18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОРДОЧКИНЫМ АНДРЕЕМ БОРИСОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОРДОЧКИНА АНДРЕЯ БОРИСОВИЧА
В Госархиве хранится любопытный документ — доклад уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Украинской ССР Павла Ходченко. Часть этого документа, датированного 8 июня 1944 года, называется «кликушество».
В ней собраны свидетельства о сомнительных «чудесах» и «видениях». Среди этих писаний есть и такой рассказ: «Как то раз явилась ко мне псаломщица одной из церквей Новогеоргиевского района Кировоградской области об открытии церкви и между прочим рассказала, что в их районе население очень верит в «чуда». И это потому, что «командир одной воинской части рассказывал, как он и его часть красноармейцев под Сталинградом в самый критический момент увидели на небе знамение, предвещавшее разгром немцев». Доклад ничего не говорит ни о том, когда именно произошло «явление», ни о том, что именно увидели солдаты, со слов женщины.
Впервые ссылку на этот документ в печати мы находим в статье Вадима Якунина «Свидетельствует спецхран» в пятом номере журнала «Наука и религия» за 1995 год. Молодой студент-историк в статье предполагает, что «критическим моментом» в Сталинградской битве было 11 ноября, а характер видения был связан с тем, что будто бы Казанская икона Богородицы была принесена на правый берег Волги, и перед ней «непрестанно случились молебны и панихиды». 25 лет спустя тот же автор — к этому времени профессор и доктор исторических наук — опубликовал другую статью «Истоки религиозных православных исторических преданий и легенд о периоде Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», где он переосмысляет подобные рассказы как фольклор, основанный, впрочем, на некоторых исторических деталях. Так, предание о том, что на Сталинградский фронт была привезена Казанская икона, он связывает с тем, что руины Казанской церкви в Сталинграде были одним из немногих сохранившихся зданий после ожесточенных городских боев.

Страница доклада уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Украинской ССР Павла Ходченко
Но к моменту публикации этой статьи предание о том, что 11 ноября 1942 года солдаты увидели в сталинградском небе Богородицу, прочно вошло в церковную традицию. Три года назад Волгоградское телевидение сняло фильм об этом событии. Авторы фильма ссылаются на некие «дополнительные документы», которые говорят о том, что одним из свидетелей «явления» был маршал Чуйков, а также немецкие солдаты и офицеры. В фильм включен фрагмент интервью с местным художником Львом Тыриным, который, по его словам, был свидетелем этого явления. В ноябре 1942 года ему было четыре года. Волгоградские медиа дословно цитируют солдатские реплики в момент явления:
«Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели — Божия Матерь была в небе! В рост и с младенцем Христом! Теперь точно порядок будет».

«Сталинградская мадонна». Ее нарисовал немецкий военврач Курт Ройбер на обороте географической карты
Мозаика с изображением явления была включена в интерьер знаменитого подмосковного храма вооруженных сил, и, таким образом, сюжет окончательно стал частью русского православного канона. Вместе с ним на мозаиках храма изображены и другие легенды из истории войны — крестный ход с Казанской иконой вокруг блокадного Ленинграда и облет с Тихвинской иконой вокруг Москвы. На этот раз сюжеты не подтверждаются вообще никакими архивными данными и свидетелями, многие из которых в 1990-е годы должны были быть еще живы.
Легенда об облете Москвы с Тихвинской иконой упомянута впервые в эмигрантском журнале «Русское Возрождение» в 1981 году со словами «как рассказывают» без ссылок на какие-либо источники. В 1990-е годы она стала известной благодаря сверхпопулярной тогда книге «Россия перед Вторым пришествием», выдержавшей несколько переизданий. В 2017 году «Взгляд» опубликовал рассказ ветерана войны Владимира Киндюка, обитателя дома престарелых в Нью-Йорке, который, с его слов, принимал участие в процессии из шести самолетов с 12 священниками на борту.
«Взгляд» ссылался на ТАСС, что для протоиерея Всеволода Чаплина делало рассказ о воздушном крестном ходе «твердым фактом». Тем не менее на сайте ТАСС нет материалов, посвященных этому сюжету, а в базе данных ветеранов войны нет человека с такими данными. В предании об облете вокруг Москвы с Тихвинской иконой есть многочисленные несоответствия. Даже историки, связанные с Министерством обороны, называют предание «экзотической легендой». Тем не менее легенда стала основой сюжета фильма «Мария. Спасти Москву», снятом на бюджетные деньги в 2021 году.
Если о Великой Отечественной войне достаточно достоверных источников, то зачем вкладывать 180 миллионов рублей бюджетных денег в фильм, лишенный исторической основы? Зачем изображать в православных храмах то, чего не было?

Божественная литургия в храме Вооруженных сил РФ, посвященная 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Фото: Агентство «Москва»
История о знамении соединяет имя Сталина в названии города, который, по мнению создателей «документального» фильма о небесном знамении, спас мир, с именем Божьей Матери. Легенда о московской воздушной процессии, представленная в художественном фильме, представляет Сталина как протагониста свершившегося чуда. Именно благодаря ему Москва спасается Богородицей. Он больше не является гонителем церкви, а становится инструментом в руках Бога. Трансформация войны в «торжество православия» меняет образ самого Сталина.
Вот, к примеру, книга «О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне». Автор — архимандрит Наум (Байбородин), один из самых популярных в народе старцев (за глазами его адептов называли «Наум Синрикё»). Из книги мы узнаем, что Сталин после войны стал строителем «христианского социализма», а вообще-то коммунизм — это развитие лучших сторон христианства, которому не хватает только любви к Богу.
Оказывается, Сталин молился в храме, цитировал Библию, а умер после исповеди и причащения. Его заслуга перед государством заключается в том, что произошло сочетание закона Божия с Конституцией и государственным правом. На одном из православных ресурсов утверждается даже, что Сталин принял монашеский постриг!
Все это, конечно, далеко от исторической правды, но кого она волнует? Разговор об Иване Грозном и о Сталине в России — это всегда разговор об оправдании насилия. Если в День народного единства в Вологде открывается памятник Ивану Грозному (который, кстати, умер за 30 лет до событий, которым якобы посвящен праздник), то месседж только в одном — народное единство невозможно без террора, и чем более правитель безжалостен к своему народу — тем большего уважения он заслуживает.
«Умножитель русских земель. Казанское ханство, Астраханское ханство. Это миссионерство православное. Символ русского мира, динамика, где-то суровое, в хорошем смысле агрессивное движение вперед. Мощный богатырь, самодержец, завоеватель», — рисует широкими мазками идеального правителя России губернатор области Георгий Филимонов на церемонии открытия.

Георгий Филимонов (в центре) на церемонии открытия памятника Ивану Грозному. Фото: Даниил Зинченко / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Здесь я сделаю отступление. В конце 1990-х — начале 2000-х я часто слышал применительно к Московской патриархии слово «сергианство» (по имени фактического управляющего Русской православной церковью митрополита Сергия (Страгородского), подписавшего в 1927 году знаменитую «Декларацию» с требованием полной и безусловной лояльности советской власти). Никаких симпатий эти разговоры у меня не вызывали. Слушайте, говорил я, какое сергианство? На дворе XXI век, нельзя же так застревать в прошлом и не видеть ход истории! Я был близорук и сожалею теперь.
В советское время оплотом борьбы с сергианством была Зарубежная церковь. После смерти Сталина архиерейский Синод РПЦЗ выпустил обращение, где было сказано:
«Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени, чем фарисеи, заслуживает названия сына диавола». Патриарх Московский и всея Руси Алексий I звучал иначе: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы ни проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума».

Листовка с тестом «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского)
Трудно дать более полярные оценки одному и тому же человеку.
В 2007 году РПЦЗ оказалась поглощена Московской патриархией, где уже призывают к канонизации автора «Декларации». Совсем недавно сестра Васса (Ларина) была вынуждена покинуть РПЦЗ из-за канонических репрессий в ответ на ее критику современного неосергианства. На мой взгляд, сегодня оно не просто призывает к лояльности, а фактически является новой политической религией.
«Во время Сталинградской битвы Христос спустился с небес, вскакивал вместе с пехотинцами и шел в атаку на врага. Сидел за штурвалами советских танков, громивших вражеские доты. В кабинах самолетов сшибал наземь черные эскадрильи «Юнкерсов». Он закрывал глаза убитых героев, целил раненых и сам омывал свои раны в Волге, превращая эту великую реку в русский Иордан», — пишет Александр Проханов, золотое перо этого нового страшного культа.
Сталин, если верить новому герою непосильного писательского труда, ни много, ни мало — помазанник Божий.
Цель всех рассказов про крестные ходы и «чудеса», как и самого храма вооруженных сил — стереть антагонизм между христианством и советской идеологией и полностью пересмотреть советское прошлое. Без этого не построить легитимность нынешней политической системы на нарративе «наследников победы». Предводители «священной войны» (определение всемирного Русского народного собора от 27 марта 2024 г.) — уже не просто госслужащие. Лишь по случайности их изображения не оказались на мозаиках военного храма. И сегодня, в отличие от сталинских времен, панегирики власти с церковных амвонов мотивированы отнюдь не страхом репрессий, а произносятся абсолютно искренне.
Что же все это значит? Неужели все это ложь и манипуляция, и не было никакой Богородицы на фронте?
…Заканчивался 1942 год. Сталинград. Немецкие солдаты готовились праздновать Рождество. Землянка немецкого военного врача Курта Рейтера была поделена на две части. В одной он ухаживал за больными и ранеными. О том, что происходило в другой половине, он писал в письмах:
«Рождественская неделя прошла. Это была неделя наблюдения и ожидания, сознательной покорности и уверенности. Дни были наполнены шумом сражений, и было много раненых, которым требовалась помощь. Я долго думал, что мне нарисовать, и в конце концов решил изобразить Мадонну, или мать с ребенком. Я превратил свою нору в замерзшей грязи в мастерскую. Пространство слишком мало, чтобы я мог нормально видеть картину, поэтому я забираюсь на табуретку и смотрю на нее сверху, чтобы правильно выбрать перспективу. Все постоянно опрокидывается, а карандаши теряются в грязи. Мне не на что опереть свою большую картину с Мадонной, кроме наклонного самодельного стола, мимо которого я с трудом могу пролезть. Нет подходящих материалов, и я использую в качестве бумаги русскую карту. Но я хотел бы рассказать вам, как я увлеченно рисую свою Мадонну, и как много она для меня значит.
Картина выглядит так: голова матери и голова ребенка склонены друг к другу, и большой плащ охватывает их обоих. Это символизирует безопасность и материнскую любовь. Я вспомнил слова святого Иоанна: свет, жизнь и любовь. Что еще я могу добавить? Я хотел передать эти три слова в простом и обычном образе матери с ребенком и той безопасности, которую они олицетворяют. Когда мы открыли «рождественскую дверь», как мы делали это и в другие Рождества (только теперь это была деревянная дверь нашего землянки), мои товарищи стояли молча, завороженные и благоговейные, перед картиной, висевшей на глиняной стене. На доске, воткнутой в глину под картиной, горела лампа. Наши празднования в убежище были посвящены этой картине, и мои товарищи с полным сердцем читали слова: свет, жизнь и и любовь.
Я провел рождественский вечер с другими врачами и больными. Командир принес письмо вместе со своей последней бутылкой шампанского. Мы подняли кружки и выпили за тех, кого любим, но, не успев даже попробовать вино, нам пришлось броситься на землю, потому что снаружи упала бомба. Я схватил свою сумку врача и побежал к месту взрыва, где лежали мертвые и раненые. Мое убежище с его прекрасными рождественскими украшениями превратилось в перевязочную. Один из умирающих был ранен в голову, и я ничего не мог для него сделать. Он был с нами на празднике и должен был уйти на боевое дежурство, но перед уходом сказал: «Сначала я допою колядку. O du Frohliche!» Через несколько мгновений он умер. В нашем рождественском убежище было много тяжелой и печальной работы. Сейчас уже поздно, но все еще Рождественская ночь. И повсюду столько печали».
Сейчас этот образ находится в Берлине в храме кайзера Вильгельма. Этот храм искалечен войной, напоминая о хрупкости не только архитектуры, но и человеческой жизни и веры и о том, как быстро и легко можно уничтожить результат многолетних созидательных трудов. Копия этого образа находится в католическом храме в Волгограде. Он говорит каждому о том, что
Бог открывается не в военных победах, а в смертельной опасности, когда уже, казалось бы, нет ни надежды, ни смысла, когда всем человеческим идеологиям приходит конец — несмотря ни на что, остается место для света, жизни и любви.
* Минюст РФ считает «иноагентом»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


