Уголовные дела против двух из пяти заместителей председателя партии (один из них — в СИЗО, другой — под домашним арестом), объявление «иноагентами» троих зампредов, административные дела против председателя партии и депутата петербургского парламента (грозящие годичным отлучением от выборов), протоколы и штрафы у других партийцев — в такой обстановке работает сегодня «Яблоко».
Хроника такова.
1 октября был задержан, а затем отправлен в СИЗО зампред партии «Яблоко», в 2019–2024 годах — депутат Московской городской думы Максим Круглов.
Против него было возбуждено уголовное дело о распространении «фейков» об армии, хотя (это подчеркивалось в заявлении партии) все его публичные высказывания и действия были направлены на снижение уровня насилия и конфронтации, поиск мирных решений и уважение человеческой жизни, а предъявленные обвинения, по мнению партии, «не имеют под собой никаких реальных оснований и являются частью политического давления на независимые голоса».
5 ноября в Пскове был вынесен обвинительный приговор зампреду «Яблока» Льву Шлосбергу* (в 2011–2021 годах — депутат Псковского областного собрания).

Лев Шлосберг. Фото: соцсети
Его приговорили к 420 часам обязательных работ по делу о «потерянных плашках» — за сохранение на личной странице сайта «ВКонтакте» пяти чужих видеозаписей без маркировки «иноагент».
Никакие аргументы защиты (подтвержденные IT-специалистами и администрацией соцсети) о том, что технически невозможно сохранить чужую запись, вставив в нее плашку, на суд не подействовали.
В апелляционной жалобе на 74 страницах перечислено и аргументированы 99 нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, допущенные судом при вынесении приговора.
18 ноября стало известно о том, что на председателя партии «Яблоко» Николая Рыбакова и депутата Заксобрания Петербурга от партии Ольгу Штанникову составлены административные протоколы по ст. 20.3 КоАП (демонстрация экстремистской символики).

Николай Рыбаков. Фото: соцсети
В первом случае речь идет о соболезнованиях, высказанных в феврале 2024 года после смерти Алексея Навального, во втором — о перепосте чужой публикации в 2013 году (!), в которой есть фото покойного политика, чьи изображения силовики считают демонстрацией экстремистской символики.
Штрафы по этой статье невелики, но иезуитская особенность законодательства в том, что в течение года после административного наказания нельзя баллотироваться в депутаты и на другие выборные должности, а до выборов осталось меньше года.

Ольга Штанникова. Фото, соцсети
Никто не сомневается, что внезапный интерес правоохранителей, в том числе к постам 12-тетней давности, связан именно со стремлением не допустить Рыбакова и Штанникову до выборов. При этом в 2026 году, кроме думских выборов, пройдут еще и выборы депутатов питерского Законодательного собрания.
В партии заявили, что Николай Рыбаков и Ольга Штанникова никогда не публиковали материалы, которые российский закон относит к экстремистской символике, и это будет доказано в суде, но практика по таким делам пока что негативная. Эта статья КоАП давно уже применяется как самый простой для властей инструмент для отстранения от выборов неугодных политиков — первые примеры датированы еще 2022 годом (тогда, в частности, главе одного из муниципалитетов Москвы, «яблочнику» Андрею Мореву кто-то наклеил на машину символику «запрещенной организации», после чего его оштрафовали и отстранили от выборов).
Еще двое зампредов «Яблока» — Борис Вишневский* из Петербурга (именно его год назад сменила в Законодательном собрании Штанникова) и Владимир Дорохов из Тулы, — а также Лев Шлосберг объявлены Минюстом «иноагентами», что запрещает им не только баллотироваться на выборах и быть депутатами, но и помогать товарищам во время избирательной кампании.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Борис Вишневский. Фото: соцсети
20 ноября городской суд в Петербурге по иску прокуратуры признал «экстремистским материалом» сборник статей Вишневского «Хроники возрожденного Арканара», изданный в сентябре 2015 года. Опираясь на «заключение специалистов», которое было разгромлено независимыми экспертами в суде как построенное на домыслах и не основанное на действительном содержании статей. Но политические дела в нынешней России ведутся по принципу, который (как рассказывала «Новая газета») еще в 1982 году откровенно сформулировал следователь в разговоре с диссидентом Вячеславом Долининым: «Суд — это формальность, все решаем мы».
Кроме перечисленных, из «яблочников» отбывает срок по приговору за «фейки» журналист Михаил Афанасьев из Хакасии, за «дискредитацию» сидит в колонии камчатский журналист Владимир Ефимов, находится в СИЗО во время суда по нескольким статьям УК историк Василий Неустроев из Петербурга.
Оштрафованы на крупные суммы по уголовным статьям о «дискредитации» (за призывы к миру) — глава вологодского «Яблока», бывший депутат областного парламента Николай Егоров, глава Якутского «Яблока» Анатолий Ноговицын, о «реабилитации нацизма» (за критику сталинского режима) — зампред отделения партии в Приморье Марина Железнякова.

Константин Смирнов. Фото: соцсети
С января в СИЗО по обвинению в «вымогательстве» находится лидер Рязанского «Яблока» Константин Смирнов, который, будучи депутатом Дубровического сельского поселения, активно выступал против «муниципальной реформы» и возглавил протест жителей.
Все это — не случайное совпадение и не частная инициатива отдельных силовиков, стремящихся получить повышение и бонусы, а спланированная кампания в преддверии предстоящих в 2026 году выборов Госдумы. Кампания против единственной легальной российской политической партии, с февраля 2022 года последовательно выступающей за прекращение огня.
Это предложение все это время шельмовалось как только можно (как отечественными пропагандистами, так и уехавшими политиками из «партии чужой крови»). Но в «Яблоке» на нем упорно продолжали настаивать.
Известно, в каких условиях будут проходить выборы-2026: при действии репрессивных законов, криминализующих инакомыслие, под руководством избиркомов, контролируемых властями, и при «трехдневном голосовании», резко увеличивающем возможности для фальсификаций.
Однако идея прекращения огня набирает популярность в российском обществе. Оно не настроено на протест, но устало от происходящего и хочет его остановки.
За это, по всем опросам, выступает более половины граждан. И единственная политическая сила, которая к этому призывала и призывает, может оказаться опасной для властей во время выборов, несмотря на все административные преимущества.
Потому что не очень просто будет конкурировать публично с теми, кто будет не только выступать за прекращение огня, но и напоминать о том, что призывали к этому все минувшие годы.
Но к некомфортным ситуациям власти не привыкли. И они будут создавать комфортные. Привычными методами, а такими в последние годы являются методы силовые. Чтобы или вообще не допустить опасных конкурентов в «игру», или максимально ослабить их состав.
Первое совершенно не исключено — избирательное законодательство предоставляет массу возможностей для недопуска «неправильных» конкурентов, которые потом замучаются бегать по судам вместо ведения кампании.
А если говорить о втором, то именно это мы и видим.
Политического решения закрыть «Яблоко» совсем пока нет (важное слово — «пока»), но, скорее всего, есть решение не дать дышать.
Обложить кольцом преследований, максимально усложнить работу, и, проводя «точечные» репрессии, выбить из будущей кампании (или вообще из политики) «яблочников» с репутацией, умеющих выигрывать выборы и авторитетных для общества — тех, к чьему мнению прислушиваются.
Тех, кто может артикулировать важное: «Мы — голос людей, которые хотят, чтобы наша страна двигалась в другом направлении».
Если бы таких людей было ничтожно мало, если бы в обществе существовала столь дружная поддержка президента и его курса, как рассказывает коллективный ВЦИОМ, незачем было бы заниматься предвыборными репрессиями.
То, что они усиливаются — доказательство того факта, что таких людей в России немало и по мере приближения выборов может стать еще больше.
И они будут нуждаться в политическом представительстве.
Михаил Ахматский
* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».
Этот материал вышел в четырнадцатом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


