей LADA, два УАЗа, четыре варианта «Москвича». Перечень, обещают чиновники, будет расширяться.
А вот готовы ли таксисты с личным транспортом приобретать для продолжения работы «правильные» автомобили? Далеко не факт. Опросы говорят об обратном.
Может быть, поэтому осенью случилось послабление — правительство поддержало законопроект, позволяющий частным таксистам использовать личные автомобили, не соответствующие требованиям по локализации. Их смогут включать в региональные реестры такси, но только при соблюдении ряда условий.
К слову, легковых машин с высокой степенью локализации в России немного. Эксперты называют пять компаний, которые их выпускают: АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Haval и Aurus. Локализованными также считаются авто, произведенные по специальному инвестконтракту в конкретный период: например, модели «Москвича», седаны и кроссоверы Evolute Липецкого завода.
Поддержать и пересесть
Другая идея, призванная поддержать отечественного автопроизводителя, не нова и не оригинальна. И кризисы в автопроизводстве периодически случались, и пересадить госчиновников на родные авто пытаются уже не одно десятилетие. Еще в далеком 1997 году президент Ельцин подписал распоряжение, четко обозначившее, на чем представителям власти ездить надо, а на чем не стоит.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
И вот уже в наши дни — новое предложение на старую тему, на сей раз от главы АвтоВАЗа, который считает, что требования по локализации автомобилей при закупке для государственных и муниципальных нужд нужно распространить на все госкомпании. И как тут не вспомнить, как в сентябре прошлого года в ходе выездного совещания в Самаре председатель Госдумы Володин и врио губернатора Самарской области Федорищев продемонстрировали использование новой модели российского автомобиля LADA Aurа. Володин посоветовал тогда всем депутатам пересесть на нее. Какое количество народных избранников последовало совету, не известно.
А летом 2025 года изрядно заезженный вопрос подняли вновь, правда, приоритеты сменились. На петербургском Международном экономическом форуме уже действующий самарский губернатор Федорищев заявил:
«Как только LADA Azimut (именно эту модель презентовали на ПМЭФ) выйдет в серию, правительство Самарской области будет ее закупать. Мы постепенно продаем модели иностранных производителей, которые у нас были, и закупаем АвтоВАЗ. Планируем в течение нескольких лет полностью перейти на отечественного производителя».
Хотелось бы, правда, уточнить: «несколько лет» — это сколько именно?

Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев. Фото: Роман Наумов / URA.RU / ТАСС
Ну а пока живем с тем, что имеем. Точнее, с тем, что удалось реализовать. Продажи легковых автомобилей LADA на российском рынке с начала года снизились на 25,3%. Если в конкретных цифрах, то их было куплено чуть меньше 300 тысяч единиц. Скажем, LADA Vesta продавалась почти на 44% хуже, чем год назад. Теперь на рынке бренд Волжского автозавода занимает чуть более 25% (данные «Автостата»).
Максим Соколов утверждает, что АвтоВАЗ способен делать до пяти автомобилей LADA Aura в час. По факту же производственная линия сейчас недозагружена. Объем локализация модели превышает 90%, но государственные закупки пока идут вяло. Об этом глава концерна рассказал журналистам в рамках «Транспортной недели-2025». Еще в феврале 2024 года истек срок предоставления доклада о приоритетном использовании высоколокализованных отечественных автомобилей в качестве служебного транспорта для госслужащих. Соответствующее поручение глава государства дал правительству и властям регионов в сентябре 2023-го. Однако полностью поручение до сих пор не выполнено. Зато готовность покупать наши автомобили выразили сразу две страны на Ближнем Востоке. Говорят, в Иране и Йемене спрос на российские Niva, Vesta и Granta вдвое выше, чем на родине.
Истинно локализованные
Предприятия АвтоВАЗа уже в начале 2026 года вернутся к пятидневной рабочей неделе. При этом гораздо актуальней вопрос не «сколько завод способен произвести», а «какое количество может реально продать». Как бы то ни было, в новом году он дополнит свою линейку семейным кроссовером Azimut.
— Производственные планы на будущий год вам озвучивали? — спрашиваю у нашего собеседника.
— Все то же самое. Меньше объемы не стали.
— Появилась информация, что у завода открылись новые рынки сбыта. Нераспроданные автомобили повезут в Иран и Йемен, слышали, наверное?
— Вы это все во «ВКонтакте», наверное, читаете, да?
— Нет, в других источниках. Информация неверная?
— А с нами такой информацией никто не делится. Этим служба продаж занимается.
— Может, подобного рода сведения появляются в вашей заводской многотиражке?
— Есть у нас газета, да. Но все на заводе всё так же читают в интернете.
— Уходят люди с производства? Предполагаю, что короткая неделя не всех устраивает.
— Да никто не уходит! Кто ищет чего-то лучшего, тот увольняется. Но так всегда было. Я вот, наоборот, наблюдал — в соседней бригаде мастер людей привел, два молодых пацана устроились недавно. Нет такого, чтобы кризисно все побежали с завода, как где-то пишется. Ерунда это полная.
— Зачем тогда атмосферу вокруг завода периодически нагнетают? Что сами сотрудники думают?
— А цели могут быть разные. Может, кто-то прицелился на этот завод. Или кто-то видит в заводе конкурента — вариантов масса. А я вот у вас тоже хотел спросить: тема есть одна очень подозрительная. И меня это, можно сказать, даже возмущает.
Еду недели три назад в машине и слышу по радио рекламу: «Haval продается по госпрограмме». Тут у нас завод не может свои автомобили продать, не всем ведь дают по госпрограмме.
— Почему вас так задела эта тема?
— Потому что сам брал по госпрограмме (позволяет отдельным категориям, например, педагогам, медикам и участникам СВО, покупать определенные марки авто со скидкой. — О. П.). Тут еще Соколов выступал — жаловался, что китайцы демпингуют. И заявил, что они могут себе это позволить. И тут же раз — по радио: хотите брать китайский автомобиль по госпрограмме, берите. Понимаете, что делается?! Просто интересно, как смогли продавить эту тему. Разберитесь.
А тут, собственно, все на поверхности. Дело в том, что Haval с некоторых пор собирают и в России — на заводе в Тульской области. А городской кроссовер Haval M6 действительно является участником госпрограммы льготного автокредитования. Выгода при покупке автомобиля в кредит достигает 20%, а на Дальнем Востоке — 25%. Участвовать в ней могут работники здравоохранения и образования, многодетные семьи. Именно эта китайская компания выпускает самые высоколокализованные в России иномарки, говорят эксперты авторынка. Haval даже собираются включить в перечень автомобилей, разрешенных для использования в качестве такси.
Как выясняется, уровень локализации имеет серьезное значение. Если 90% — это уже наше, а меньше — как посмотреть. Один из депутатов Госдумы заметил, что «очень много на госзакупках покупают машин (в регионах особенно), которые вроде бы и наши, но на самом деле китайские».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Ну а собеседник издания остался при своем мнении. И по поводу продвижения собранного в России китайского авто заметил: «Хорошо, но не в ущерб же своему заводу».
Такая реакция понятна. Haval, как ни крути, в сознании большинства россиян остается китайским автомобилем. Следовательно, прямым конкурентом «ладам». Глава АвтоВАЗа и правда открыто говорил, что китайцы наступают заводу на пятки. А в недавнем интервью федеральному телеканалу рассказал, что из-за агрессивного демпинга со стороны многих китайских марок (скидки которых доходили до 1 млн рублей) компании пришлось скорректировать ценовую политику и снизить цены на автомобили LADA в среднем на 5%.
Ну и конечно, отзывная кампания позитива в общую картину не добавила. Завод подтвердил отзыв 33 450 тысяч авто из-за потенциального дефекта в одном из карданных элементов. Риск в реальных условиях маловероятен, прозвучало в официальном комментарии. Однако партия автомобилей LADA Granta, проданных в июне-декабре, отозвана. В чем проблема — в поставщике самой детали или в заводской сборке — предстоит выяснять.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


