КомментарийПолитика

«Я же политический. От звонка до звонка»

Верховный суд оставил в силе второй приговор Алексею Горинову. Он встретит Новый год между ШИЗО, болезнями и крысами

«Я же политический. От звонка до звонка»

Алексей Горинов. Заседании суда по видеосвязи

Военная коллегия Верховного суда РФ рассмотрела кассационную жалобу политика Алексея Горинова, осужденного по статье об оправдании терроризма за разговор с соседями по палате в тюремной больнице.

Защита настаивала, что дело было построено на провокации и незаконных оперативно-разыскных мероприятиях, а доказательства, в том числе лингвистическая экспертиза и аудиозаписи, — получены с грубыми нарушениями.

Сам Горинов, участвовавший в заседании по видеосвязи из колонии в Алтайском крае, рассказал о нечеловеческих условиях содержания —

постоянном пребывании в ШИЗО и ПКТ, ухудшении здоровья и фактической изоляции — все это носит откровенно издевательский характер.

В начале слушаний судья-докладчик огласил суть кассационной жалобы Горинова и его защиты. Мы лишь напомним канву второго уголовного дела. В ноябре 2024 года 2-й Западный окружной военный суд на выездных заседаниях во Владимире вынес приговор уже осужденному за военные «фейки» Горинову — по обвинению в оправдании терроризма (ст. 205.2 УК) из-за разговора с соседями по палате в тюремной больнице.

Алексей Горинов. Рисунок: Екатерина Галактионова

Алексей Горинов. Рисунок: Екатерина Галактионова

По версии следствия, Горинов в беседе с другими осужденными «оправдывал» подрыв Крымского моста, а также действия украинского батальона «Азов»*. Сам Горинов описывает происходящее иначе — как аккуратно выстроенную ловушку. По его словам, к концу 2022 года он почти завершил лечение, когда 31 декабря его перевели в палату к рецидивистам. Уже на следующий день туда внесли телевизор, непрерывно транслировавший федеральные новости. Соседи по палате, как утверждает Горинов, настойчиво втягивали его в обсуждение увиденного. Позже выяснилось, что у них были прикреплены подслушивающие устройства.

Ключевыми свидетелями обвинения стали именно эти соседи: неоднократно судимые Павел Бритиков, Николай Медведев и Андрей Гоняшин. После «соседства» с Гориновым оба получили поощрения от администрации колонии. Их показания, данные на допросах, совпадали не только по смыслу, но и по формулировкам.

Защита неоднократно заявляла, что это была сознательная провокация.

Адвокат Алена Савельева указывала, что свидетели знали о записи разговоров и действовали по инструкции оперативников. Однако суды первой и второй инстанций эти доводы проигнорировали.

Как указано в кассационной жалобе, результаты ОРД (оперативно-разыскная деятельность) — аудиозапись разговора Горинова со свидетелями были получены с нарушениями, Бритиков и Гоняшин сами были инициаторами общения, пытались выяснить у Горинова его позицию про СВО. По мнению защиты, в его действиях отсутствует состав преступления: не доказаны ни умысел, ни признак публичности, необходимый для квалификации по статье об оправдании терроризма. В суде Горинов и его адвокат просили отменить приговор, и вернуть дело на новое рассмотрение. Сам политзаключенный выступал по видеосвязи из ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю.

Рисунок: Екатерина Галактионова

Рисунок: Екатерина Галактионова

Выступление Алексея Горинова в Верховном суде:

«В конце октября 2022 года после двухнедельного лечения от пневмонии в больнице при ИК-3 ГУ ФСИН Владимирской области меня не выписали, а перевели из одиночной палаты в палату к двум рецидивистам. Это было сделано вопреки Уголовно-исправительному кодексу (УИК), принципу раздельного содержания разных категорий осужденных. За 40 дней сменилось три пары моих соседей. В каждой паре один из них был снабжен звукозаписывающим устройством, и их задачей было заводить со мной разговоры на тему ***. Однако суды первой и второй инстанций уклонились от правовой оценки самого факта нарушения УИК и законности самого ОРД. По сути, являющегося провокацией.

Суд апелляционной инстанции вообще написал, что я якобы был заранее уведомлен о помещении меня в эту палату с рецидивистами <…> В приговоре указано, что я якобы убеждал соседей по палате в допустимости действий организаций «Правый сектор»* и «Азов»*, но мне ничего не известно про «Правый сектор» и чем они занимаются. Про «Азов», упомянутый одним моим собеседником, я лишь отреагировал репликой, что это вооруженные силы, действующие от Украины. Нам об этом постоянно говорят по телевизору. Упоминание «Правого сектора» вдруг появилось в экспертизе. Хотя вопросы с этой организацией перед экспертами не ставились. Они сами добавили про «Правый сектор». Они вышли за рамки предоставленных следствием материалов на экспертизу <…>

На протяжении всей своей жизни я являюсь противником всякой агрессии, насилия и ***. У меня отец пришел инвалидом с войны, и я прекрасно знаю, что это такое <…> Утверждения моих взглядов и убеждений, содержащиеся в приговоре и апелляционном определении, ложно характеризуют мою личность. Искусственно подводятся под мотивы инкриминируемого мне преступления».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Горинов поблагодарил Верховный суд за то, что ему дали договорить и не перебивали. Он напомнил, что в суде первой инстанции его право выступить с последним словом было нарушено.

В ходе своего выступления адвокат Савельева отдельно обратила внимание на заключение лингвиста. Она считает, что экспертиза проведена с грубыми нарушениями УПК. По ее словам, эксперт-лингвист использовала информацию из открытых источников и СМИ (без указания ссылок), которые не были представлены следствием, что прямо противоречит закону. Кроме того, эксперты анализировали диски неизвестного происхождения с некачественной аудиозаписью, а недостающие фрагменты «восполняли» протоколом оперативно-разыскных мероприятий. «Это явное нарушение методики исследования, а значит — недопустимое доказательство», — заявила Савельева. Суд, в свою очередь, отказался допрашивать сотрудников колонии, участвовавших в проведении ОРМ.

«Мы просим отменить судебные акты и передать дело на новое рассмотрение», — попросила защитница.

Прокурор Игорь Зеленко занял противоположную позицию. Он настаивал на законности приговора, утверждая, что все доказательства по делу являются обоснованными, допустимыми и последовательными. Отвечая Горинову, прокурор заявил, что право на последнее слово нарушено не было: подсудимого, по его словам, прерывали лишь в тех случаях, когда он «высказывался об обстоятельствах, не относящихся к делу».

Рисунок: Екатерина Галактионова

Рисунок: Екатерина Галактионова

После выступлений сторон коллегия из трех судей удалилась в совещательную комнату. Во время перерыва группа поддержки смогла пообщаться с Гориновым и узнать о его состоянии и условиях содержания.

Политзаключенный рассказал, что его продолжают держать в тяжелых условиях: практически не выпускают из ШИЗО, чередуя штрафной изолятор с ПКТ (помещение камерного типа). Накануне стало известно, что Горинова вновь водворили в ШИЗО — еще на 12 суток. Формальный повод — «не так держал руки». По его словам, Новый год он, скорее всего, встретит в изоляторе.

Алексей Горинов:

«Здесь спасает то, что тут более сухой климат, меньше влажности. Хорошо для бронхов. Но какую-то инфекцию все равно подцепил. Язвы пошли. Мазь дают и таблетки, но не помогает. Полгода нахожусь в антисанитарных условиях. Никак не могу наладить свой быт, мне крысы изгрызли все сумки — превратили в решето, вещи испортили. Место очень интересное с точки зрения отношения к заключенным».

Он добавил, что сотрудники колонии заметно жестче, чем во владимирской ИК, позволяют себе при заключенных общаться с использованием ненормативной лексики. «Очень суровые люди. Не ожидал. Думал, чем дальше от Москвы, тем люди мягче, человечнее. Но ошибался», — отметил он и поблагодарил всех за поддержку.

Слушатели в зале попросили Горинова обязательно сообщать адвокатам об ухудшении самочувствия и о необходимых лекарствах. В ответ он сказал:

«Сообщаю на всякий случай: если со мной что-то произойдет, то у меня очень хорошие сосуды. Когда был в больнице, врач это отдельно отметил». И добавил, что ему еще сидеть 47 месяцев.

— Есть ли какие-то шансы на условно-досрочное освобождение? — спросил один из слушателей Горинова.

— Нет, вы что. Я же политический. От звонка до звонка. Тем более из меня сделали злостного нарушителя режима.

Спустя двадцать минут судьи вернулись в зал. Кассационную жалобу защиты они отклонили полностью. Приговор оставлен без изменений.

Читайте также

Руки за спину!

Руки за спину!

Политзека Горинова месяц держат в пыточных условиях в ШИЗО. Поводы для продления— оставленные очки и письма на тумбочке

* Признаны террористическими организациями и запрещены в РФ.

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow