«НОВАЯ ГАЗЕТА. ЖУРНАЛ»Общество

Большая элегия чужому дому

О ветхом жилье, старых шкафах, золотых табличках, ценностях и любви

Большая элегия чужому дому

Конодом — особняк адвоката Никольского в Архангельске. Рисунок и фото: Юлия Воронцова

Архангельск часто и громко называют столицей деревянного зодчества, и когда-то он правда ею был. Но теперь это звание означает только то, что чуть ли не каждую неделю со свай здесь сходит очередная деревянная хибара. И дело даже не в том, что разрушается очередное ветхое жилье и с этим надо что-то делать, а в том, что со свай сходит чья-то большая жизнь в нескольких поколениях.

Кто изображен на украденной картине, никто не знал. Как никто не знал и того, когда эта картина появилась на стене гостиной старого особняка, — казалось, она висела здесь всегда. Хотя догадки были: считалось, что ее привез сюда, в Архангельск, прадед-агроном, который в 30-е годы получил в бывшем особняке купца Калинина квартиру — одновременно с профессорами, художниками, музыкантами, театралами, словом, представителями местной интеллигенции. А что до изображенной на картине — точнее, на художественной фотографии — сидящей девочки с раскрытой книгой в руках, то принято было думать, что это портрет кого-то из многочисленных пра- и прапра-, хотя на самом деле о ней ничего известно не было. Да и сама по себе фотография была загадочная: в те времена, когда она была сделана, так фотографировать еще не умели. Это не был обычный для начала ХХ века портрет окаменевшего перед объективом человека — видно было, что фотограф выстроил композицию, усадил модель, дал девочке в руки книгу, объяснил, какую позу принять и куда смотреть. В общем, с судьбой была картина, и вряд ли существовала вторая такая же. Висела она всегда на самом видном месте — между двумя старыми деревянными окнами, по центру, прямо напротив двери. А сегодня ее украли.

Украденная картина. Фото из семейного архива

Украденная картина. Фото из семейного архива

Мы сидели на старом отсыревшем диване: я и жавшаяся к моему боку девятилетняя Агния, дочь хозяйки, — страшно ей было. Испугалась воров. Хотя вообще-то она и самого дома боялась: боялась темных, пропахших запустением и затхлостью захламленных сеней, боялась опустевших комнат, черных печных дыр, скрипящих досок и особенно — огромной дохлой крысы, лежавшей под окном в одном из коридоров и скоропостижно скончавшейся, судя по окаменевшему виду, давным-давно. Голос Татьяны, хозяйки, был слышен то из одного, то из другого угла большой квартиры — трехкомнатной, со следами срезанной лепнины на высоких потолках и покосившимися стенами. Татьяна опять и опять объясняла по телефону то родственникам, то полиции, что произошло, пытаясь одновременно понять, что еще пропало. Когда мы вошли, дверь в квартиру была распахнута настежь, чего быть не должно, а входная в полуразвалившийся подъезд не была взломана, ее явно открывали ключами. «Вы же помните, да? Я открывала при вас. Значит, заходил кто-то из своих. Что украли? Картину, две старинных вазы и блюдо — его еще прабабушке привезли из Вьетнама. Ценность? Да откуда знать, какая ценность! Они стояли здесь всю нашу жизнь, прабабушке привезли. Семейные реликвии, а вы про ценность. Приезжайте, ждем».

Воры здесь побывали не впервые (совсем недавно, в апреле, обнесли квартиру соседей), но пара вазочек и картина — это, пожалуй, все, что еще можно было вынести из мертвого дома: особняк на перекрестке Поморской и Ломоносовского проспекта давно опустел. Этот скрюченный домишко, как назвала похожее сооружение в одном из романов Агата Кристи, — местная достопримечательность, но достопримечательностью он стал не из-за красоты и архитектурной ценности. Хотя в молодости он явно был и красив, и ценен: упирающийся в перекресток и замыкающий собой целый квартал эркер (тогда они еще только входили в моду), башенки с коваными решетками на крыше и отделка под камень напоминают Петербургские углы, а историческую значимость всего этого подтверждает прилепленная к осыпающемуся боку дома золотая табличка: «Памятник градостроительства и архитектуры. 1906 г. Подлежит государственной охране». К тому же это был первый в Архангельске дом, к которому подвели водопровод и электричество. Но знают его в городе не поэтому, а из-за того, что годами все местные и неместные СМИ пишут то о потопе на первом этаже, из-за которого залило полдома, то о провалившемся прямо под одной из жительниц крыльце, то о том, что особняк огородили лентой и объявили в нем режим повышенной готовности из-за угрозы обрушения, никого при этом оттуда не выселив. А однажды в апреле, четыре года назад, когда прорвавшийся «тысячник» — главный местный водопровод — затопил часть проспекта, особняк Калинина долго возвышался над поверхностью мутной воды, как недозатонувший или севший на мель деревянный корабль. Хотя, справедливости ради, тонул он каждую весну — не из-за аварий, а просто от таявшего снега и отсутствия сливных канав.

Ремонтировать дом самостоятельно нельзя, потому что памятник. А государство, бдительно охраняющее этот памятник от ремонтов, самостоятельно заниматься им, понятное дело, не хочет: «бюджет сформирован с предельным дефицитом» — то есть, как обычно, нет денег.

Годами, еще с начала девяностых, обещали по крайней мере расселить жильцов, но все это время дом пустел сам, без посторонней помощи. Жила, скажем, на первом этаже Юлия Петровна — гардеробщица кукольного театра, любившая поить чаем и кормить пирогами забегавшую в гости Агнию, — и умерла в очереди на расселение. Был у нее сын — он тоже стоял в очереди на расселение и тоже умер. А еще был у нее внук — то есть не был, а есть, потому что жив, но недавно получил письмо от городских властей, в котором сообщалось, что поскольку у его матери есть в собственности квартира, ни он, ни кто-то из ближайших родственников не считаются нуждающимися и с очереди на расселение снимаются. Очереди-то нет, но жить уже невозможно: в апреле дом обесточили из-за опасности пожара, потом огородили здание лентами, потом опечатали подъезд. Нескольким обитателям предоставили маневренное жилье, но большинство разъехалось своим ходом. Впрочем, счета за коммунальные услуги продолжают приходить — по крайней мере, продолжали до введения в доме режима повышенной готовности в марте 2025 года, причем приходили они и уехавшим, и умершим. ЖКХ же не есть ЖКХ мертвых, но живых, ибо у него все живы.

Особняк на перекрестке Поморской и Ломоносовского проспекта. Фото: Виктория Артемьева / «Новая газета»

Особняк на перекрестке Поморской и Ломоносовского проспекта. Фото: Виктория Артемьева / «Новая газета»

И все-таки в окнах дома до последнего горел свет — и горел он в этой самой квартире, где сидели теперь на старом сыром диване мы с Агнией и ждали, когда полиция приедет снимать отпечатки пальцев и искать пропавшую картину с прабабушкиным блюдом из Вьетнама. Свет в этих окнах погас прошлой осенью, в ноябре, когда хозяева — Татьяна Полуэктова, ее муж Антон и их дочка — не выдержали и тоже уехали, потому что невозможно стало топить печи. На три комнаты — около сотни квадратных метров — печей было тоже три, но кое-как растопить можно было только одну. Две другие уже давно отошли от стен, покосились и топились внутрь: стоило развести огонь — и весь дом заволакивало густым черным дымом. Печники, скептически осмотревшие изношенную дыхательную систему престарелого дома, поставили диагноз: развален дымоход между первым и вторым этажами. Это все еще не смертельно, пересобрать можно, но для этого надо залезать через соседей сверху, а сделать это нельзя, потому что пустая квартира заперта. Хотели вызвать полицию или МЧС и вскрыть — сказали: не положено. Трупа в квартире нет? Нет. Значит, нельзя вскрывать. Будет труп — зовите.

Делать дому искусственное дыхание тоже было уже поздно: включишь нагреватель — не выдержит старая проводка. А сидеть в неотапливаемом, продуваемом всеми ветрами деревянном особняке всю северную зиму невозможно. В общем, съехали последними, забрав с собой то, что смогли унести, но кое-что все-таки оставив. Почему из этого кое-чего украли теперь только картину да блюдо? Непонятно. А с другой стороны, не унесешь ведь, например, тяжелые старые деревянные шкафы — те, что были куплены еще бабушкой Мартой на компенсацию, выплаченную ей после реабилитации жертв сталинских репрессий.

Многоуважаемые шкафы

Появились эти шкафы в доме так: в 1946 году 18-летняя Марта училась в музыкальном училище, а работала в интерклубе — открывались во время Второй мировой войны в Архангельске и других портовых городах такие заведения для иностранных моряков, доставлявших в Союз помощь по ленд-лизу. Архангельск, как одна из главных ленд-лизных артерий и ворота для «Северных конвоев», был иностранцами полон — во время войны особенно, но и после тоже. И все они собирались в этом самом интерклубе, где все было организовано для них по высшему разряду: лучший ресторан, лучшее американское кино, бильярд, концерты — в общем, все условия, чтобы иностранные гости чувствовали себя как дома. И все это, конечно, под заботливым присмотром советских спецслужб. Бывали там и ходившие «Северными конвоями» советские моряки. В этом-то интерклубе играла на фортепиано студентка музыкального училища Марта: то аккомпанировала, то давала сольные концерты. И однажды с одним из постоянных гостей-моряков познакомилась — и влюбилась, и вышла замуж, и готовилась жить с ним долго и счастливо в тогда еще уютном особняке с угловым эркером. Но в апреле 1946 года Марту арестовали по знаменитой 58-й статье об измене Родине — за шпионаж и передачу каких-то секретных сведений.

Ее привезли туда, где десятилетиями, не меняя ни адреса, ни лица, стоит местная Лубянка, — в управление КГБ на проспекте Павлина Виноградова (теперь полуптичье название проспекта убрали, вернули историческое — Троицкий, но управление ФСБ, сохраняя традиционные ценности, находится в том же четырехэтажном здании). Допрашивали ее там тоже в лучших традициях ведомства. А она в ответ все задавала один и тот же вопрос: за что меня арестовали? Сначала думала, что что по доносу, что кому-то из ближних или дальних подруг не понравилась так красиво складывавшаяся ее жизнь. Но ведший допрос молодой офицер над ее поисками логики посмеялся.

— Марта Анатольевна, вы так наивны, — вспоминала она его ответ много лет спустя. — Просто был спущен приказ арестовать всех сотрудников интерклуба. Вот мы и взяли всех, включая уборщиц.

Между допросами Марту отводили в камеру. И оттуда, из окна этой камеры, были видны окруженные распускающейся весенней зеленью остроконечные башенки дома с эркером. Домой Марта вернулась из Воркутлага через девять лет. Приговор-то был строже: восемь лет лагерей плюс восемь лет запрета на въезд в крупные города, включая Архангельск. Но умер Сталин — и почти сразу пришел приказ о ее реабилитации, поэтому отбывать наказание целиком не пришлось. А в начале девяностых пришла еще и денежная компенсация — правда, деньги к тому моменту так обесценились, что хватило их только на эти стоящие в гостиной шкафы. Обычные советские шкафы — с нелепо огромным пустым пространством между верхними ящиками и потолком, с вечно полуоткрытыми дверцами на слабых петлях. Многоуважаемые, конечно, шкафы, но не воровать же их, в самом деле.

После возвращения из лагерей жизнь постепенно начала вставать по местам. Марта вышла замуж во второй раз, хотя первая любовь — моряк из интерклуба — продолжала время от времени появляться на пороге дома с эркером. Когда Марту арестовали, первый муж долго не хотел оформлять развод, несмотря на все уговоры (Марта боялась, что клеймо мужа «врага народа» не даст ему жить). Потом он долго не женился, а потом долго уговаривал Марту уехать с ним. Она, хотя и любившая его, но замужняя и с ребенком, отказалась. И этот дом больше не покидала.

Марта. Фото из семейного архива

Марта. Фото из семейного архива

Постепенно семья разрослась. Насколько большой она была, знает тяжелый деревянный раздвижной стол, стоящий посреди гостиной. Сколько застолий он помнит — страшно представить: пару десятков лет назад за ним собирались не только многочисленные ростки родословного древа, но и весь тогда еще густонаселенный дом. В маленьких городах вообще, а в деревянных домах тем более, как известно, принято жить так: все делать вместе, входить друг к другу без стука, собираться по вечерам и праздникам под одним абажуром, за одним столом. Купеческие дома так и строились — на семью, чтоб всем хватало места, но чтоб жили сообща, и даже когда национализированный особняк разбился в 20-х годах на коммуналки, планировка и общая атмосфера настраивали жить по-семейному. Так что застолья были такими, какими их опишет любой деревенский житель: шумными, многолюдными, с напеченными в пяти печках пирогами с мясом и яблоками, кулебяками с палтусом, с коронным бабушкиным безе… И с песнями, конечно. Фортепиано в этой квартире вообще никогда не замолкало: играла Марта, не бросившая музыку после лагеря, играл ее муж, сочинявший к тому же песни, играла и пела прабабушка — оперная певица, играла мать Татьяны, тоже учитель музыки, играла и пела сама Татьяна, училась играть Агния. А потом, прошлой осенью, старое фортепиано вывезли из опустевшего и загибающегося дома. И остался из старинной мебели здесь один этот древний, потемневший, тяжелый, запыленный стол. Его-то, может, и хотели бы украсть, да уж слишком неповоротливый.

Святой на чердаке

Картину вынести, конечно, проще, хоть ценности в ней, наверное, немного. А может быть, и наоборот — ведь никто же не помнит, когда она появилась на стене этой гостиной на самом деле. А может быть, и не привозил ее с собой никакой прадед-агроном, и может быть, изображенная на ней девочка видела не только застолья в пяти поколениях, а еще и, например, жившего в этом доме в начале 30-х годов хирурга Валентина Войно-Ясенецкого, то есть святителя Луку — того, которого на иконах пишут то в медицинском халате, то со скальпелем. Лука — тоже жертва политических репрессий — в отличие от Марты не был выслан из этого дома, а наоборот: приехал сюда отбывать свою вторую ссылку. На этот раз его обвинили в пособничестве самоубийству одного психически больного ученого-медика, пытавшегося воскресить мертвого сына. Но сутью обвинения — как и всех обвинений, сопровождавших Луку с момента прихода к власти большевиков, — было его упорное нежелание отказаться от веры и сана и стать нормальным советским ученым и хирургом. Приехав в Архангельск, Лука поначалу долго искал угол, живя чуть ли не на улице, и в конце концов снял тесную комнатку в доме с эркером. О том, как он здесь обитал, подробно описано, в частности, в его «Жизни и житии…» Марка Поповского. Тогдашняя хозяйка квартиры — маленькая, невзрачная, молчаливая и замкнутая поморка Вера Вальнева — поселила ссыльного врача у себя на чердаке. Войно-Ясенецкий, тоже не отличавшийся общительностью и к тому же постоянно занятый работой в местной амбулатории, заменяя врачей-хирургов, первое время жил параллельной хозяйке жизнью. И все-таки даже он не мог не заметить, что порог дома с эркером — а точнее, порог хозяйской квартиры — день за днем обивают многочисленные посетители. В конце концов одна из этих посетительниц пришла на прием к Войно-Ясенецкому — и попросила сказать, все ли в порядке с ее старой гноившейся раной, на которую была наложена странная повязка с какой-то смесью из земли и травы. На вопрос Луки о том, кто такую повязку наложил, пациентка ответила: Вальнева. Так ссыльный хирург узнал, что живет у местной знаменитости и в некотором роде коллеги — знахарки, лечащей гнойные заболевания.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Фото: pravoslavie.ru

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Фото: pravoslavie.ru

Как профессионального медика и серьезного ученого Луку не мог не раздражать дилетантизм в любой форме и виде, тем более знахарском. Но в столе давно пылилась рукопись «Очерков гнойной хирургии» — главной научной работы всей жизни, да и вообще гнойная медицина была личной «епархией» Луки, так что, вернувшись в один из вечеров в дом с эркером, он, наступив на гордость и замкнутость, постучался в дверь Вальневой и попросился посмотреть, как та принимает пациентов. К его удивлению, никакого знахарства в ее методах не оказалось — все препараты она готовила хоть и интуитивно, но в соответствии с доказанными лечебными свойствами ингредиентов, к тому же предварительно дезинфицируя их — прокаливая в печи. Посидев некоторое время на деревянной лавке в ее «приемной», послушав посетителей и посмотрев на эффект от ее медицины, Войно-Ясенецкий вскоре настоял на том, чтобы Вальневу приняли на работу в больницу, а спустя два года, уже покинув Архангельск и перебравшись в Ташкент, пригласил ее перевестись в местную клинику и продолжить совместную работу. В том же 1934 году «Очерки», доработанные и дополненные благодаря наблюдениям за вальневским целительством, впервые были опубликованы, а в 1946 году Лука получил за них Сталинскую премию.

Сталинская премия. Фото: Википедия

Сталинская премия. Фото: Википедия

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Может быть, все это видела девочка с украденной картины, висевшей на стене гостиной, а может быть, и не видела никогда. Во всяком случае, нынешние хозяева квартиры очень любят рассказывать историю про святого Луку и чуть менее святую Вальневу — и рассказывают ее всем приезжающим журналистам хотя бы для того, чтобы обратить на свой престарелый дом внимание РПЦ. Но внимание РПЦ стоит дорого — и когда мы с Татьяной вышли из опустевшей квартиры в темный коридор с покатым, как корабельная палуба во время шторма, полом, она нашла там конверт с не самым вдохновляющим ответом из патриархии. Под тусклым светом из узкого коридорного окошка Татьяна читала вслух, что «от имени митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия было направлено письмо главе городского округа г. Архангельска Д.А. Мореву с описанием значения упомянутого здания и просьбой сообщить о предпринимаемых мерах по его сохранению, реставрации и использованию в связи с огромным духовным значением памяти о великом ученом хирурге и святителе Церкви Русской архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), проживавшем в этом доме. Владыка митрополит Корнилий выразил надежду, что среди общественности, научного и краеведческого сообщества найдется поддержка, способная вдохновить инвесторов и предпринимателей для мудрого хозяйского подхода по его восстановлению».

Выброшенные на берег

Владыке, конечно, надеяться и верить по сану положено, но у Татьяны и ее семьи надежда находится примерно в том же состоянии, что и сам дом, — в глубоко аварийном. Справедливости ради, ни она, ни Антон уже и сами не знают, за что именно борются. За ремонт? Но еще в 1988 году, когда в этот дом прописывали Татьяну, изношенность особняка уже составляла 66%, а к 2005 году процентов набежало уже 75. А капитальный ремонт администрация города в разных лицах обещает этому дому еще с 1990-го года — местное медиа «29.ru» в одной из многочисленных статей об особняке приводит ответ зампредседателя Архангельского исполкома на запрос жильцов: «В настоящее время владелец дома — производственное ремонтно-эксплуатационное жилищное объединение — силами проектной организации «Облжилкоммунпроект» разрабатывает проект капитального ремонта дома с передвижкой его на новое место. Окончание проектных работ — 1991 год. Очевидно, расселение дома будет проводиться по включению его в план подрядных работ на капитальный ремонт, ориентировочно в 1992 году». Как говорится, шли годы.

Намеки на то, что с особняком пора что-то делать, были не только односторонними и не всегда мирными: например, в 2011 году Министерство культуры Архангельской области подало иск в суд к мэрии Архангельска «о понуждении исполнения работ по сохранению особняка Калинина». А в прошлом, 2024 году ненадлежащим содержанием особняка купца Калинина в Архангельске заинтересовался сам глава СК Бастрыкин. И поставил на личный контроль. На неустановленное лицо завели тогда уголовное дело по статье 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия.

Правда, заметного глазу прохожего развития эти сюжеты так и не получили — и особняк как тонул по весне и разваливался в остальные времена года, так и продолжает тонуть и разваливаться.

Антон, Татьяна и их дочь Агния. Фото: Виктория Артемьева / «Новая газета»

Антон, Татьяна и их дочь Агния. Фото: Виктория Артемьева / «Новая газета»

Но вот в чем дело: он ведь в этом городе такой далеко не один. Архангельск часто и громко называют столицей деревянного зодчества, и когда-то он правда ею был: лес здесь казался ресурсом неисчерпаемым, и потому дешевым, и почти все дома в городе большую часть его жизни были деревянными, построенными из вековых сосен и лиственниц около 30 сантиметров в диаметре и сбегом (утоньшением от спила к верхушке) не больше одного сантиметра на каждый метр длины. Но то раньше, а теперь звание деревянной столицы в переводе на менее лицемерный язык означает, что около трети города состоит из таких вот полусгнивших скрюченных домишек, в чертах которых — ушедший модерн, в стенах которых — судьбы и судьбы, на осыпающихся боках которых — золотые таблички, уверяющие, что дома находятся под охраной государства как памятники регионального значения. Дома эти тонут в местной болотистой почве, мокнут под дождями и снегом, гниют, падают, разваливаются. Чуть ли не каждую неделю читаешь в новостных лентах региональных медиа, что сошла со свай очередная деревянная хибара. Стоят такие годами, потом ни с того ни с сего сходят со свай. Стоят они себе там, на гниющих сваях, никто их не трогает, а они в какой-то момент берут и сходят. Безо всякого повода.

Почему именно в этот момент? Неизвестно. Может, какой-нибудь особенно холодной ночью дому взбредает в крышу, что он больше так не может? И он съезжает со свай вместе с жильцами.

Взять хоть деревяшку на Советских Космонавтов, 34, — в 2019 году, в середине апреля, все спали, и посреди ночи вдруг раздался сильный треск. Одна из жительниц, открыв глаза, увидела, что деревянные стены идут волнами, как бумага или как сушащаяся на ветру простыня, а по потолку расходится трещина. Пол накренился, посыпалась штукатурка. Все выбегали на сырую холодную апрельскую улицу в чем были — в ночных рубашках, в тапках, босиком. Покосившаяся стена зажала дверной косяк, и чтобы выбраться, мужчинам пришлось выбивать входную плечами. Но ничего, спаслись.

Деревянные дома портового Архангельска только ленивый не сравнивает с кораблями — и такие кораблекрушения здесь происходят постоянно. А если какая-нибудь деревяшка упорно не хочет крушиться, происходит пожар. Горят дома тоже обычно ночью, и горят не по своей воле — их часто поджигают: то сами жильцы, надеющиеся хотя бы благодаря этому переехать в более пригодное для существования жилье, то городские службы, жаждущие построить на месте исторической хибары очередной бизнес-центр или простой многоквартирник.

Вот и Татьяна боится за свой дом — что если не снесут, то сожгут уж точно. А что еще с такими делать — реставрировать? А на что? Бюджет нищего, как любая российская провинция, города — в вечном дефиците, а реставрация стоит дорого, да и «памятников» в городе много. Так обычно отвечают власти города на все поступающие запросы. Но вот какую хорошую математическую задачку для Агнии можно составить из сухих цифр, собранных пабликом «Архангельск — архитектура и градостроительство». Дано: в давно минувшем, 2016 году контрольно-счетная палата области подготовила отчет о том, как мэрия города реализует программу «Памятники истории и культуры Архангельска (2013–2015)». К тому моменту в области, по данным прокуратуры, было 1849 объектов культурного наследия (из них 409 — аварийных, 413 — фактически утраченных). Денег на реализацию программы было выделено 33 млн рублей, из них более 9 млн — на реставрацию особняка Калинина. А к концу года отчитывающаяся по программе палата недосчиталась 4,8 млн рублей в бюджете. Внимание, вопрос: куда делись эти деньги и куда — остальные?

Читайте также

Докопались до музыки

Докопались до музыки

Древний Новгород — глазами и ушами музыкального археолога

Но реставрация не особенно нужна не только мэрии и не только городским службам — она не особенно нужна и самим обитателям старых домов. В особняке Калинина изо всех сил просит о реставрации одна Татьяна, а остальные зарегистрированные просят о куда более насущном: просто расселите нас по квартирам. И протестуют: какая реставрация, это же наши налоги! А в этих домах какая ценность? Так, рухлядь сплошная.

Налоги налогами, но уже сейчас простой факт существования этих домов в городском пейзаже обходится примерно так же дорого, как мог бы обойтись их ремонт, если не дороже. Разница только в том, что вместо распиливания деревянных хибар все причастные распиливают бюджет на их осмотры и проекты по их благоустройству.

И вот пока одни пилят, а другие пытаются до них докричаться, ходит по городу молодая художница по имени Юлия Воронцова — и рисует старые деревянные дома. Полусгоревшие дома, покосившиеся дома, заплатанные дома. Есть рисунок дома, сушащегося на бельевой веревке, — Юля шла мимо, увидела, что насквозь промокший по весне двухэтажный деревянный барак стоит посреди огромной невысыхающей лужи, и ей захотелось его просушить. Нарисовала портрет — повесила прищепками на бельевую веревку. Есть конодом — особняк адвоката Никольского, нарисованный с ногами белой лошади: дом уже умер, и конь должен помочь ему пересечь границу миров. Есть дом торговца рыбой, подвешенный на рыболовный крючок, — и в память о хозяине, и в знак того, что дом запутался в сетях времени.

Дом торговца рыбой. Фото: Юлия Воронцова

Дом торговца рыбой. Фото: Юлия Воронцова

Юля рисует эти дома давно — уже лет пять, и она первая, кто стал вот так писать портреты умирающих архангельских особняков. Проект ее называется «Деревянная трагедия». И трагедия не в том, что гниет и рушится недолговечное дерево, — в конце концов, все когда-то стареет и умирает. Трагедия, говорит Юля, в том, что вместе с домом умирают истории тех, кто там жил. Хотя, конечно, есть в Архангельске заповедная зона — Чумбаровка, улица Чумбарова-Лучинского, местный Старый Арбат, вдоль которого стоят деревянные коттеджи. Но коттеджи эти — новодел, и хотя некоторые копируют реально стоявший модерн начала ХХ века, копии эти неточные, сделанные с экономией все того же вечно дефицитного бюджета, по сути — муляжи. А реставрировать настоящие дома, считает Юля, и правда уже поздно. И потому ходит и пишет их портреты, пытаясь хотя бы так сохранить и истории, и характеры.

Она и особняк Калинина рисовала, и не раз. Один из его портретов называется «Укорененный»: фасад дома написан на холсте, а под ним из земли, травы и палочек прикреплена корневая система. Дом получается вросший во время и в место — не то краснокнижное растение, которое нельзя повреждать, не то сорняк, который мешает молодым новостройкам. А другой портрет — потрескавшаяся, как грубая кожа старика, стена, сшитая крест-накрест красными нитками, как будто в попытке не дать дому распасться по частям.

Особняк Калинина, «Укорененный». Фото: Юлия Воронцова

Особняк Калинина, «Укорененный». Фото: Юлия Воронцова

Так и стоят эти дома у Юли на книжных полках — всего больше сотни. Некоторые показывались прошлой осенью на выставке в местном музее, некоторые попали в недавно опубликованную книгу. Спросите, какая у этих картин ценность? Так: холсты, акварель, нитки, ветки, цветы, травинки, крючки. А сколько может стоить судьба того, с кого написали портрет?

P.S.

Малая элегия чужому дому

Дом помнит жизнь. Жизнь — в листьях мушмулы,
В стволе лимона и в стебле бегоний.
Застолья помнят пыльные столы,
Сервиз и стулья. Помнят телефоны

Замолкшие, и книги, и фарфор,
И фотографии, часы, торшеры, кресла,
И зеркала, глядящие в упор, —
Всё помнит жизнь. И ей здесь тесно, тесно.

Дом помнит смерть. Смерть — в старой простыне,
В намотанном на ручку двери шарфе,
В календаре просроченном, в петле,
Держащей нараспашку дверцу шкафа.

Дом помнит жизнь. Но смерть в земном раю
Стрекочет заведенными часами,
Дом помнит жизнь — и я в нем говорю,
Но говорю чужими голосами.

Жизнь помнит смерть. Не хватит жизни всей
Забыть про смерть. Смерть в жизнь вросла корнями.
Дом помнит всё. И я в нем — Одиссей,
В священном трепете следящий за тенями.

Этот материал вышел в двенадцатом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow