СМОТРИ В ОБАКультура

Небанальность зла

Первое интервью на свободе Евгении Хасис Ксении Собчак

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

Евгения Хасис и Ксения Собчак. Кадр из видео

Евгения Хасис и Ксения Собчак. Кадр из видео

Ксения Собчак опять всех опередила и взяла первое интервью на свободе у Евгении Хасис, соучастницы убийства в январе 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Съемочная группа канала «Осторожно: Собчак» по очевидной предварительной договоренности поджидала свою героиню у ворот мордовской колонии, тут же подхватила Евгению под белы руки (отгоняя от нее других собратьев по цеху), усадила в машину и повезла навстречу вожделенной свободе и — через четыре дня — самой Ксении Собчак. Оттрубившая гигантский срок Хасис буквально светится от счастья. «Я все понимаю, — говорит, — я плохой, но живой человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Я ждала этот день 16 лет, и простите, но я позволила себе быть счастливой».

«Эксклюзив», «большая журналистская удача», как пишут многие зрители, посмотревшие трехчасовой разговор Собчак с Хасис.

Впрочем, саму журналистку все-таки что-то смущает (если вообще можно говорить о смущении применительно к Собчак), и она посчитала необходимым «четко и с самого начала обозначить свою позицию. На этом канале мы исследовали и будем исследовать в том числе психологию зла. И я не считаю, что журналисты не должны этого делать…

Во всем мире есть практика говорить даже с террористами и маньяками. И да, я до сих пор считаю интервью со скопинским маньяком одной из лучших своих работ на этом канале, потому что такие выпуски раскрывают всю суть банальности зла».

Напомню для тех, кто позабыл. Четыре года назад после 17 лет заключения освободился некто Виктор Мохов, так называемый скопинский маньяк, несколько лет державший у себя в подвале похищенных им девушек — в нечеловеческих условиях, издеваясь над ними, избивая и регулярно насилуя. Ксения Собчак стала первой из журналистов, кому удалось попасть в дом маньяка и взять у него интервью. Этот замшелый старый пень, с отвратительным хлюпаньем хлебая суп и запивая его пивом, не без удовольствия вспоминает свои былые «подвиги» и даже готов вновь предложить «отношения» одной из своих жертв, которую якобы по-настоящему любил. «Мохова погубила его любвеобильность», — говорит и следователь, который когда-то вел его дело. Ну вот такая любовь. Не без странностей, конечно, но и ведь и самая последняя тварь на земле хочет тепла и любви, даже если и по принуждению.

Этот Мохов не скрывал, что польщен вниманием столичных журналистов (признался, что теперь он нарасхват и съемочная группа какого-то из каналов даже возила его на съемки в Москву, откуда он вернулся с целым мешком денег) и тем более вниманием птицы такого высокого полета, как Ксения Собчак.

Никакого «исследования банальности зла» у нее не получилось — было лишь очевидное желание выдать очередной эксклюзив, и это как раз получилось. Зрители любят погорячее.

Тот выпуск набрал более 10 миллионов просмотров, что, по мнению авторов, и свидетельствует о большой журналистской удаче.

У выпуска с Евгенией Хасис пока просмотров куда меньше — под миллион. Зато в комментариях полно слов восхищения: красавица, умница, а речь какая, а голос, а манеры, а интеллект! И не скажешь, что женщина провела 16 лет в тяжких условиях мордовской колонии! Иные женщины на воле к 40 годам, замордованные работой и бытом, выглядят хуже этой недавней узницы. Сама Хасис, кстати, не раз во время разговора отдает должное «уголовно-исправительной системе», которая «хорошо работает. Меня перепрошили-сшили заново, но из того же мяса». В общем, она вполне может быть убедительной рекламой ФСИН — типа не так страшна ФСИН, как ее малюют.

Евгения Хасис. Кадр из видео

Евгения Хасис. Кадр из видео

Любопытен выбор локации для этого интервью — вряд ли случайный. Две дамы общаются в каком-то темном помещении, напоминающем подземелье или «черную-черную комнату» из детских страшилок. Сама интервьюерша во всем черном. Ее героиня, напротив, во всем белом. Выглядит победительно. Четко улавливает интонации Собчак. Понимает, где надо слегка посыпать голову пеплом, где изобразить несчастную жертву большой любви, а где продемонстрировать незыблемость своих взглядов, удивительным образом совпадающих с сегодняшним трендом. «Мои взгляды — экстремальная форма патриотизма. Я там, где моя страна, это не обсуждается». Поддерживает СВО — даже готова была подписать контракт, но в последний момент что-то не срослось. Стоит горой за развитие консервативных ценностей — «веры, религии, воспитания подрастающего поколения в духе исконно русской культуры».

«Девочку» Настю Бабурову, убитую ее «любимым» Тихоновым, ей жалко — ни за что пострадала. А вот Маркелов, являясь «ярким представителем либеральной движухи… перешел черту… и как бы сам напрашивался». 

Так и говорит: «сам напрашивался». Почему? Да потому что, «выражаясь языком современным, Маркелов откровенно дискредитировал действия российской армии во время чеченской кампании. Ту часть общества, которая была настроена патриотично, эти высказывания задевали очень сильно». И тут ее глаза загораются стальным блеском непреходящей ненависти, и она перестает казаться бедной оступившейся овечкой, пошедшей на поводу у своих безжалостных пастырей.

«Вы же не чувствуете себя преступницей?» — спрашивает Собчак. «Сейчас уже не чувствую… Я четко понимаю мотивы своего преступления. Я проанализировала свои действия десять тысяч раз, у меня было очень много времени. Это не говорит о том, что я не раскаиваюсь. Я честно понимаю, за что я отбывала наказание».

С гордостью констатирует: «И все-таки расцвет русского патриотизма произошел». Либералов она не то чтобы ненавидит, признает:

«Можно быть либералом и при этом быть со своей Родиной в трудные для нее моменты». От либералов, в принципе, и польза есть, когда они «защищают права собачек или еще каких-то нацменьшинств».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

А еще у нее есть претензии к «Новой газете», которая не дала ей высказаться, при этом сама высказывалась о ней и Тихонове «не очень корректно», а порой даже прибегая к откровенной лжи и оскорблениям, не совместимыми, как она считает, с принципами журналистской деятельности. Никаких примеров такого рода Хасис не приводит, но благоразумно сбавляет тон, когда Собчак называет ее претензии к «Новой газете», потерявшей свою журналистку, чудовищными: «Вопросов нет, я их понимаю чисто по-человечески».

В финале Хасис рассыпается в комплиментах интервьюерше, поинтересовавшейся, почему она решила дать первое интервью именно ей:

«Вы одна из умнейших из известных мне женщин России. И уровень вашего профессионализма остается на наиболее оптимальном уровне честности».

И в вопросе, и в ответе на него угадывается некоторое лукавство. Как и в ближайших планах Евгении Хасис устроиться на швейное производство, секретами которого она в совершенстве овладела за 16 лет отсидки. Такие «пассионарии» со взором горящим и убеждениями, пронесенными сквозь годы и невзгоды, сегодня на вес золота. Это вам не заскорузлый скопинский дед. Вот и большинство зрителей, оставляющих комментарии под интервью с Хасис, никакого зла в ней не увидели. А если и почувствовали что-то недоброе, то отнюдь не банальное

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

Петровская рекомендует

«Вечер с Генисом*»

Премьера на канале «НО.Медиа из России». Разговор с писателем о феномене Владимира Сорокина, театре в эмиграции и реальной Америке ведет историк Алексей Кузнецов.

«Покровск»

Журналисты «Редакции» разбираются, почему именно Покровск, за который все последние дни шли ожесточенные бои, стал таким важным рубежом. Меж тем в 2022 году здесь проживало 60 тысяч человек. К 2025-му население города сократилось до тысячи — полутора тысяч.

Спецвыпуск программы «Понятия» на «Живом гвозде»

Социолог Виктор Вахштайн* и Алексей Венедиктов* размышляют о свободе мнений в соцсетях и не только, об ответственности пропагандистов и современных медиа вообще, а также о словах, которые могут стать причиной убийства на примере Руанды и «Радио тысячи холмов».

«Был мост — нет моста». Репортаж канала «Но.Медиа из России»

Корреспондент «Новой газеты» Алексей Душутин отправился в деревню Авдотьино Ступинского района, где был демонтирован подвесной мост, связывающий ее жителей с ближайшим селом. Жители Авдотьино говорят, что этот мост был самым удобным и безопасным, а его снос сильно осложнил им жизнь.

«Самый темный час — перед рассветом»

Большой разговор журналиста Станислава Кучеры* с Борисом Гребенщиковым* — о нашем времени, о чужой боли, о любви и ненависти.

Актриса Алиса Хазанова на театральном фестивале Jaffa Fest в Тель-Авиве представила свой новый спектакль «Фокус» по роману Марии Степановой

Ведущие канала Sheinkin40 расспросили Хазанову о жизни в Лондоне, о сложностях актерской профессии, о реакции на стресс и даже (немного) о ее знаменитом отце Геннадии Хазанове, а также о ее отношении к его мнению о ней.

* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Смотри в оба

Ирина Петровская рецензирует ТВ и Youtube

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow