КомментарийОбщество

Право на дубинку

Минюст предлагает разрешить применение спецсредств, если поведение заключенного «дает основание полагать», что он может что-то задумать

Право на дубинку

Фото: URA.RU / TASS

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила инициативу Минюста, которая расширяет полномочия сотрудников ФСИН при применении силы. Под предлогом «уточнения порядка конвоирования» ведомство предлагает разрешить использование дубинок, наручников, газовых баллончиков и электрошокеров в большем числе ситуаций — не только при попытке побега, но и, например, при задержании осужденных, уклоняющихся от наказания. В документе предусмотрены и отдельные «послабления»: женщин, которых конвоируют вне спецтранспорта, предлагается не приковывать наручниками.

Поправки предлагается внести в закон «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». По действующему законодательству спецсредства можно применять только при конвоировании, охране или сопровождении осужденных, если есть основание полагать, что «они намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе».

В пояснительной записке авторы поправок указали, что ежегодно движение спецвагонов с конвоем осуществляется по 80 маршрутам, отмечают «Ведомости». При этом конвоирование от вагонов до спецавтомобилей обратно по территориям железнодорожных станций осуществляется группами, в ряде случаев до 50 человек.

В июне Минюст выложил проект поправок в закон № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Помимо прочего, в нем предлагалось изменить список ситуаций, когда сотрудник ФСИН имеет право «лично или в составе подразделения применять специальные средства». В перечень предложили добавить пункт «задержание осужденных, уклоняющихся (злостно уклоняющихся) от уголовных наказаний, исполнение которых возложено на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, в случаях если они оказывают физическое сопротивление сотруднику уголовно-исполнительной системы или пытаются причинить вред окружающим либо себе».

Тюремщики смогут использовать дубинки («палки специальные»), наручники, газовые баллончики и электрошок против таких заключенных, а также для пресечения правонарушений.

Зампредседателя правления Ассоциации юристов России Игорь Черепанов говорит, что законопроект направлен на «уточнение порядка осуществления конвоирования» сотрудниками ФСИН, то есть «расширяет основания для применения спецсредств, допуская их использование» в специальном транспорте, охране или сопровождении осужденных лиц и надзора за ними, если их поведение «дает основание полагать, что они намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе».

Более жесткие условия использования спецсредств также планируют применять к осужденным на пожизненное, включая тех, кому заменили расстрел, и сидящим за «особо общественно опасные преступления, например, терроризм», и тех, кого администрация поставила на профилактический учет.

Насилие будет применяться в любой момент нахождения «за пределами камер», в том числе на территории колоний.

Читайте также

За слова. За тишину. Всех подряд

За слова. За тишину. Всех подряд

Отмена приговора без освобождения, голос, которого не слышно, и снежок, за который сажают

Насилие, как утверждает Черепанов, поможет повысить безопасность сотрудников ФСИН и российского общества. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности, как сообщают госСМИ, уже одобрила проект.

«В этой инициативе есть формулировка «дают основание полагать» — оценочная и предельно размытая. Такой критерий открывает широкое поле для субъективных трактовок.

Что именно может стать «основанием» — настороженный взгляд, тихий разговор с сокамерником или просто нервное движение? Отсутствие четких, проверяемых параметров делает применение силы вопросом личного восприятия сотрудника, а не закона.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Тем самым нарушается базовый принцип правовой определенности — один из краеугольных элементов верховенства права», — считает адвокат Юрий Фролов.

Кроме того, он подчеркнул, что из-за введения такой инициативы права заключенных не будут утрачены, однако применение электрошокера или служебной собаки в замкнутом пространстве спецтранспорта, где невозможно избежать воздействия, создает прямую угрозу не только психическому, но и физическому здоровью человека.

«Подобная неопределенность в формулировках чревата практиками, которые могут привести к жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, а это прямо запрещено не только Конституцией, но и международными конвенциями, участницей которых является Россия. На этом фоне почти символично выглядит норма о запрете использовать наручники при конвоировании женщин вне спецтранспорта. Это редкий штрих гуманизации — попытка, пусть частичная, привести отечественную пенитенциарную практику в соответствие с международными стандартами, которые предписывают учитывать особую уязвимость отдельных категорий заключенных», — полагает Фролов.

В разговоре с «Новой» бывший аналитик ФСИН и правозащитница Анна Каретникова* пояснила, что законопроект не вводит новых видов спецсредств, а лишь расширяет перечень ситуаций, в которых сотрудники СИЗО и колоний могут их применять. По ее словам, речь идет не о появлении дополнительных инструментов давления, а об увеличении числа поводов для их использования.

Анна Каретникова. Фото: соцсети

Анна Каретникова. Фото: соцсети

«Плюс даются дополнительные полномочия сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций и отвечающим за исполнение наказаний, если я правильно поняла. В целом, конечно, каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Про «профучетников» и статьи, связанные с терроризмом, о которых пишут СМИ, я ничего конкретного не нашла. На первый взгляд, речь не идет о каком-то новом витке насилия или переходе на более жесткий уровень. Что касается «как часто» [применяли спецсредства] — про конвоирование знаю лишь со слов, но никаких страшных историй не слышала. При мне в СИЗО спецсредства не применялись, и арестанты на это не жаловались. Использовалась только физическая сила», — отметила Каретникова.

Примечательно, что на фоне одобрения инициативы Минюста, замдиректора ФСИН Александр Розин пожаловался на нехватку сотрудников в его ведомстве: более трети вакансий (37%) не заняты. А в некоторых регионах нет и половины необходимого количества сотрудников.

* Внесена властями РФ в реестр «иноагентов».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow