Среди победителей — сериал «Аутсорс», спектакль «Зеркало» в пространстве «Внутри», группа «Мегаполис» и другие актуальные проекты. Анализируем самые интересные номинации и разбираемся, действительно ли премия ищет «искусство будущего».
Это мог бы быть репортаж с церемонии награждения 14-й ежегодной премии «Сноба», но в последний момент мне отказали в аккредитации, сославшись на то, что Театр Ермоловой, который стал площадкой для мероприятия, не может вместить всех. И все равно не сказать о премии «Сделано в России» нельзя. Просто потому, что это, пожалуй, единственное мероприятие подобного толка, которое действительно чувствует голос поколения и пытается найти нечто уникальное, а не слепо следует за трендами.
Это не та премия, за участие в которой надо заплатить, чтобы потом было чем похвастаться в пресс-релизе. Любой желающий мог свободно выдвинуть свой проект, а затем на основании заявок формировался лонг-лист. Экспертный совет сократил его до шорт-листа, а затем за голосование взялись читатели. «Для нас «Сделано в России» — это уже давно не соревнование и не фиксация успехов за год. Это наша ежегодная попытка вместе с экспертами и тысячами наших читателей заглянуть в будущее», — говорит издатель журнала Марина Геворкян.

Марина Геворкян. Фото: snob.ru
- Победитель в номинации «Театр» — спектакль Саввы Савельева и Павла Табакова «Зеркало» (пространство «Внутри»)
Интересно, что «Внутри» причастно к премии не только в номинации «Театр». Генеральный продюсер пространства Олег Карлсон и его архитектурное бюро «Карлсон & К» вошли в шорт-лист премии в номинации «Бизнес» — за то, что встраивают культуру в архитектурную ткань Москвы. Награду в этой номинации в итоге получил банк ВТБ за поддержку русской культуры за рубежом, но и масштаб этих двух организаций, конечно, трудно сопоставить.
А между тем пространство «Внутри» стало еще и успешным коммерческим кейсом. И это при том, что большинство театров в России государственные, а успешные частные инициативы можно пересчитать по пальцам. «Внутри» — как раз успешный случай: общаясь с представителями этого театра, чаще всего слышишь слово «аншлаг» и «переаншлаг» (первое означает, что мест на спектакль нет, но если очень постараться, можно найти, а второе — что людей просто некуда сажать).
Заходя в пространство «Внутри», попадаешь не в театр в классическом его понимании, а скорее к кому-то в гости, на квартирник, где сегодня выступает кто-то очень значительный. В небольших комнатах все обустроено так, как в реальной советской квартире. У входа живут котики, которых можно забрать с собой. А в небольшом театральном зале творится настоящее живое искусство. Раньше на месте «Внутри» находилась одна из сцен Театра.Doc, а еще на сайте есть фраза: «Если вы не забыли дорогу к «Гоголь-центру», то мы рядом». И рядом не только по геопозиции, но и по духу — даже в актерском составе спектаклей есть пересечения. Пожалуй, здесь объединились и театральные традиции «Гоголя», и способ существования Театра.Doc, и по-домашнему уютный «внутренний» стиль.
Спектакль «Зеркало», победивший в номинации «Театр», обошел, например, даже раскрученную «Кабалу Святош» МХТ им. Чехова. В «Зеркале» всего два актера: Савва Савельев и Павел Табаков. По сюжету их герои встречаются через 20 лет после войны и вступают в интеллектуальную дуэль, исследуя тему памяти и того, как настоящее влияет на прошлое. И это пример того, насколько сейчас нужны философские спектакли, которые побуждают зрителя думать, а не испытывать простые эмоции вроде грусти или радости.
- Победитель в номинации «Кино, сериалы, анимация» — «Аутсорс» режиссера Душана Глигорова
«Аутсорс», пожалуй, более очевидный победитель, потому что сериал прогремел — в полном смысле слова — в этом году. Беспроигрышно злободневная тема — тюрьма и смерть, — да еще и в талантливом исполнении. И сколько сериал гремел, столько же его и ругали за беспросветную тоску и балабановщину. Он и правда тяжелый, без единого положительного персонажа, но при этом интонацию Балабанова он повторяет достойно, закапывая зрителя в глубину собственных переживаний. Кстати, философии, побуждающей думать о жизни, смерти, справедливости, а еще о преступлении и наказании, тут тоже достаточно.

Кадр из сериала «Аутсорс». Источник: кинопоиск
Интересно, что сюжет большинства картин, вошедших в шорт-лист, трагический, безрадостный или таинственный: «Подслушано в Рыбинске» — пусть и комедийный, но нуар с нотками детектива, с убийствами и гопниками; в фильме «Кончится лето» трагизм заложен уже в названии; сериал «Путешествие на солнце и обратно» погружает зрителя в середину 90-х со всеми вытекающими из этого исторического периода сюжетными поворотами. Все это похоже на тенденцию: российский зритель стал смотреть все больше тяжелого кино, а авторы все чаще стали обращаться к трагическим, преступным или детективным сюжетам. Да и вряд ли человек, у которого тяжело на душе, пойдет смотреть очередную киносказку — скорее всего, он включит одну из номинированных картин, потому что эти сюжеты сегодня как никогда созвучны внутреннему состоянию большинства россиян.
- Победитель в музыкальной номинации — альбом «С прочностью нитки» группы «Мегаполис»
Все претенденты музыкальной номинации оказались очень непохожи друг на друга, и здесь, в отличие от номинации «Кино», вообще не прослеживалось тенденции. Явно не руководствовались эксперты и количеством прослушиваний — в шорт-листе есть очень нишевая некоммерческая музыка: у красноярских ребят из группы «Жарок» с их «экологическим дженгл-попом» и солистом с голосом Горшка около 8000 прослушиваний за месяц на «Яндекс Музыке»; у группы «Тальник» с альбомом «Любовь и сладкие духи прохожих» чуть больше — 28 000. При этом соседствуют эти коллективы с одним из самых громких проектов нынешнего года — это «Бонд с кнопкой»: его трек «Кухни» поют миллионы людей по всей России. Такой разброс говорит о том, что сейчас музыкальный рынок очень широкий, появилось огромное количество интересных музыкальных коллективов, которым сложно пробиться сквозь бесконечный поток новой музыки. У «Бонда» получилось, а у тысяч других — пока нет. Зато, может быть, благодаря премии получится.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Альбом «С прочностью нитки» группы «Мегаполис»
Победа ребят из «Мегаполиса» кажется неочевидной только на первый взгляд — вообще-то они взрослые рокеры, которые примешивают в свою музыку и другие жанры и уже успели многое сделать в искусстве: создать несколько экспериментальных альбомов, оставить свой след в театральном искусстве, создав два проекта в «Электротеатре Станиславский». А в шорт-листе «Сноба» соревновались они в основном с новыми молодыми проектами. Впрочем, их победа вполне в духе премии — хоть лидер группы Олег Нестеров и говорит, что альбом не является рефлексией и чем-то сложным (он называет его сказкой), но эта музыка и правда очень похожа на череду философских высказываний. Поэтому победа любого другого проекта — скажем, того же «Бонда с кнопкой» — в этой категории стала бы торжеством поп-культуры, а не поддержкой независимого искусства. Впрочем, все номинанты здесь, безусловно, — взгляд в будущее.
- Победитель в категории «Мода» — бренд аксессуаров Dzhanelli Дианы Джанелли (коллекция «Гедонизм»)
В этой номинации интересно то, что лицом победившей коллекции стала искусствовед и экс-директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева. По словам основательницы бренда Дианы Джанелли, ей хотелось, чтобы украшения презентовал человек с высоким интеллектом и отличным чувством юмора.

Из коллекции украшений «Гедонизм». Фото: dzhanelli.com
Сама коллекция представляет собой несколько оверпрайс-украшений, декорированных черной и красной икрой. Безусловно, успех здесь обусловлен выбором модели: трудно найти более яркого и претенциозного искусствоведа, который бы раскрыл идею коллекции. К примеру, в одном из образов Лихачевой оказалась футболка с надписью про «секс с миром искусства»: I don’t need sex, the art world f** me every day. Для Лихачевой это очередная провокация, которая позволяет ей держаться на плаву в не всегда добром мире большого искусства, а для Джанелли — маркетинговый успех и премия «Сделано в России».
- Победитель в категории «Арт» — Первая Международная биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде

Биеннале экологического искусства. Фото: ecobiennale.ru
Значительное место в листе премии было отведено экологии, и одним из номинантов стала биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде. Нижний за последние годы вообще оказался одним из самых модных городов России, практически наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Удивительно, как много художников из разных стран удалось привлечь к российской, да еще и не столичной экспозиции. Впрочем, экологическая тематика — пожалуй, одна из самых безопасных тем для международных инициатив. Не испугались ее более 100 художников из 35 стран, включая Италию, Францию, Японию, Аргентину, Нигерию и Филиппины. Нижегородская экологическая биеннале уже стала одной из крупнейших в мире, организаторы планируют сделать проект ежегодным и продолжать расширяться. Выставка поставила перед собой задачу обозначить экологию как главную и объединяющую тему современности, что сегодня важно как никогда.
* * *
Кроме перечисленных, победителями премии стали: книга «Сорока на виселице» Эдуарда Веркина (номинация «Текст»), BIOCAD («Наука и технологии»), Шуховская башня в Выксе («Городская среда»), Centrale Bistro («Гастрономия»), отель Mantera Supreme и проект «Айда по деревням» («Путешествия»), Винодельня Templehof Winery («Алкоголь»), а также проект «Чтобы дом оставался местом любви» («Общество»).
Набор претендентов и победителей получился очень разношерстным, при этом попадание в шорт-лист действительно можно было считать причастностью к большому искусству. На первый план вышли не тренды, а социальная значимость проектов и их влияние на современное общество. И как показала премия, победители во всех номинациях формируют среду, в которой живет современный российский интеллигент — или сноб. Обладают ли победители взглядом в будущее — увидим через несколько лет, а пока можно считать их очень хорошим и приятным настоящим. В любом случае, все проекты объединяет одно — смелость и верность себе, несмотря на все перипетии современного мира.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

