Есть на одной их южных окраин Еревана, в квартале Норагавит, храмовый комплекс Сурб Геворг. Это сравнительно небольшая территория, на которой находится основной храм Армянской апостольской церкви: собственно, сам Сурб Геворг и маленькая, почти часовня, церковь — приход храма Воскресения Иисуса Христа. Место уникальное не только для района и даже армянской столицы, но и для целой страны. Этот храм в настоящий момент единственный в стране приход Грузинской православной церкви.
Так уж получилось, что, когда речь заходит о православной церкви и о православии, то на ум, особенно в странах бывшего СССР, как правило, приходит РПЦ, которая и вне своих географических границ ревностно продолжает следить за своей монополией на православие, однако ситуация в мире стремительно меняется, и место под солнцем находится и для многих других православных юрисдикций. А Грузинская церковь и вовсе исторически связана с Армянской, а географически — уж тем более, хотя между ними на протяжении многих столетий и отсутствует евхаристическое общение (возможность совершать совместные богослужения). Впрочем, это никоим образом не мешает возможности существовать армянским храмам в Грузии, где и по сей день продолжают проживать армяне, а также такому удивительному и уникальному в своем роде приходу в Армении.
Храм Воскресения Христа, официально находясь в юрисдикции Грузинской церкви, тем не менее совершает богослужения на церковнославянском языке, но следует и живет по богослужебному календарю Грузинской православной церкви и на богослужениях поминает Католикоса и Патриарха Грузии Илию Второго. Но приходские службы не ограничиваются только церковнославянским языком. Звучат на них прошения и возгласы на грузинском, греческом, армянском и украинском языках. От грузинского патриарха у настоятеля храма протоиерея Александра Шкарбаненко есть благословение совершать литургию на древнеармянском языке. Приходу Воскресения Христа уже через два года будет 40 лет. Срок значительный. Из этих сорока только 25 лет является настоятелем протоиерей Александр Шкарбаненко, бывший военный, сын летчика, потомок донских и кубанских казаков.

Храм Воскресения Христа в Ереване. Фото: Андрей Мизюк
Отец Александр родился и вырос в Армении, прекрасно знает армянский язык, который когда-то выучил по настоянию своего отца — военного летчика. А еще он прекрасно знает и безгранично любит Армению, почти каждый ее уголок, историю и традиции. Он один из лучших русскоязычных гидов, который организовывает не только путешествия, а самые настоящие паломничества по армянской земле, знакомя туристов и паломников с сердцем христианского мира, которым Армения является по праву.
* * *
Сделаю небольшое отступление. Сам я уже три года в Армении и покинул Россию в связи с известными всем прискорбными обстоятельствами — 24 февраля 2022 года и поддержкой Русской православной церковью военных действий и преследованиями несогласных с политикой Кремля. Ждать, пока меры примет церковное руководство, а вслед за ним Следственный комитет и прокуратура, не имело смысла, а играть в молчанку было невыносимо тяжело. Я переехал в Грузию, а спустя месяц по зову друзей — и в Армению. Найти возможность продолжить служение в Грузии у меня не получилось. Приехав в Армению, я уже и вовсе почти расстался с этой мыслью, однако вспомнил, что, возможно, в Армении были и, может быть, даже остались приходы Грузинской православной церкви. Интернет практически сразу же вывел на храм Воскресения Христа, и утром 4 декабря 2022 года я отправился на службу. Сначала, как и многие приезжающие сюда, я попал в армянский храм, а оттуда меня уже провели в маленькое соседнее здание, с виду напоминавшее часовню, где в этот момент завершалась праздничная служба на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Там и состоялось наше первое знакомство с отцом Александром.
А еще чуть позже он сделал для меня нечто очень важное: поехал в Тбилиси и рассказал про меня грузинскому патриарху (оказывается, с патриархами тоже можно встречаться лично), который разрешил мне по мере сил помогать и сослужить отцу Александру. Кроме того, он передал в подарок две скуфьи (небольшие шапочки). И так, по благословению грузинского патриарха и при содействии и поддержке отца Александра, я обрел место служения и молитвы здесь — в Армении.

Фото: Андрей Мизюк
* * *
Конечно, 2022 год открыл и новую страницу в жизни норагавитского грузинского прихода. Сюда постепенно стали стекаться верующие релоканты. Следует заметить, что,
несмотря на присутствие в Ереване аж двух приходов РПЦ, почти никто из антивоенной эмиграции православного исповедания не стал ходить на службы в храмы московского патриархата или, попав на одно-два богослужения, разворачивался и уходил.
Ничего отличного от того, что с началом *** стало происходить в российском православии, там, к сожалению, не было. Уехать из страны, чтобы еще и за ее пределами на службах в храме слушать все то же самое, для многих оказалось невозможным. Люди стали ходить на богослужения в армянские храмы, где их так же, между прочим, спокойно и по-доброму принимали, на службы небольшого римско-католического прихода, а еще часть пришла в приход Грузинской православной церкви.
А вот тех приезжих, кто пришел и остался на приходах РПЦ, в Ереване после начала СВО мне так и не удалось встретить. Не думаю, что надо объяснять, почему.
В течение трех лет многое произошло и многое изменилось. Был и рост числа прихожан, был и отток, многие уехали дальше, кто-то вернулся обратно в Россию. Богослужения прихода переросли и вышли за пределы Норагавита и Еревана. Постепенно появилась и уже активно ныне действует православная община в Дилижане, где изначально так же совершались богослужения силами прихода Воскресения Христова. Сейчас там служит священник из Украинской православной церкви (событие тоже историческое, между прочим), и в ближайшее время, возможно, там появится не только община, но уже и свой самостоятельный приход.
Все это случилось и произошло благодаря участию и сердечному отношению отца Александра. Его главная фраза: «Важно помнить, что Господь сказал: приходящего ко мне не изгоню вон». Он строго следует этому правилу, поэтому на его службах нет тех, кто, приходя, не участвует и не становится частью литургии.
Для всех пришедших на службы сюда всегда открыты не только двери, но и отеческие объятия.
Хотя при этом при всем отец Александр — человек консервативных взглядов. Но стоит отметить, что по-настоящему строг и требователен он всегда только к одному человеку — к самому себе.
Уже четверть века он здесь в этом храме. Его жизнь — это не только будни священника, это еще и работа, самая различная, кстати. Он скульптор по дереву, народный мастер Армении, гид, его работы можно встретить на Вернисаже, одном из самых любимых туристических мест в Ереване. А еще он — театрал и большой любитель рыбалки. Кроме того, одним из его любимых дел является организация походов в горы. На извилистых и крутых тропах отец Александр проведет прекрасную экскурсию и расскажет о горной породе, о следах зверей, которые встречаются на земле, даже о том, когда эти следы примерно были оставлены. А еще он пишет очень хорошие стихи. И они тоже о любви. К жизни, к Армении, к Богу.

Работы из дерева Александра Шкарбаненко. Фото: Андрей Мизюк
Отец Александр не так давно овдовел. Потеря супруги в результате ковида стала тяжелым ударом, но он его выдержал и продолжил путь, который Бог ему дал. Это не первая тяжелая потеря в его жизни, но, тесно общаясь с ним, могу лишь сказать одно: он и уныние в этом мире никогда не пересекаются. Вера и доверие Богу всегда поднимали его, и он с новыми силами шел дальше и продолжал делать то, что делает, — служить и заниматься творчеством. Не так давно в Ереване состоялся его первый творческий поэтический вечер, планируется еще один. Каждое воскресенье он неизменно на службе. Исключения составляют моменты житейские, но очень важные. Например, навестить внука, который сейчас проходит срочную службу в ВС Армении. Но даже когда ему в течение нескольких дней приходится работать гидом, то все подопечные ему группы тоже приезжают утром на богослужение. Это основная и главная часть его работы. Она же в каком-то смысле и миссионерская.

Отец Александр во время своего первого творческого вечера. Фото: Андрей Мизюк
* * *
Мы встретились с отцом Александром и еще раз вспомнили вехи истории Воскресенского храма.
— Храм был открыт в 1987 году. До этого здесь служили в небольшом подвале, был тут отец Григорий, грузинский священник. Но после небольшого раскола в этой общине часть прихожан отправляются в Абхазию для встречи с грузинским патриархом, и он присылает сюда еще одного священника, отца Иоанна из русского храма в Тбилиси. А Католикос Вазген Первый по договоренности со Святейшим Патриархом Илией отдает с любовью это помещение, и с 1987 года здесь постоянно совершаются богослужения.
Это был изначально приход Грузинской православной церкви. А с 1980 года действовала и соседняя большая церковь — святого Георгия (Сурб Геворг). До того там когда-то были военные склады, стены храмов были, к сожалению, испорчены и исписаны, но потом это все было приведено в надлежащий вид.
А вот Русская православная церковь отрылась уже позже, в 1992 году. Приход тут возглавил тогда еще молодой архимандрит Макарий — этнический армянин, которого в тот момент прислали из России. Он в скором времени уехал, поскольку сильно болел, но его стараниями появилась у нас на приходе чудотворная Миассинская икона Божьей Матери. После этого на грузинском приходе до 1998 года продолжал здесь служение отец Иоанн, который в монашестве стал Георгием и после переведен в Тбилиси в храм Александра Невского. В 1999 году меня рукоположили в диаконы, в сентябре 2000 года — в иереи, в 2003 году меня наградили званием протоиерея и правом ношения митры и наградного креста. А с 2000 года я настоятель прихода.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Мы изначально служили на церковнославянском языке по образцу устава Александро-Невского прихода в Тбилиси, хотя есть у меня благословение служить и на армянском языке.
…Присутствие Бога в моей жизни я помню с детства, особенно оно чувствовалось в дни Пасхи, когда мы с мамой ходили в армянский храм освящать куличи.
…И еще был период, когда я по внутреннему наитию стал собирать иконы, так у меня сохранилась коллекция, которую я потом передал в армянский храм Сурб Геворга: она осталась у настоятеля храма Тер Атанаса. И мое приближение к церкви продолжалось. Мои родители были благочестивыми людьми, я не могу сказать о том, были ли они верующими, хотя с мамой мы ходили в храм на освящение тех же куличей. А вот бабушки мои точно верили.

Фото: Андрей Мизюк
Внутренний перелом наступил после сложного жизненного периода в 90-е годы, особенно после первой Карабахской войны, когда жизнь показала четких два направления — либо вниз, либо вверх, к Богу. Это был очень серьезный перелом, тогда я понял, что оборачиваться назад нельзя.
* * *
Отец Александр был одним из тех, с кого начинался знаменитый Вернисаж, было это в 1986 году. Тогда он выставил для продажи множество своих работ из дерева. Это и по сей день один из источников его дохода. Как и в древности апостолы, священник кормится от трудов своих, изделий, созданных своими руками. Приход едва окупает свое существование, а жалование, которое отец Александр получает в Грузии, он тратит на нужды храма, утварь и свечи. Были и есть те, кто помогал и содействовал приходу. Например, в 2023 году силами прихожан из числа релокантов была обновлена ризница, куплены новые облачения.
— Отец Александр, а что вы считаете своим богатством?
— Это мои внуки. Детей должно и нужно воспитывать только в любви. И у меня это, надеюсь, получилось. Во всяком случае, все, кто с ними знаком, всегда мне их хвалили.
У отца Александра дети — сын и дочь. У них уже свои дети, у дочери три сына, а у сына две дочери. Внуки отца Александра наполовину армяне, мальчики увлечены спортом и походами, а старший внук пошел по стопам деда и сам уже работает гидом. Это как раз он служит в армии.
Девочки достигают успеха в спорте и музыке. Одна из внучек отца Александра — скрипачка, государственная стипендиантка. Другая занимается большим теннисом.

Отец Александр со своими внуками. Фото: Андрей Мизюк
— Отец Александр, а Армения действительно родина для вас, не армянина?
— Да, Армения есть моя родина, которую я безумно люблю. Меня звали родственники из России, но я не уеду отсюда. Армения — уникальная страна, и главное ее богатство — это ее народ, уникальный и неповторимый. Так же и мой папа отказался в свое время отсюда уезжать. Был случай, когда я учился в четвертом классе в школе, и администрацией было решено, что дети военных могут не изучать армянский язык. Я тогда, довольный, прибежал домой, а папа сказал: «Ты живешь на армянской земле, кушаешь их хлеб и пьешь воду, ты должен знать язык и историю этой земли».
— А Грузия?
— Грузия моя духовная Родина… да, я чувствую себя частью русской культуры, народа, но я больше всего люблю Армению, и я — часть этой земли. А Грузия дала мне другое: понимание, что такое духовный отец, каким является Патриарх Илия. Он всегда был открыт и доступен и всегда это для меня — настоящий пример священника
— В богослужебных прошениях мы говорим о патриархе как о господине и отце. Вот Патриарх Илия — он господин или отец?
— Конечно же, отец. Да, как возглавляющий церковь — добрый руководитель, то есть господин, начальствующий, но больше всего, конечно же, отец. Отец для своей страны, для своего народа, и я уверен, что он обязательно сохранится в истории Грузии в таком свете.
* * *
История прихода Воскресения Христова продолжается — как и история Армении и Грузии. Даже теперь, в непростые времена для этих стран, есть и ощущается очень крепкая духовная связь этих земель с их христианскими основами. Это в крови, генетике этих народов. И это то, что не позволит им потерять ощущение свободы и достоинства, которые были и будут в них, в их истории, в настоящем и будущем. Когда мы говорим об отдельном человеке, то думаем и говорим о его душе. Есть и то, что называется душой и у народа. Но здесь, на этой земле, я видел не только душу, не только душевное, здесь я слышу и чувствую дух.

Фото: Андрей Мизюк
Дух.
Маленький храм в Норагавите, ставший для многих из нас Ковчегом в Араратской долине, неспешно продолжает свой путь в Вечность. А здесь во времени он оставляет тепло и любовь, которые живут в нем не по причине человеческой, не только из-за людей.
Он несет в себе память о прошлом и хранит в себе часто невидимую нами ныне красоту будущего. Его обязательную неизбежность, которая нам известна в таком хорошем человеческом слове как надежда.
А надежду подарит вера.
А вместе они дадут силу любви.
Ее в нынешнем мире, к сожалению, мало. Но очень многое зависит он нас самих.
И от берегов, которые мы в этом плавании временной жизни избираем.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


