КомментарийОбщество

«Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели!»

Колонка протоиерея Андрея Кордочкина* о чудесах на войне — настоящих и выдуманных

«Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели!»

Главный храм Вооруженных сил России. Фото: Агентство «Москва»

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОРДОЧКИНЫМ АНДРЕЕМ БОРИСОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОРДОЧКИНА АНДРЕЯ БОРИСОВИЧА

В Госархиве хранится любопытный документ — доклад уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Украинской ССР Павла Ходченко. Часть этого документа, датированного 8 июня 1944 года, называется «кликушество».

В ней собраны свидетельства о сомнительных «чудесах» и «видениях». Среди этих писаний есть и такой рассказ: «Как то раз явилась ко мне псаломщица одной из церквей Новогеоргиевского района Кировоградской области об открытии церкви и между прочим рассказала, что в их районе население очень верит в «чуда». И это потому, что «командир одной воинской части рассказывал, как он и его часть красноармейцев под Сталинградом в самый критический момент увидели на небе знамение, предвещавшее разгром немцев». Доклад ничего не говорит ни о том, когда именно произошло «явление», ни о том, что именно увидели солдаты, со слов женщины.

Впервые ссылку на этот документ в печати мы находим в статье Вадима Якунина «Свидетельствует спецхран» в пятом номере журнала «Наука и религия» за 1995 год. Молодой студент-историк в статье предполагает, что «критическим моментом» в Сталинградской битве было 11 ноября, а характер видения был связан с тем, что будто бы Казанская икона Богородицы была принесена на правый берег Волги, и перед ней «непрестанно случились молебны и панихиды». 25 лет спустя тот же автор — к этому времени профессор и доктор исторических наук — опубликовал другую статью «Истоки религиозных православных исторических преданий и легенд о периоде Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», где он переосмысляет подобные рассказы как фольклор, основанный, впрочем, на некоторых исторических деталях. Так, предание о том, что на Сталинградский фронт была привезена Казанская икона, он связывает с тем, что руины Казанской церкви в Сталинграде были одним из немногих сохранившихся зданий после ожесточенных городских боев.

Страница доклада уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Украинской ССР Павла Ходченко

Страница доклада уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Украинской ССР Павла Ходченко

Но к моменту публикации этой статьи предание о том, что 11 ноября 1942 года солдаты увидели в сталинградском небе Богородицу, прочно вошло в церковную традицию. Три года назад Волгоградское телевидение сняло фильм об этом событии. Авторы фильма ссылаются на некие «дополнительные документы», которые говорят о том, что одним из свидетелей «явления» был маршал Чуйков, а также немецкие солдаты и офицеры. В фильм включен фрагмент интервью с местным художником Львом Тыриным, который, по его словам, был свидетелем этого явления. В ноябре 1942 года ему было четыре года. Волгоградские медиа дословно цитируют солдатские реплики в момент явления:

«Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели — Божия Матерь была в небе! В рост и с младенцем Христом! Теперь точно порядок будет».

«Сталинградская мадонна». Ее нарисовал немецкий военврач Курт Ройбер на обороте географической карты

«Сталинградская мадонна». Ее нарисовал немецкий военврач Курт Ройбер на обороте географической карты

Мозаика с изображением явления была включена в интерьер знаменитого подмосковного храма вооруженных сил, и, таким образом, сюжет окончательно стал частью русского православного канона. Вместе с ним на мозаиках храма изображены и другие легенды из истории войны — крестный ход с Казанской иконой вокруг блокадного Ленинграда и облет с Тихвинской иконой вокруг Москвы. На этот раз сюжеты не подтверждаются вообще никакими архивными данными и свидетелями, многие из которых в 1990-е годы должны были быть еще живы.

Легенда об облете Москвы с Тихвинской иконой упомянута впервые в эмигрантском журнале «Русское Возрождение» в 1981 году со словами «как рассказывают» без ссылок на какие-либо источники. В 1990-е годы она стала известной благодаря сверхпопулярной тогда книге «Россия перед Вторым пришествием», выдержавшей несколько переизданий. В 2017 году «Взгляд» опубликовал рассказ ветерана войны Владимира Киндюка, обитателя дома престарелых в Нью-Йорке, который, с его слов, принимал участие в процессии из шести самолетов с 12 священниками на борту.

«Взгляд» ссылался на ТАСС, что для протоиерея Всеволода Чаплина делало рассказ о воздушном крестном ходе «твердым фактом». Тем не менее на сайте ТАСС нет материалов, посвященных этому сюжету, а в базе данных ветеранов войны нет человека с такими данными. В предании об облете вокруг Москвы с Тихвинской иконой есть многочисленные несоответствия. Даже историки, связанные с Министерством обороны, называют предание «экзотической легендой». Тем не менее легенда стала основой сюжета фильма «Мария. Спасти Москву», снятом на бюджетные деньги в 2021 году.

Если о Великой Отечественной войне достаточно достоверных источников, то зачем вкладывать 180 миллионов рублей бюджетных денег в фильм, лишенный исторической основы? Зачем изображать в православных храмах то, чего не было?

Божественная литургия в храме Вооруженных сил РФ, посвященная 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Фото: Агентство «Москва»

Божественная литургия в храме Вооруженных сил РФ, посвященная 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Фото: Агентство «Москва»

История о знамении соединяет имя Сталина в названии города, который, по мнению создателей «документального» фильма о небесном знамении, спас мир, с именем Божьей Матери. Легенда о московской воздушной процессии, представленная в художественном фильме, представляет Сталина как протагониста свершившегося чуда. Именно благодаря ему Москва спасается Богородицей. Он больше не является гонителем церкви, а становится инструментом в руках Бога. Трансформация войны в «торжество православия» меняет образ самого Сталина.

Вот, к примеру, книга «О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне». Автор — архимандрит Наум (Байбородин), один из самых популярных в народе старцев (за глазами его адептов называли «Наум Синрикё»). Из книги мы узнаем, что Сталин после войны стал строителем «христианского социализма», а вообще-то коммунизм — это развитие лучших сторон христианства, которому не хватает только любви к Богу.

Оказывается, Сталин молился в храме, цитировал Библию, а умер после исповеди и причащения. Его заслуга перед государством заключается в том, что произошло сочетание закона Божия с Конституцией и государственным правом. На одном из православных ресурсов утверждается даже, что Сталин принял монашеский постриг!

Все это, конечно, далеко от исторической правды, но кого она волнует? Разговор об Иване Грозном и о Сталине в России — это всегда разговор об оправдании насилия. Если в День народного единства в Вологде открывается памятник Ивану Грозному (который, кстати, умер за 30 лет до событий, которым якобы посвящен праздник), то месседж только в одном — народное единство невозможно без террора, и чем более правитель безжалостен к своему народу — тем большего уважения он заслуживает.

«Умножитель русских земель. Казанское ханство, Астраханское ханство. Это миссионерство православное. Символ русского мира, динамика, где-то суровое, в хорошем смысле агрессивное движение вперед. Мощный богатырь, самодержец, завоеватель», — рисует широкими мазками идеального правителя России губернатор области Георгий Филимонов на церемонии открытия.

Георгий Филимонов (в центре) на церемонии открытия памятника Ивану Грозному. Фото: Даниил Зинченко / ТАСС

Георгий Филимонов (в центре) на церемонии открытия памятника Ивану Грозному. Фото: Даниил Зинченко / ТАСС

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Здесь я сделаю отступление. В конце 1990-х — начале 2000-х я часто слышал применительно к Московской патриархии слово «сергианство» (по имени фактического управляющего Русской православной церковью митрополита Сергия (Страгородского), подписавшего в 1927 году знаменитую «Декларацию» с требованием полной и безусловной лояльности советской власти). Никаких симпатий эти разговоры у меня не вызывали. Слушайте, говорил я, какое сергианство? На дворе XXI век, нельзя же так застревать в прошлом и не видеть ход истории! Я был близорук и сожалею теперь.

В советское время оплотом борьбы с сергианством была Зарубежная церковь. После смерти Сталина архиерейский Синод РПЦЗ выпустил обращение, где было сказано:

«Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени, чем фарисеи, заслуживает названия сына диавола». Патриарх Московский и всея Руси Алексий I звучал иначе: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы ни проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума».

Листовка с тестом «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского)

Листовка с тестом «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского)

Трудно дать более полярные оценки одному и тому же человеку.

В 2007 году РПЦЗ оказалась поглощена Московской патриархией, где уже призывают к канонизации автора «Декларации». Совсем недавно сестра Васса (Ларина) была вынуждена покинуть РПЦЗ из-за канонических репрессий в ответ на ее критику современного неосергианства. На мой взгляд, сегодня оно не просто призывает к лояльности, а фактически является новой политической религией.

«Во время Сталинградской битвы Христос спустился с небес, вскакивал вместе с пехотинцами и шел в атаку на врага. Сидел за штурвалами советских танков, громивших вражеские доты. В кабинах самолетов сшибал наземь черные эскадрильи «Юнкерсов». Он закрывал глаза убитых героев, целил раненых и сам омывал свои раны в Волге, превращая эту великую реку в русский Иордан», — пишет Александр Проханов, золотое перо этого нового страшного культа.

Сталин, если верить новому герою непосильного писательского труда, ни много, ни мало — помазанник Божий.

Цель всех рассказов про крестные ходы и «чудеса», как и самого храма вооруженных сил — стереть антагонизм между христианством и советской идеологией и полностью пересмотреть советское прошлое. Без этого не построить легитимность нынешней политической системы на нарративе «наследников победы». Предводители «священной войны» (определение всемирного Русского народного собора от 27 марта 2024 г.) — уже не просто госслужащие. Лишь по случайности их изображения не оказались на мозаиках военного храма. И сегодня, в отличие от сталинских времен, панегирики власти с церковных амвонов мотивированы отнюдь не страхом репрессий, а произносятся абсолютно искренне.

Что же все это значит? Неужели все это ложь и манипуляция, и не было никакой Богородицы на фронте?

Читайте также

День несогласия

День несогласия

Колонка Андрея Кордочкина* о празднике и строевой ходьбе

…Заканчивался 1942 год. Сталинград. Немецкие солдаты готовились праздновать Рождество. Землянка немецкого военного врача Курта Рейтера была поделена на две части. В одной он ухаживал за больными и ранеными. О том, что происходило в другой половине, он писал в письмах:


«Рождественская неделя прошла. Это была неделя наблюдения и ожидания, сознательной покорности и уверенности. Дни были наполнены шумом сражений, и было много раненых, которым требовалась помощь. Я долго думал, что мне нарисовать, и в конце концов решил изобразить Мадонну, или мать с ребенком. Я превратил свою нору в замерзшей грязи в мастерскую. Пространство слишком мало, чтобы я мог нормально видеть картину, поэтому я забираюсь на табуретку и смотрю на нее сверху, чтобы правильно выбрать перспективу. Все постоянно опрокидывается, а карандаши теряются в грязи. Мне не на что опереть свою большую картину с Мадонной, кроме наклонного самодельного стола, мимо которого я с трудом могу пролезть. Нет подходящих материалов, и я использую в качестве бумаги русскую карту. Но я хотел бы рассказать вам, как я увлеченно рисую свою Мадонну, и как много она для меня значит.

Картина выглядит так: голова матери и голова ребенка склонены друг к другу, и большой плащ охватывает их обоих. Это символизирует безопасность и материнскую любовь. Я вспомнил слова святого Иоанна: свет, жизнь и любовь. Что еще я могу добавить? Я хотел передать эти три слова в простом и обычном образе матери с ребенком и той безопасности, которую они олицетворяют. Когда мы открыли «рождественскую дверь», как мы делали это и в другие Рождества (только теперь это была деревянная дверь нашего землянки), мои товарищи стояли молча, завороженные и благоговейные, перед картиной, висевшей на глиняной стене. На доске, воткнутой в глину под картиной, горела лампа. Наши празднования в убежище были посвящены этой картине, и мои товарищи с полным сердцем читали слова: свет, жизнь и и любовь.

Я провел рождественский вечер с другими врачами и больными. Командир принес письмо вместе со своей последней бутылкой шампанского. Мы подняли кружки и выпили за тех, кого любим, но, не успев даже попробовать вино, нам пришлось броситься на землю, потому что снаружи упала бомба. Я схватил свою сумку врача и побежал к месту взрыва, где лежали мертвые и раненые. Мое убежище с его прекрасными рождественскими украшениями превратилось в перевязочную. Один из умирающих был ранен в голову, и я ничего не мог для него сделать. Он был с нами на празднике и должен был уйти на боевое дежурство, но перед уходом сказал: «Сначала я допою колядку. O du Frohliche!» Через несколько мгновений он умер. В нашем рождественском убежище было много тяжелой и печальной работы. Сейчас уже поздно, но все еще Рождественская ночь. И повсюду столько печали».

Сейчас этот образ находится в Берлине в храме кайзера Вильгельма. Этот храм искалечен войной, напоминая о хрупкости не только архитектуры, но и человеческой жизни и веры и о том, как быстро и легко можно уничтожить результат многолетних созидательных трудов. Копия этого образа находится в католическом храме в Волгограде. Он говорит каждому о том, что

Бог открывается не в военных победах, а в смертельной опасности, когда уже, казалось бы, нет ни надежды, ни смысла, когда всем человеческим идеологиям приходит конец — несмотря ни на что, остается место для света, жизни и любви.

Читайте также

Wladimir и Курт

Wladimir и Курт

Путешествие по Германии и России в поисках родственников

* Минюст РФ считает «иноагентом»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow