Пустующее заброшенное помещение, которое Нельсон занимал с 2011 года, он превратил, как сам говорит, в «храм души». Отремонтировал, расписал стены, оформил интерьер. Тем, кто приходит сюда, не хочется уходить, а тем, кто уходит, хочется возвращаться. Кроме подвала, Нельсон преобразил окрестный двор. Теперь в Петербурге это место называют «подвалом Нельсона» и «двором Нельсона». Оно есть в международной туристической базе. О нем снимали сюжеты НТВ, РТР и Первый канал. Но сам Нельсон едва его не потерял, не имея официальных прав на эту площадь.
Тяжбы и хождения по кабинетам измотали Искандаряна настолько, что два с половиной года назад он хотел все бросить и уехать из города. Его остановили высокопоставленные чиновники, пообещав «скорое решение вопроса». Но лишь в минувшем ноябре Нельсону удалось оформить права на жилье (жилец заключил договор с городом) и только за арендную плату в размере 11 тысяч рублей в месяц (поначалу ему обещали передать подвал в безвозмездное пользование). Однако отпраздновать это значительное событие в своей жизни Искандарян не успел — в ночь на 27 ноября подвал подожгли.
Последняя попытка
О Нельсоне — удивительном человеке с непростой судьбой, художнике, поэте, музыканте, любимце горожан — «Новая» рассказывала в мае 2023 года. Как раз тогда Искандарян всерьез собирался покинуть Петербург. Перебраться в Крым. Уже договорился с семьей, которая согласилась принять постояльца со всем его табором. Вместе с Нельсоном в подвальчике на улице Полозова живут пес Волчок (подброшен щенком), кошка Милка (подобрана на улице), ворона и голубь (больные птицы, неспособные летать).
…В феврале 2023 года Нельсону прилетело уведомление о «незаконном самовольном занятии объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города». Власти потребовали освободить площадь до 15 мая 2023 года. Предупредили: если самовольщик не выселится сам, то помещение будут освобождать принудительно.

Нельсон Искандарян, 2023 год. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Искандарян обращался за помощью к районным и городским чиновникам, но те только разводили руками. В конце концов, Нельсон дошел до Смольного, где ему сообщили, что на подвальчик в престижном районе у властей есть виды: «В ближайшее время это помещение планируется вовлечь в коммерческий оборот». Нельсон все понял и стал готовиться к отъезду.
— И вдруг — бабах! — вспоминает Искандарян. — За пару дней до отъезда пришла моя знакомая и сказала, что обратилась к вице-губернатору Петербурга Борису Пиотровскому, и он подключился к решению моего вопроса.
Искандарян в тот же день списался с Пиотровским в соцсетях. А затем, с помощью знакомых юристов, стал готовить документы на оформление своей подземной жилплощади. Непростой процесс растянулся на два с половиной года. Получить 16 квадратных метров под землей в безвозмездное пользование Нельсону так и не удалось. Но он заключил договор с городом, и ему оформили официальные права на аренду коммерческого помещения (подвала) за 11 тысяч рублей в месяц. А в придачу насчитали задолженность — около 70 тысяч рублей.
— Деньги? Они у меня бывают иногда, — усмехается музыкант. — Люди приходят, на стол положили. У меня там вон даже на стене написано: «Денег не надо». Но уже положили. 1000, 500 рублей, кто-то — 100… Я говорю: заберите, не надо. А они: «Это не вам, это собаке, это кошке, это вороне…»
Чтобы погасить многотысячный долг Искандаряна и оплатить аренду на несколько месяцев вперед, петербуржцы объявили сбор. Проблему решили за считаные дни. Отметить это событие сам бог велел. Но праздника так и не случилось.
Синим пламенем
В ночь на 27 ноября подвальчик Нельсона вспыхнул ярким пламенем.
— Я не спал, новости читал, — рассказывает хозяин. — Тут Волчок выпрыгивает: гав, гав, гав. Я подошел к двери, слышу треск и гул, открыл калитку, а там уже полыхает — всё в пламени. Здесь, в подвале, мгновенно стало жарко, как в духовке. Я бросился в огонь, выбежал на улицу. У меня возле порога ведро стояло со стиркой. Я выкинул всё из ведра и с ведром выбежал. Меня огонь доставал со всех сторон. Как у меня волосы не загорелись — не понимаю.
Времени на размышления не было совсем, но что-то подсказало, как действовать.

Подвал после пожара. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Хотя сейчас, когда я пробую сделать то, что сделал в огне, у меня не получается, — продолжает Искандарян. — С испуга не знаю, что сработало. Когда вывалился на асфальт — был такой счастливый! Потом сосед Сашка выбежал на помощь, какая-то девушка, дворник Ислам примчался. С верхних этажей из окон лили воду из пятилитровых бутылок, чтобы огонь не поднимался выше. Еще хорошо, что у меня во дворе пластмассовый бассейн. Не нужно было искать, где брать воду, мы просто набирали ее из бассейна. Когда пожарные приехали, мы уже фактически все потушили. Я только попросил их подвальчик сильно не заливать.
В огне сгорела деревянная пристройка у входа в подвал вместе со всем находившимся в ней имуществом, и пострадала стена дома. Сумма материального ущерба еще устанавливается дознавателями. Пожарные, изучив место происшествия, заподозрили поджог и вызвали на улицу Полозова полицию. А Нельсону потребовалась помощь врачей — ожог кистей рук.
Не доставайся же ты никому
Уже спустя сутки правоохранительные органы сообщили о задержании подозреваемого в поджоге — 31-летнего петербуржца Всеволода Дубинского. 28 ноября ему предъявили обвинение в покушении на убийство (статья 30, часть 3, и статья 105, часть 2, пункт «е» УК РФ). Уголовное дело еще расследуется. Дубинский отправлен под арест в СИЗО до суда.
По версии следствия, поджог подвала был умышленным. Цель — убийство Нельсона Искандаряна. Но преступный умысел Дубинский не довел до конца по независящим от него причинам.

Нельсон Искандарян у сгоревшего помещения. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Как утверждают следователи, в ночь на 27 ноября Дубинский, «действуя умышленно и осознавая общественную опасность своих действий», отыскал неустановленную горючую жидкость (предположительно бензин), которой облил стены деревянной пристройки и входную дверь в подвал, а затем поджег их. По мнению следователей, Дубинский был уверен, что Нельсон погибнет, а огонь уничтожит все следы. С места преступления Дубинский успел скрыться. Но дальше все пошло не по плану.
Несмотря на то, что сам задержанный вину не признает, Искандарян с большой степенью вероятности допускает, что именно Всеволод Дубинский причастен к поджогу. По словам Нельсона, молодой человек давно затаил на него обиду. Мужчины были знакомы с 2018 года. Однако Нельсону не по нраву был вздорный характер Всеволода. Постепенно художник начал дистанцироваться от Дубинского, избегать общения, а бывший приятель воспринял это как предательство и, считает пострадавший, решил отомстить.
— Статью ему шьют серьезную, — говорит Нельсон. — С такой статьей или долгий срок мотать, или сразу на СВО валить.
Восстанавливать подвальчик хозяин планирует своими силами. Друзья и неравнодушные петербуржцы обещают помочь — и деньгами, и руками.
— Пока не знаю, когда погода, здоровье и прочие обстоятельства позволят взяться за дело, но к лету точно управимся, — обещает Нельсон. — Тогда и отпразднуем новоселье!
Санкт-Петербург
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

