Наутро после выборов в Америке обсуждают, что произошло. Вообще-то обсуждение началось еще до того, как объявили окончательные результаты. Сразу скажу: ничего особенно хорошего для республиканцев — «партии власти», партии президента, контролирующей обе палаты Конгресса и имеющей поддержку консервативного Верховного суда, — никто не ожидал. Тем не менее результаты многих ошеломили. Конечно, выборы не всеобщие, и преувеличивать их значение не стоит. Но удивило то, что практически на всех уровнях — от выборов в наблюдательные советы школ (в Америке это серьезное дело) до выборов губернаторов в Вирджинии и Нью-Джерси и мэра в Нью-Йорке — победу с преимуществом в 10 и более процентов одержали демократы.
В день выборов мой знакомый, несколько лет работавший корреспондентом крупного информационного агентства в Вашингтоне, написал, что кандидатура и ожидаемая победа в Нью-Йорке Зохрана Мамдани с его популистской программой свидетельствуют о «неспособности демократической партии чему-то научиться после поражения на президентских выборах.
Вместо того чтобы сместиться к центру и выдвигать умеренных лидеров, демократы раз за разом выставляют, скажем так, неумеренных кандидатов».
Посмотрим, как обстоит дело в действительности.
Двух из трех главных победителей прошедших выборов никак нельзя назвать неумеренными левыми популистами. Это будущие губернаторы Вирджинии Абигейл Спанбергер и Нью-Джерси Майки Шерилл.
Спанбергер, разгромившая своего соперника с отрывом более 15%, станет первой женщиной-губернатором в своем штате, граничащем с округом Колумбия (то есть Вашингтоном). Сейчас Абигейл — член палаты представителей Конгресса США. В послужном списке — работа в ЦРУ. За шесть лет пребывания в Конгрессе проявила себя как умеренно-центристский политик.

Абигейл Спанбергер и Майки Шерилл. Фото: соцсети
Такая же репутация у победившей на выборах губернатора Нью-Джерси с отрывом в 13% Майки Шерилл. На первичных выборах летом она одолела соперников левее и правее себя, напирая на такие нравящиеся избирателям этого штата вехи своей биографии, как работа прокурором и служба в ВМФ пилотом вертолета. Ее соперник — опытный республиканский политик Джек Чиатарелли — избрал на этих выборах линию безоговорочной поддержки президента Трампа. Она не сработала, так же как и скандал с утечкой архивных данных о дисциплинарном взыскании, которому много лет назад подверглась Шерилл за недонесение о проступке своих однокурсников, пользовавшихся на экзамене шпаргалками. Возможно, предполагавшийся скандал ей даже поспособствовал.
Я смотрел по телевизору выступления обеих победительниц после объявления результатов выборов. Ничего радикального в них не было.
Остается Мамдани, о котором я уже писал. Фигура, безусловно, неоднозначная и в глазах многих одиозная, прежде всего из-за его высказываний, дававших основания для обвинений в антисемитизме.
Но свое избрание он заработал. Его предвыборная кампания была, как кажется, круглосуточной. В ней участвовали тысячи добровольцев, в подавляющем большинстве — молодые люди. И молодежи он прежде всего обязан своим избранием.
Это интересный сигнал. Ведь именно прошлогодний сдвиг молодых избирателей, особенно мужчин, вправо сыграл немалую роль в победе Трампа. Конечно, нью-йоркская молодежь и «среднеамериканская» — не одно и то же. Но что-то подсказывает мне, что здесь, возможно, тенденция, за которой надо следить. «Перезагрузка» молодежи может произойти довольно быстро.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Зохран Мамдани. Фото: AP / TASS
Республиканцам вообще есть о чем задуматься. Главный аргумент, которым они хотят воспользоваться по итогам выборов, — демократы окончательно съехали в левацкую колею, утратили связь с массами простых американцев. Об этом, упоминая исключительно Мамдани, весь вечер говорили комментаторы-республиканцы на всех каналах телевидения и по радио, где, кстати, доминируют правые. Между прочим, я заметил, что эту позицию разделяют и многие российские блогеры. Один из них даже вспомнил возглас Юрия Карякина после выборов 1993 года («Россия, ты одурела!»), заменив в нем одно слово и обратив его в адрес Америки. Но такие параллели всегда сомнительны и иногда коварны.
Первая реакция президента Трампа была в большой мере предсказуемой и вполне в его духе: «Согласно опросам, было две причины поражения республиканцев на сегодняшних выборах, — написал он в соцсети. — В бюллетенях не было Трампа, плюс шатдаун». Но уже на следующее утро его оценка была более осторожной и тоже в его стиле:
«Знаете, ожидать победы было невозможно. В этих местах очень много демократов. Но я думаю, что для республиканцев результат нехороший. Пожалуй, нехороший, и я не уверен, что он вообще для кого-то хороший».
Не знаю, на какие опросы ссылается президент. Опросы, опубликованные в последние дни, показывают, что большинство избирателей недовольны состоянием экономики и стоимостью жизни. В прошлом году Трамп раздавал на этот счет много обещаний. Пока что с их реализацией дело обстоит неважно. За год до промежуточных выборов, на которых будет полностью обновлена палата представителей и на треть — сенат, правящей партии придется проанализировать этот суровый факт.
После прошлогодних выборов большинство комментаторов собрались хоронить Демократическую партию. Но она начала свою перезагрузку и, кажется, ведет ее по принципу «большого шатра», стараясь привлечь людей разных политических расцветок — «белых, черных и розовых в полосочку». Республиканцы же все это время демонстрировали монолитное единство вокруг своего вождя. Сейчас им предстоит решать, идти ли этим курсом дальше или попробовать что-то новое. Правда, пока неясно что.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


