У Олега Карлсона есть два дела жизни, и к каждому из них он относится с равной самоотдачей и страстью: он главный архитектор и руководитель архитектурного бюро «Карлсон и К», а также генеральный продюсер одной из самых успешных независимых театральных площадок России — пространства «Внутри». Его успехи были отмечены на премии журнала «Сноб» «Сделано в России» — его архитектурное бюро и театр вошли в шорт-лист премии в двух номинациях: «Бизнес» и «Театр», и спектакль «Зеркало» в пространстве «Внутри» стал лучшим спектаклем года по версии журнала.
Режиссер победного спектакля «Зеркало» — Савва Савельев, а на сцене всего два актера: он сам и Павел Табаков. Пьесу режиссер тоже написал сам — это компиляция рассказа Генриха Бёлля «Молчание доктора Мурке» и романа Курта Воннегута «Бойня № 5, или Крестовый поход детей». Место действия — Мюнхен через двадцать лет после окончания Второй мировой войны.
Спектакль поначалу «обманывает» зрителя, создавая ощущение, что сейчас на сцене будет разворачиваться комедия; признаки драмы вскрываются позже — когда перед зрителем встает множество насущных проблем: проблема отцов и детей, веры и неверия, а главное — того, как новое поколение расплачивается за ужасы войны. Великолепный дуэт Савельева и Табакова до последних минут спектакля держит публику в напряжении, не давая разобраться, кем на самом деле являются автор лекции «Вопросы этики и морали» и студент-бунтовщик. Впрочем, как сказал бы герой сегодняшнего интервью, приходите и смотрите — спектакль великолепный.

Сцена из спектакля «Зеркало». Фото: alexandrinsky.ru
— Недавно была вручена премия «Сноба» «Сделано в России», вы там были представлены в двух номинациях: «Бизнес» и «Театр». Расскажите, как устроен отбор, — напряженная была конкуренция?
— Я с 2014 года строю театры за свои деньги. Я построил несколько площадок для «Театра.doc», сейчас успешно развиваю пространство «Внутри». И до сих пор никто не догадался выдвинуть меня ни на какую премию. А тут мы решили: чего скромничать? У нас успешный театр, к нам все рвутся, билеты улетают за десять минут. Поэтому мы и выдвинулись в нескольких номинациях, которые соответствуют моему девизу: «Любишь театр — помогай театру». В номинации «Бизнес» победил Банк ВТБ — понятно, что масштаб наших организаций сопоставлять трудно. Конечно, театру нужен титульный спонсор.
Я сейчас строю театр и потому говорю: помогите театру — обычно никто не отзывается. Но нам помогать уже начали, даже очередь начала выстраиваться из желающих: кто ковер принесет, а кто и денег предложит.
Мы ни от чего не отказываемся и очень благодарны нашим нынешним и потенциальным спонсорам. Но ходить и просить с протянутой рукой больше не хочется. Все-таки пятый сезон работаем — и имя какое-никакое завоевали, и авторитет. Нас полюбили.
— В общении с вашей командой очень часто можно услышать слова «аншлаг» и «переаншлаг», за считанные минуты скупают билеты. А сколько бизнеса и сколько искусства в процентном соотношении в пространстве «Внутри»?
— Это 100% искусство. Если есть 100% искусство, то и бизнес получается на 100% — вот и всё. Не надо врать себе, зрителю, и все получится. Искренность и любовь к театру — это самое главное. Взять, например, наш спектакль «Три сестры» в постановке Андрея Маника. Да, он коммерчески очень успешен. Но это прекрасная постановка, там поднимаются важные темы. Вчера отыграли два спектакля «Я убил царя» Владимира Мирзоева — это мой первый продюсерский опыт, с него и начался наш театр. Мы ставили спектакль о покаянии, которого не случилось. Убийство царской семьи — это тот поворотный момент, после которого показалось, что все возможно. Несчастному мальчику Алексею кирпичом раздавили лицо, потому что он был красивый. Преступление преступлений. И спектакль продолжает набирать популярность, там всегда аншлаг, хотя мы играем уже по два спектакля в день. Как-то играли даже два дня подряд по два спектакля, и на всех четырех были аншлаги.
Есть у нас спектакли, билеты на которые почти не достать. Сейчас все просят меня помочь попасть в основном только на «Три сестры», или на «Мертвые души», или «Где ты был так долго, чувак?». А я всегда говорю, что у нас 28 спектаклей, и они все равноценные и интересные. Например, великолепный — «Добыть Тарковского», это юные звезды МХАТа, талантливейшая команда. Молодой режиссер Денис Парамонов и молодые актеры, которые активно снимаются и уже известны. Оттуда же и замечательный спектакль «Надо что-то делать», который поставил Паша Ващилин, — эскиз этой постановки я увидел на проекте экспериментальной лаборатории «АРТХАБ» МХТ им. А.П. Чехова и взял к себе в театр. Заслуживает внимания спектакль Саши Золотовицкого «Мы уже здесь» — о релокантах на Марсе, которые и там умудрились загнать себя в офис. Пьеса десятилетней давности, но очень интересно, как она попадает в нерв сегодняшнего времени.
У нас в спектаклях есть приглашенные звезды, но идеология нашего театра — зажигать свои звезды.
Вместе с заведующей литературной частью театра Ольгой Фукс я отсматриваю спектакли ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, Института им. Щукина и Театрального училища им. Щепкина. Два года у нас шел «Кумуткан» — дипломная работа Мастерской Кудряшова в ГИТИСе. Совершенно изумительный спектакль, он шел бы и дальше, если бы ребята не стали так популярны. Теперь сложно выбрать дату, которая бы подошла всем. С постоянными аншлагами идет спектакль «Мать» — дипломная работа Анастасии Паутовой. Они играют этот спектакль в Петербурге, а в Москве мы сделали для них точно такие же декорации, чтобы не нужно было возить их туда-сюда. Два раза в месяц играем здесь спектакль, он совершенно потрясающий.

Сцена из спектакля «Мать». Фото: vnutri-space.ru
И, конечно, страшно горжусь, что Антон Федоров поставил у нас свой самый первый московский спектакль — «Это не я». После него и «Ревизора», который идет в театре «Около», Федоров, как пишут многие театральные критики, стал режиссером номер один в стране.
И если уж договаривать про резидентов, то это и великолепная команда Рузанны Мовсесян и ее «инородные» артистки из РАМТа со спектаклями «Сказки Пушкина» и «Черное пальто» моей любимой Петрушевской. И «Он в Аргентине» той же Петрушевской, которую Роза Хайруллина и Юлия Чебакова играют в память о Дмитрии Брусникине, впервые поставившем эту пьесу. И дружная команда «плотников» (выпускников Бориса Плотникова) — однокурсников моей дочери Марии. И умные спектакли Михаила Бычкова в воронежском «Прогрессе» — «Кабаре Галич» и «Академия смеха». И очень дорогие нам «Дочери СОСО», которые играют сейчас только один спектакль — глубокую и тонкую работу Саши Плотникова «Хиросима», — но мы всегда на них рассчитываем. И театральные сочинения Саввы Савельева, который и пишет, и ставит, и играет, и оформляет. И те спектакли, которые по разным причинам сейчас не играются, но у меня язык не поворачивается сказать, что они навсегда ушли из репертуара.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Сцена из спектакля «Хиросима». Фото: vnutri-space.ru
— А почему вы номинировали именно спектакль «Зеркало»?
— Это изумительный спектакль и великолепный дуэт Саввы Савельева и Павла Табакова. Савва — человек-оркестр, он сам пишет все свои пьесы и инсценировки, в данном случае — по мотивам текстов Генриха Бёлля и Курта Воннегута. Я рад, что он получил премию. До этого Савва поставил еще спектакль «Петушки», а сейчас у нас идет кастинг на его третью работу у нас. Думаем, ищем, имен пока называть не буду, но, поверьте, они вас обрадуют.
Эта награда — общий приз всей команды пространства «Внутри». У нас театр резидентский, весь продакшн наш, то есть все спектакли делаются на деньги, которые мы уже второй год зарабатываем и уже получаем прибыль. А команде «Озеро» помогает уже Альфа-Банк, и я им очень благодарен за то, что облегчили мне финансовую нагрузку. До этого два года я вкладывал свои деньги, заработанные в моей мастерской и на своих стройках.
Также я особенно я горжусь командой «Озеро». Я их пригласил со студенческими спектаклями — «Ричард» и «Заповедник», над которыми они продолжали работать, додумывать, доводить их до нынешнего уровня, приглашать в эти работы настоящих театральных звезд, которым почему-то становилось интересно играть в спектаклях вчерашних студентов, — уникальный случай. Так в их команде появились Мария Смольникова, Сергей Мелконян, Виктория Исакова, Максим Виторган, Софья Райзман, Ольга Лерман, Инна Сухорецкая, Светлана Иванова, Таисия Вилкова и другие блистательные артисты. Их команда поставила еще три спектакля — «Три сестры», «Красная шапочка» и «Мертвые души». Абсолютные хиты театра. Они уже репетируют свой пятый спектакль. Но просили не распространяться, кто там будет играть и чего там будут они делать.
Тася Вилкова дебютировала у нас как режиссер с замечательным спектаклем «Это конец света» по пьесе Николая Коляды «Мурлин Мурло». Там совершенно потрясающий кастинг: Мариэтта Цигаль-Полищук, Агриппина Стеклова в очередь с Евгенией Дмитриевой, Иван Мулин, Евгений Харитонов в очередь с Иваном Бровиным… Только что прошли премьерные спектакли, теперь, как говорится, следите за афишей.

Тася Вилкова. Фото: kino-teatr.ru
— Сами не хотите тоже что-то поставить как режиссер?
— У меня все-таки проектно-строительная фирма, «режиссирую» архитекторами, конструкторами, «гастролирую», выезжая на объекты, провожу две-три консультации в день в рамках проекта «Клиника Доктор Хаус»: за час-другой консультации я рисую концепцию дома, планы, фасады — это как отыграть спектакль. То есть за день я «играю» три спектакля. Таков мой рабочий день: до пяти часов я работаю архитектором, а после пяти — продюсером. Актерских амбиций у меня тоже нет, это отдельная профессия, которой надо учиться, имея талант. Хотя на сцену я все-таки выхожу — в спектакле моей дочери «Верь своей собаке». У меня целый эпизод, парный стендап с дочерью. Она играет меня, я играю себя (камео), и мы рассказываем о моей семье, о том, как мы оказались в России. Она рассказывает мою историю, а я ее поправляю, дополняю. Спектакль о том, что мы выжили за счет генетического кода наших бабушек, дедушек, родителей. В общем, это надо смотреть. Очень классный спектакль.
Сейчас выпустили еще одну ее премьеру. Совершенно потрясающий спектакль у нее получился — «Затоваренная бочкотара» — очень сложный, модернистский текст Василия Аксенова. Это едва ли не вторая постановка с момента ее написания (по крайней мере, в Москве). До нас «Бочкотару» только Евгений Каменькович в «Табакерке» ставил, причем дважды (Олег Табаков захотел «пропустить» через этот текст еще одно поколение своих актеров). Я видел этот спектакль в первой редакции 1989 года. И вот спустя 36 лет дочь замахнулась на этот текст, написала инсценировку и поставила. И получилось клёво. Я дико боялся, но очень доволен результатом и страшно горжусь.
— А «Золотую маску» хотели бы получить?
— Ну кто ж откажется от «Золотой маски»? Я считаю, что каждому нашему спектаклю можно дать по «маске»… А если серьезно, я рассчитывал на «Золотую маску» сразу же за первый спектакль «Я убил царя», которую поставил Владимир Мирзоев. И уж точно бы вручил награду в номинации «За честь и достоинство» нашей дорогой Елене Кореневой, которая играет в этом спектакле три роли и остается в нашей театральной обойме. А мы на нее рассчитываем — она прекрасный человек и великолепнейшая актриса. Очень горжусь премией журнала «Сноба» — это очень уважаемая премия. А еще мы получили премию от «Московского комсомольца» как частный театр, за что очень благодарен Марине Райкиной, заметившей нас и отметившей. Горжусь и первой нашей премией — от театральных блогеров, которую вручил мне сам Влад Васюхин, писатель, поэт и драматург. Но главная премия для нас — это то, что к нам приходят зрители, любят нас и всячески пытаются нам помочь.
— Сейчас «Внутри» расширяется, строит новую сцену. Три месяца назад в интервью Ирине Петровской вы сказали, что к Новому году откроете новую сцену. Успеваете?
— К Новому году не получилось. Я выплатил только часть денег, с другой частью нам очень помог фонд «Эволюция», но надо еще доплачивать. Нам только-только отдали ключи, и скоро я начинаю там демонтаж бильярдной и создание нового театрального пространства. Буду вести стройку и параллельно платить за аренду этого зала — 500 тысяч рублей. Мне дали рассрочку, надеюсь выплатить ее до сентября.
— На новой сцене будут идти новые спектакли? Или некоторые постановки с малой переедут на большую?
— На новой сцене мы уже запланировали премьеры Антона Федорова, Андрея Могучего, Виктора Рыжакова, Олега Долина. Что-то мы перенесем со старой, но всех планов пока не раскрываем. Сцена по масштабу будет такая же, как новая сцена Александринки. И мест там будет 200 — в два раза больше, чем сейчас.
— Концепция фойе театра — советская квартира, как будто приходишь не в театр, а на квартирник, к кому-то в гости. На новой сцене останется эта атмосфера или будет нечто иное?
— Там будет фойе в два раза больше, и высота в два раза выше. Там будет больше воздуха, больше объема. Все будет немного по-другому. У нас кругом лежат ковры не потому, что я люблю бабушкины половики, а потому что здесь металл гремит. Наши ковры появились исключительно из-за этого, они глушат звон металла, чтобы в зале не было шума. Одна зрительница подарила нам пять ковров. Другие я потом докупил, мы их постелили, и получился такой «домашний» образ. А другая зрительница подарила нам стенку-трюмо «Хельга».
А вообще, большинство предметов, которые расположились в нашем пространстве, — это декорации. Один стол из спектакля «Дни Турбиных», другой — из «Гоголь-центра», а один я принес из офиса. Круглый стол играет сразу в четырех спектаклях, стулья тоже. У швейной машинки «выход» в спектакле «Шинель». Проблема в том, что у нас нет места для хранения декораций. Надеюсь, на новой площадке удастся и эту проблему решить.

Пространство «Внутри». Фото: соцсети
— Кажется, «Внутри» сохраняет и дух «Театра.doc», который здесь раньше был, и дух «Гоголь-центра».
— Естественно. Ведь все это с «Театра.doc» и началось. Когда в 2014 году их выгнали с Трехпрудного переулка, через две недели мы нашли площадку около метро «Бауманская». С Леной Греминой и Мишей Угаровым мы создали первую сцену, которая просуществовала до спектакля «Болотное дело», — потом договор об аренде расторгли.
— А откуда возникли эти чудесные кошки, которые живут теперь у входа во «Внутри»?
— Они сюда приходят, и мы сделали для них навес. Сейчас у нас там стоят газовые горелки, чтобы им было тепло. Наша художница по свету Лена Перельман их удочерила и усыновила.
Мы их кормим, греем, они плодятся, мы их раздаем. Они зарабатывают больше, чем актеры, — у нас есть «кошачий» QR-код, и зрители им донатят на еду и другие нужды. Недавно маленькая кошечка поранила лапу, ее отвезли в ветеринарку, и это обошлось в 60 тысяч.
В Питере есть котокафе, а у нас кототеатр (шучу). Но у нас точно есть тепло и доброта, которая всех объединяет. Пространство «Внутри» — театр для всех.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

