КомментарийОбщество

Никаких родителей

Теперь учитель будет разговаривать только с «Максом» или путем официальной переписки с администрацией

Государство продолжает жестко навязывать мессенджер «Макс» школам, а те — родителям. Новая школьная тактика — отказ от других способов общения с родителями. Недавно ее опробовали в школе № 6 города Долгопрудного Московской области.

Или МАХ, или никак

Отец ученика этой школы Павел Квартальнов рассказал на своей страничке в соцсети: «В минувшие выходные в чат класса, где учится мой сын, пришло сообщение от учительницы, что отныне все общение будет только в мессенджере «Макс». На предложения перейти на общение «ВКонтакте» она не отреагировала, хотя год назад всех родителей заставляли вступить в общешкольный чат «ВКонтакте», и этот чат (общешкольный) до сих пор функционирует. Вместо ответов она прислала сегодня распоряжение министерства о запрете общения через иностранные мессенджеры и «разъяснение», явно подготовленное уже руководством образования Московской области, что никакие прямые контакты между учителем и родителями (даже если это (как в нашем случае) учитель начальных классов, а ситуация экстренная) невозможны ни в рабочее, ни в учебное время, все основное общение помимо «Макса» — только через администрацию школы, через регистрируемые письма. После чего учительница вышла из чата, возможность напрямую связаться с ней «ВКонтакте» также отключена. Конечно, дело не в столько в этой учительнице, которая боится отстаивать свои права, сколько в директоре, запугавшем учителей так, что они перестают общаться с родителями. По моему убеждению, как человека, кто 25 лет связан с системой образования, тут мы имеем дело с самой большой низостью — шантажом родителей их собственными детьми».

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Пишите официальный запрос

Школа в самом деле объяснила родителям в письменном виде, что, помимо мессенджера Max, у них только три способа связаться со школой:

  1. прийти на родительское собрание;
  2. отправить в школу (но не учителю) телефонограмму и ждать ответа;
  3. отправить письменное обращение, в том числе по электронной почте. Обращение будет зарегистрировано, дальше школа на него ответит тоже в письменном виде.

В обычной жизни школа выстраивает отношения подобным образом только с теми родителями, которые ей чем-то очень досадили, отношения с которыми перешли в стадию затяжного конфликта; это этап «у меня все ходы записаны», следующий будет уже «только в присутствии адвоката». Но как долгопрудненской школьной администрации успели досадить все родители сразу, остается только догадываться.

Самый типичный повод для родительского обращения к учителю в чате — это короткое сообщение после уроков. Вроде такого: «Отпустите Петю, за ним пришли». Теперь, судя по распространенным среди родителей школы № 6 документам, если мамы-папы не хотят ставить мессенджер Max, а забрать ребеночка после уроков все же хотят, они сначала должны подать в школу письменное заявление или прислать телефонограмму, а потом дождаться ответа. По закону школа обязана его дать в течение 30 дней. Петя подождет.

Родители обратились за разъяснениями к директору школы Наталье Дмитриевне Якушевой. «Директор подтвердила, что учителям запрещено любое общение в учебное время, кроме общения через «Макс», причем продленка тоже считается учебным временем, — рассказывает Павел Квартальнов. — Раньше мы просто писали учительнице, что пришли забирать ребенка, и она отпускала его, теперь это строго-настрого запрещено. Жена спросила, что тогда делать, и директор предложила обращаться к охранникам, чтобы они вызывали учителей. Но охрану обеспечивает сторонняя организация, и выполнение таких просьб в обязанности охранников не входит. То есть по отношению к охранникам директор заведомо превышает свои полномочия».

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Звонки — с разрешения департамента

Родители спрашивают, почему нельзя продолжать общаться в существующем чате на сайте «ВКонтакте». Школа ссылается на письмо заместителя министра просвещения Владимира Желонкина от 28.10.2025 № ВЖ-2122/15 «О направлении информации», но в этом письме нет запрета общаться через чат «ВКонтакте». Более того, там прямым текстом сказано, что «переписка с гражданами, в том числе с участниками образовательных отношений, ответы на комментарии к публикациям и иные виды коммуникаций возможны, например, с использованием сервисов «ВКонтакте», «Одноклассники», RUTUBE, «Цифровой платформы MAX» и иных сервисов, принадлежащих российским гражданам и организациям».

Нет такого запрета и в Федеральном законе № 41 «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Однако учительница, продолжает Павел Квартальнов, «сказала, что не готова общаться во «ВКонтакте», поскольку не знает, как пользоваться этой сетью (хотя год назад настойчиво призывала родителей вступать в школьный чат во «ВКонтакте» и до сих пор в этом чате состоит, что отрицала, пока жена прямо не показала ее фамилию в списке участников чата). Никаких альтернативных способов связи учительница не предложила, кроме как «связывайтесь со мной через других родителей, которые состоят в «Макс», притом что моя жена занимается активной работой в родительском комитете, помогает учителю с закупками, с организацией экскурсий, в сопровождении учеников на экскурсиях. Сказала только, что, если даже будет получено разрешение на общение во «ВКонтакте», она вряд ли будет это делать, поскольку копирование сообщений в два чата — это «лишняя работа, на нее нет времени», но причина явно в том, что женщина запугана начальством. На том разговор и закончился. Директор в личном разговоре с женой, указавшей ей на формулировки в официальных документах, ответила, что пусть мы напишем официальное обращение, она с ним доедет до департамента, и только так мы, возможно, получим разрешение использовать другие каналы связи вроде телефона, электронной почты и «ВКонтакте». Что на уровне школы она не может принимать такие решения».

Все дело в интеграции

Использование мессенджера Max — дело добровольное, подчеркивается в письме заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олега Качанова депутату Госдумы Олегу Михайлову от 23.09.2025 № ОК-П13-92312: «…требования об обязательном использовании мессенджера MAX в образовательном процессе в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены, однако ее (так в тексте.М. В.) применение может быть закреплено локальными актами образовательной организации». Если же ученики или родители отказываются регистрироваться в «Максе», сказано дальше в письме, «вопрос обеспечения альтернативного способа получения полной информации об образовательном процессе должен быть решен при содействии образовательной организации».

В долгопрудненской школе № 6 родителям так объяснили, почему нужно пользоваться исключительно «Максом»: потому что только этот мессенджер интегрирован с «Моей школой». Понятно же, что такой мощный аргумент любого родителя убедит перестать капризничать, взяться за ум и установить Max. «Моя школа» — это федеральная государственная информационная система, которая вобрала в себя образовательную платформу «Сферум» и связана с «Госуслугами» (в Москве эту роль выполняет МЭШ, Московская электронная школа): электронный журнал, библиотека заданий и методических материалов, внутренняя документация школ и прочее. А теперь вот еще и мессенджер. Зачем? Для удобства администрирования, учета и контроля.

Для родителей нет никакой сверхценности в том, что Max интегрирован в «Мою школу». Извещения о том, что завтра в классе проверка на вшей, что в школе карантин по кори или что класс собирается на экскурсию, вполне можно получать и из постороннего чата, это даже и удобнее. И для того чтобы попросить выдать Петю на руки родителям после учебного дня, совершенно нет необходимости интегрироваться с «Госуслугами» — ну как-то вроде бы дело не крайней государственной важности.

Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

Фото: Алексей Мальгавко / Коммерсантъ

А вот отказ учителей общаться с родителями иначе, чем через Max, — это уже смахивает на серьезное нарушение прав ребенка и родителей. А если ребенку плохо в школе станет, а у родителей пресловутого «Макса» нет? А написать им через «ВКонтакте» учителю школа запрещает? И по телефону позвонить какой-нибудь местный департамент образования не велит? А если дома что-то случилось и ребенка надо из школы срочно забрать, а учитель принципиально не отвечает на звонки и вышла из группы во «ВКонтакте»?

Ну и наконец, учитель сам себе яму роет. Вместе с директором. Потому что если раньше можно было с вечера дернуть всех родителей разом — мол, срочно все подпишите согласие на обработку персональных данных, и с утра дети уже тащили в рюкзачках эти согласия, — то теперь учитель с родителями принципиально не разговаривает, а родители не «максимизированы», и надо кого-то держать в роли глухого телефона, чтобы передал дальше, что надо срочно подписать, а он или забудет, или перепутает…

Ну и кому от этого будет хуже?

Читайте также

«Вы противопоставляете себя факультету»

«Вы противопоставляете себя факультету»

В российских вузах накануне сессии студентов и преподавателей массово принуждают к жизни с госмессенджером Max. Правозащитники запустили петицию протеста.

А кому лучше?

Разумеется, главный благополучатель и выгодоприобретатель от интеграции «Макса» и ФГИС «Моя школа» — это государство: оно получает полный, стандартизованный, централизованный поток данных от любого учебного заведения. Причем контролирует не только школьников внутри школы, но и общение с родителями за ее пределами. Коммуникации школы становятся прозрачны и легко поддаются контролю. «Единый цифровой контур» замыкается. Контроль, унификация, анализ данных… Государству — сплошная польза.

  • Администраторам разных уровней тоже хорошо: они отчитываются, что систему внедрили, что никакой цифровой вольницы больше нет, все обструганы, откалиброваны и расфасованы по чатам с автоматическим попаданием во ФГИС.
  • Школам это могло бы быть полезно в теории: автоматически выгружать в чат расписание, домашние задания, уведомления из электронного журнала — ну-у-у… возможно. Родителям тоже уже не спрятаться: «Ой, а мы не видели объявления, а что, нужно было прийти на субботник, да?»

На практике — у большинства школ давно отлажена работающая система коммуникации с родителями, и ломать ее об колено и заводить что-то новое никому не хочется. Образовательные платформы — дело такое: кто в школе хоть лет десять проработал, тот хорошо помнит: не успеют внедрить одну, как через год в срочном порядке переводят на другую, с неудобным интерфейсом, неустраненными косяками разработчиков и внезапными глюками. И учитель обычно тоже реагирует на авральные переходы с платформы на платформу с усталым сарказмом, как в старом анекдоте папа-кабан, размышляющий о жизни посередине грязной лужи, на приставания сына-поросенка: «Ну вот щас все брошу и буду делать тебе свистульку».

  • А родителям вся эта интеграция, разумеется, вообще не нужна. Они хотят быстро прочитать вопрос и быстро дать ответ. Или, наоборот, задать вопрос и получить ответ. Переходить на новый мессенджер, когда уже есть привычный старый, им нет никакого резона: им нужна скорость, стабильность и привычная среда, а все это есть в уже работающих мессенджерах.
  • Про учеников и говорить нечего: им это все до лампочки — даже если вынести за скобки дурную славу «Макса», они в эти взрослые игры не играют. У них свои способы коммуникации.

Понятно, что при таком раскладе добиться массового перехода с мессенджеров привычных, удобных и надежно работающих на мессенджер новый, ненужный и с определенной репутацией можно только грубой силой, принуждением и шантажом.

Что мы, собственно, и видим.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow