СюжетыОбщество

После кражи хоть потоп

Сколько еще продлится «черная полоса» Лувра

После кражи хоть потоп

Лувр явно нуждается в обновлении. На фото: перед презентацией проекта по реконструкции музея, объявленном в январе президентом Макроном. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Побег воров, похитивших драгоценности в Лувре, мог быть предотвращен, если бы охранники вовремя посмотрели на трансляцию с камер наблюдения, заявил в Сенате один из руководителей административного расследования. Уточнил: ограбления вообще не должно было быть никогда, но простейшие меры безопасности не принимались много лет. Вдобавок ко всему на музей продолжают сыпаться новые неприятности: закрытие одного зала из-за хрупкости балок, затопление библиотеки, объявленная профсоюзами бессрочная забастовка сотрудников… А большинство посетителей получат в подарок резкий рост цен на билеты.

«Буквально еще 30 секунд, и можно было предотвратить побег»

Сенат Франции 10 декабря заслушал руководителей административного расследования по вопросам безопасности в Лувре, начатого по приказу министра культуры Рашиды Дати сразу после ограбления.

Группа из семи инспекторов выявила множество уязвимостей.

Сенатская комиссия по культуре заслушала руководителей учреждений, которые подготовили доклад: Ноэля Корбена, директора Генеральной инспекции по культурным делам (IGAC), и Паскаля Миньера из Миссии по безопасности, охране и аудиту (MISSA) Министерства культуры.

«Мы были глубоко потрясены тем, что увидели в Лувре. Я обнаружил цепь уязвимостей, о которых даже не подозревал… Каждый делает, что может, каждый крутит педали в своем колесе, и это приводит к катастрофам», — сказал Корбен, который, как отмечает Le Monde, сам работал финансовым и юридическим директором музея с 2011 по 2013 год. Тем не менее он отметил, что был «крайне удивлен», обнаружив, что такой «грандиозный» музей, как Лувр, «может быть настолько хрупким».

Министр культуры Рашида Дати. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Министр культуры Рашида Дати. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

19 октября, в день ограбления (которое агентство France-Presse, к слову, назвало одним из «10 главных событий года в мире»), «буквально за 30 секунд агенты частной охранной компании Securitas или полицейские могли предотвратить побег воров», — заявил Корбен. Поскольку наружная камера «отчетливо зафиксировала прибытие грабителей, установку подъемной люльки, подъем двух грабителей до балкона и несколькими минутами позже их поспешный уход», пояснил Паскаль Миньер.

Однако эти изображения не были просмотрены в прямом эфире, и когда один из сотрудников службы безопасности их активировал «через четыре минуты», «было уже слишком поздно, так как воры покинули Галерею Аполлона», уточнил Корбен. Это «привело к потере драгоценного времени» — в том числе потому, что пост охраны «не имеет достаточного количества экранов, чтобы одновременно просматривать все изображения важнейших зон музея».

Кроме того, полицейским, которых охранники затем оповестили о побеге воров, указали неверное направление.

Сами сотрудники, как выясняется, «не обучены противодействию кражам, связанным с насилием».

Окна «имели низкую устойчивость к взлому». И т.д.

Уже «первые выводы расследования», о которых министр культуры упоминала в конце октября, выявили «хроническую недооценку» рисков краж в Лувре в течение «более чем 20 лет». Министр уже тогда объявила о первых «чрезвычайных мерах», включая установку «устройств защиты от вторжений» в самом здании и вокруг него.

На экстренном заседании совета директоров Лувр утвердил эти меры, которые — из-за отсутствия найма новых сотрудников — разозлили профсоюзы. И добавили еще одно событие в копилку негатива, который много лет копится у профессиональных защитников трудового человека по отношению к руководству музея.

Забытые аудиты и устаревшее оборудование

В плановом отчете Счетной палаты (о деятельности музея в 2018–2024 гг.), опубликованном 6 ноября, говорилось о хроническом недофинансировании системы обеспечения безопасности, притом что деньги уходили на другие, «менее приоритетные» цели. Так, на приобретение произведений искусства было потрачено около 105 миллионов евро, тогда как на техническое обслуживание и безопасность — 26,7, при оценочной потребности в 80 млн. В 2024 году лишь 39% залов музея были оснащены камерами видеонаблюдения, притом что аудит 2015 года уже подчеркивал, что Лувр недостаточно защищен, в том числе и в этом отношении. И это лишь малая часть претензий только в области безопасности. В докладе указаны «избыточные расходы», недостатки в системе продажи билетов (приводящие к «риску злоупотреблений»), отсутствие необходимых улучшений логистики (например, пространства под пирамидой рассчитаны на ежегодный прием 4 млн посетителей, а сейчас их около 9 млн.) и т.д.

На следующий день после публикации отчета президент-директор музея Лоранс де Кар заявила о том, что «Счетная палата смотрит на все исключительно с бухгалтерской точки зрения», и заверила в отсутствии каких-либо «нарушений в управленческой отчетности Лувра».

Эмманюэль Макрон и Лоранс де Кар. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Эмманюэль Макрон и Лоранс де Кар. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

«Лувр — это единое целое, в котором не следует противопоставлять реставрационные работы и приобретение произведений искусства», — сказала директриса, добавив, что «быстро осознала масштабы проблем» и уже «через шесть месяцев после начала работы приняла решения о запуске и доработке плана по обеспечению безопасности».

Через три дня после ограбления де Кар, выступая перед той же сенатской комиссией по культуре, говорила:

«Есть несколько камер по периметру, но они устарели, парк крайне недостаточен, не покрывает весь фасад Лувра, и, к сожалению, со стороны Галереи Аполлона» «единственная камера была направлена на запад и поэтому не охватывала балкон, через который произошел взлом».

Упомянутое выше административное расследование показало: 19 октября даже эти камеры давали картинку, не оставлявшую сомнений в том, что происходит ограбление. Не говоря уже о том, что свидетелями варварского вскрытия стендов были не только посетители, но и сотрудники (см. вывод расследования о том, что они «не обучены противодействию кражам, связанным с насилием»).

К эффективности работы все еще действующего руководства Лувра добавляется печальная традиция преемственности в этой области.

Потому что, как показала публикация газеты Le Monde, рассказавшей об аудите безопасности, проведенном для музея ювелирным домом Van Cleef & Arpels еще в 2018 году, о проблемах было известно еще как минимум за три года до прихода к власти новой директрисы.

  • «В документе две страницы и три схемы специально посвящены балкону, выходящему в Галерею Аполлона, через который двое членов банды и проникли с помощью болгарки. На одной из инфографик балкон даже обведен кругом, чтобы читатель не сомневался в послании авторов. Авторы аудита подчеркивают уязвимость окна, выходящего на набережную Франсуа Миттерана, называя «одним из самых уязвимых мест учреждения», — подчеркивает «Монд».
  • «В документе также упоминается легкость доступа к перилам с земли. Чтобы проиллюстрировать свои опасения, эксперты Van Cleef & Arpels даже рассматривают гипотезу использования подъемной платформы опытными преступниками. Эти элементы, включая грузовой лифт, полностью соответствуют месту и методу, использованному грабителями 19 октября», — продолжает газета.
  • «Если мы составляем отчеты, чтобы их убирали в шкафы <…>, чтобы из них не делалось никаких выводов и чтобы, когда происходят нарушения, никто не нес ответственности, это прискорбно», — сказал в интервью AFP депутат Александр Портье.
  • «Каждые десять дней появляются новые разоблачения, которые довольно прискорбны и показывают упущения, промахи и сбои», — добавил этот председатель комиссии по культуре Национального собрания Франции.

Содокладчик по административному расследованию Ноэль Корбен указал на еще один «пикантный» момент, очевидно усугубивший общее состояние с безопасностью.

Жан-Люк Мартинес. Источник: Википедия

Жан-Люк Мартинес. Источник: Википедия

«Достаточно, чтобы два президента не ладили, и происходит потеря памяти», — сказал он. «Монд» поясняет: «Известно, что отношения между бывшим президентом Лувра Жан-Люком Мартинесом, баллотировавшимся на переизбрание в 2021 году (и проигравшим), и его преемницей Лоранс де Кар были крайне напряженными».

В 2017-м Мартинес запустил программу по обеспечению безопасности, однако «преемница» заморозила этот процесс, «посчитав его недостаточно амбициозным, и потребовала провести дополнительные исследования». «В результате инвестиции в безопасность, которые с 2018 года составляли 3 миллиона евро в год, сократились до 1 миллиона евро в год с приходом Лоранс де Кар», — продолжает газета.

Содокладчик по административному расследованию Корбен также указал на «проблему передачи аудитов безопасности» внутри музея при смене руководства в 2021 году. Читай: старый руководитель «из вредности» мог не передать новому заказанный (за очевидно большие государственные деньги) документ. Во всяком случае, именно такая версия вырисовывается, если верить заявлению новой директрисы о том, что она узнала о документе через четыре с лишним года после вступления в должность.

Результаты административного расследования, отдельные детали которого были раскрыты во время слушаний в Сенате, не щадят ни нынешнего президента де Кар, ни (пока не дающего комментариев СМИ) ее предшественника, отмечает Le Monde. Оба они будут заслушаны в Сенате на следующей неделе. В разные дни — возможно, с учетом предыдущего опыта взаимоотношений.

А пока издание La Tribune de l’Art задает несколько вопросов нынешней директрисе, исследуя ее оправдательное интервью газете Le Parisien, вышедшее 1 декабря.

Лоранс де Кар говорит: «Очень жестокое в трагедии 19 октября заключается в том, что помимо усилий, предпринимаемых ежегодно для безопасности музея, мы как раз собирались конкретно внедрить большой генеральный план безопасности». La Tribune de l’Art отвечает: «Да, это верно — они собирались внедрить генеральный план безопасности. Но этот план был приостановлен в 2022 году, то есть более чем на три года, как мы показали в этой статье. А «усилия, предпринимаемые ежегодно для безопасности музея», с начала ее мандата сводились к примерно 400–500 тысячам евро в год, что почти ничего».

Комментируя другое заявление директрисы («Этот аудит я обнаружила 23 октября, через четыре дня после кражи, после того как попросила собрать данные обо всех действиях в Галерее Аполлона за двадцать пять лет»), издание подчеркивает: «Если это правда, скандально, что она не интересовалась безопасностью Галереи Аполлона раньше, ведь ее обязанность — знать о проведенных работах и реальной безопасности этого места. Кроме того, если это правда, возникает вопрос, почему 25 ноября, то есть более чем через месяц после «обнаружения» ею аудита, следователи <…> все еще не были проинформированы о его существовании, если верить статье Le Monde, которая раскрыла этот документ».

При этом сразу несколько СМИ отмечают:

заказанный прежним директором Лувра аудит 2018 года, хотя и не был (как она утверждает) передан новой начальнице, но вполне мог оказаться у организаторов кражи.

Парижская прокуратура, занимающаяся расследованием этого ограбления, «до сих пор не знала о существовании этого аудита, который мог бы открыть новые направления для следствия, включая возможных заказчиков, получивших доступ к этому документу», — подчеркивает Le Monde.

«Для правосудия доступ к аудиту <…> мог бы быть полезен. Следствию часто приходится рассматривать дела о вооруженных нападениях на роскошные бутики или, чаще, ограблениях домов обеспеченных людей, совершенных с использованием документов, полученных мошенническим путем, — отмечает France-Presse. — Для страхового покрытия (они) должны заранее декларировать меры, принятые для защиты своего имущества. Эти конфиденциальные декларации могут через внутренние связи попасть в руки преступников, которые получают всю необходимую информацию для организации преступления».

Читайте также

Невыносимая легкость грабежа

Невыносимая легкость грабежа

За семь минут преступники вынесли из Лувра восемь предметов, которым цены нет. Это полный провал охраны и руководства музея

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Ход расследования: заказчики «со славянским акцентом»?

Всех четверых предполагаемых участников группы этого «ограбления века» нашли достаточно быстро (первых двоих взяли уже через шесть дней).

Всем четверым предъявлены обвинения в «краже в составе организованной банды» и «преступном сговоре». Все они родом или проживают в Обервилье (не самом благополучном пригороде Парижа), и трое из них хорошо знакомы между собой.

Айед Г. и Абдулае Н. были задержаны первыми и подозреваются в проникновении в Галерею Аполлона и похищении драгоценностей. Слимана К., взятого третьим, подозревают в управлении одним из двух скутеров, на котором передвигались преступники. Что касается четвертого, имя которого пока не называется, то его подозревают в том, что он сначала управлял машиной Mitsubishi со строительным подъемником (по которому двое других забрались на балкон), а после ограбления скрылся с добычей (стоимостью 88 миллионов евро) за рулем другого авто — не найденного до сих пор белого фургона. Этот господин — главная надежда следствия на то, чтобы выйти на след похищенных украшений.

Господа, к слову, еще те… Как дипломатично выразилась прокурор Парижа Лор Беккюо, их «профили не соответствуют» даже тем, «с которыми обычно ассоциируют верхушку организованной преступности».

Самый «солидный» профиль имеет 39-летний Абдулае Н., который, по данным AFP, известен в узких кругах как неплохой мотогонщик; нелегально подрабатывал «таксистом», был ранее осужден за кражи при отягчающих обстоятельствах, а через три недели после налета на Лувр должен был предстать перед судом за то, что разбил зеркало в полицейском участке в 2019 году.

35-летний алжирец Айед в последнее время не работал, но ранее трудился сборщиком мусора и курьером. Также был «известен за нарушения ПДД» и осужден за кражу.

У третьего арестованного, 30-летнего Слимана К., — «11 судимостей, в том числе около десятка за кражи», указала прокурор. Этот третий был замешан вместе с Абдулае Н. «в одном и том же деле о краже, за которое они были осуждены в 2015 году в Париже». Кроме того, третий грабитель — двоюродный брат Айеда Г.

Последний предполагаемый грабитель, 39 лет, арестованный 25 ноября на стройке примерно в трехстах километрах от Парижа, до этого был осужден шесть раз и «известен правосудию за различные правонарушения, такие как сутенерство, вождение без прав и хранение краденого». В 2023 году был осужден за «сутенерство с отягчающими обстоятельствами».

Прокурор Парижа Лор Беккюо. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Прокурор Парижа Лор Беккюо. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

По данным газеты Le Parisien, двое первых задержанных заявили, что действовали по просьбе некоего заказчика. Абдулае Н. сказал следователям о «не известных» ему мужчинах, говоривших со «славянским акцентом». По его словам, за несколько суток до «дня Д» они предложили ему участие в «рядовом» ограблении с оплатой в 15 000 евро, уверяя, что речь идет о проникновении в пустующее помещение. Как уверяет Абдулае, он «не понимал», что участвует в ограблении самого известного музея мира, поскольку проник в здание не со стороны главного входа (у пирамиды), а со стороны набережной. Звучит либо как издевательство над следователями, либо как свидетельство крайне низких умственных способностей подозреваемого, но не имея доказательств ни в поддержку его версии, ни в пользу ее опровержения, просто зафиксируем.

По данным Parisien, следователи (примерно шестьдесят человек) по-прежнему рассматривают все версии, включая кражу по заказу коллекционера искусства или представителя иностранной организованной преступности. В пользу версий о заказе говорит то, что, несмотря на низкую «квалификацию» исполнителей, подготовка ограбления была тщательно организована.

Например, полицейские «выявили целый парк тайных телефонов, так называемых «боевых» (анонимных одноразовых аппаратов, используемых для совершения преступлений), при помощи которых проводилась разведка возле Лувра (как минимум за месяц до преступления) и координировалось ограбление.

При этом сами исполнители совершали «непрофессиональные» промахи, оставив после себя несколько предметов: мотоциклетный шлем, перчатку, две болгарки, газовый резак, одеяло, рацию, канистру с бензином (хотели поджечь грузовик, но не успели). И даже корону императрицы Евгении (оценочной стоимостью в миллионы евро), убегая, выронили.

Остальные драгоценности до сих пор не найдены, но в интервью Le Parisien директор Лоранс де Кар выразила «оптимизм» относительно их судьбы.

Другие известия

А пока возглавляемое ею учреждение продолжают преследовать неприятности. 17 ноября музей объявил о закрытии Галереи Кампана — анфилады залов с греческой керамикой, чтобы провести «исследования» «крайней нестабильности некоторых балок, поддерживающих полы третьего этажа», где находятся офисы сотрудников.

На следующий день после объявления о закрытии министр культуры Дати сказала в эфире BFMTV, что «для полного приведения музея в соответствие со всеми нормами и его полной стабилизации, его пришлось бы закрыть почти полностью». Но успокоила: «Мы не хотим лишать посетителей возможности посещать музей и не хотим лишать сотрудников работы. Мы вынуждены делать это поэтапно».

26 ноября в Лувре произошла протечка воды, повредив несколько изданий из библиотеки Отдела египетских древностей. По данным музея, протечка была обнаружена в гидравлической системе. Будучи «полностью устаревшей», эта система уже несколько месяцев отключена и должна быть заменена начиная с сентября 2026 года в рамках «масштабных многомесячных работ», объяснил AFP заместитель генерального администратора музея Франсис Штайнбок. Пострадали от «от 300 до 400 изданий», сказал он, но заверил, что речь идет о «журналах по египтологии» и «научной документации», и «ни одно издание, представляющее историко-культурную ценность, не затронуто данным ущербом». Это «чрезвычайно полезные и очень востребованные документы», но «совершенно не уникальные в мире», добавил чиновник. «Они высохнут, мы отправим их к переплетчику для восстановления, и они будут возвращены на полки».

Впрочем, даже если бы книги были уникальными, трудно представить, что в нынешней ситуации музею стоило бы в этом признаваться.

«Этот новый инцидент подтверждает ситуацию, которая ухудшается уже слишком долго», — заявила после ЧП в библиотеке профсоюзная организация CFDT-Culture.

Усиление мер безопасности и миллиард на реконструкцию

Руководство Лувра не скрывает своего разочарования от реакции прессы и прочих критиков на все эти неприятности. «Музей должен оцениваться не по кризису, через который он проходит, а по тому, как он использует этот кризис для преобразований. Этот кризис — испытание, но также и момент, чтобы начать все заново», — заявила директор музея газете «Монд».

Вскоре после ограбления она объявила на слушаниях в Национальном собрании о формировании «культуры безопасности» в учреждении, рассказала о «более чем двадцати» экстренных мерах, которые «будут внедряться в ближайшие дни, начиная с декабря», — включая установку 100 камер вокруг музея и создание «мобильного передвижного поста национальной полиции».

Очередь в Лувр. Фото: Александр Васильев / ТАСС

Очередь в Лувр. Фото: Александр Васильев / ТАСС

Заявила и о намерении создать должность «ответственного за безопасность Лувра, напрямую подчиненного президенту музея». В очередной раз защитила масштабный план реконструкции «Лувр — Новое Возрождение», представленный самим президентом Макроном в январе (см. репортаж «Новой») и «более необходимый, чем когда-либо».

Стоимость этих работ была оценена окружением главы государства примерно в 800 миллионов евро, однако в упомянутом отчете Счетной палаты эта сумма пересмотрена в сторону увеличения — до «не менее чем 1,15 млрд».

Для финансирования модернизации совет директоров Лувра одобрил и повышение на 45% цены входного билета для посетителей не из Европейского экономического пространства

(включающего Евросоюз, Исландию, Лихтенштейн и Норвегию). Начиная с 14 января гражданам остальных стран придется платить 32 евро, что на 10 евро больше текущей цены — и без того очень высокой.

Лувр рассчитывает получить от этого повышения «от 15 до 20 миллионов евро» в год, которые будут направлены на решение «структурных проблем», сообщил музей агентству France-Presse.

«Не все так плохо», но впереди забастовка

Есть и другие «обнадеживающие новости». 3 декабря музей открыл новое пространство — Зал пяти континентов (ранее называвшийся Павильоном Заседаний).

«Это часть проектов, которые я продвигала в течение четырех лет, стремясь к полной реконструкции музея, в том числе в плане безопасности», — заявила Лоранс де Кар, добавив, намекая на ограбление 19 октября: «Вы сможете пересчитать (в этой галерее) камеры, вы сможете пересчитать датчики в витринах».

В этом пространстве площадью 1000 квадратных метров произведения сгруппированы не по географическим зонам или эпохам, а по ключевым темам («рождаться и умирать», «верить», «проявлять власть»…), что позволяет создавать неожиданные сопоставления, отмечает France-Presse. Так, греческая скульптура Луция Элия Цезаря II века расположена напротив скульптуры сановника из Вануату XIX в. — обе воплощают фигуры власти, нигерийская материнская фигура XIX века соседствует с испанской Богоматерью с младенцем и т.д.

Всего в зале — около 130 произведений из различных цивилизаций, размещенных так, чтобы вести «небывалый диалог» между континентами и эпохами, отмечают в музее.

***

А пока нужен диалог с собственными сотрудниками. Профсоюзы музея объявили о возобновляемой забастовке с 15 декабря. Решение «приняли единогласно» на общем собрании межпрофсоюзного объединения в аудитории Лувра с участием примерно 200 участников, рассказывает Francе-Presse.

Сотрудники музея «сегодня ощущают себя последним рубежом перед обрушением», предупреждают профсоюзы в письме с обоснованием забастовки, адресованном министру культуры.

И на фоне «черной полосы» требуют «изменения проектов, инициируемых руководством, с целью расстановки приоритетов в будущих работах и концентрации человеческих и финансовых ресурсов на неотложных задачах»: «восстановление здания, защита дворца, его коллекций, посетителей и персонала».

Читайте также

Задержаны двое из четырех предполагаемых участников дерзкого ограбления Лувра. Что известно

Задержаны двое из четырех предполагаемых участников дерзкого ограбления Лувра. Что известно

Они также добиваются «срочного создания рабочих мест в отделах приема посетителей и охраны», критикуют «постоянное увеличение нагрузки, все более жесткую кадровую политику и противоречивые распоряжения, не позволяющие спокойно выполнять работу»…

Еще одно требование профсоюзов — «отказ от двойного тарифа (повышения цен для неевропейцев), «попирающего нашу республиканскую историю и учредительный универсализм Музея».

Тем более что новый порядок, по их опасениям, приведет как к еще большему замедлению прохода посетителей в музей, так и к дополнительной нагрузке на сотрудников, которым придется еще и паспорта проверять.

Наконец, профсоюзы настаивают, как заявила AFP одна из представительниц, чтобы их требования рассматривала министр культуры, а не директор Лувра — из-за «ухудшения социального диалога» в учреждении.

P.S.

Что касается цен на билеты, то примеру Лувра уже последовали Версаль и Шамбор, и продолжение следует. Как пообещала Рашида Дати, дифференцированная тарифная сетка будет введена в 2026 году «во всех национальных культурных учреждениях».

Даже не скажешь: «не было бы счастья…»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow