Финансовому регулятору второй раз не везет с дизайном новых купюр — два года назад предполагаемое размещение канонического «открыточного» вида Казани на тысячерублевой банкноте вызвало бурную реакцию вечно рассерженных блогеров, не увидевших креста на изображении здания бывшей Дворцовой церкви, в которой расположен Музей истории государственности татарского народа, — и никакие напоминания о том, что крест с Дворцовой церкви сняли еще сто лет назад, не остудили конфликта. После того как скандал дошел до Совета Федерации, в Банке России приняли решение «отозвать» банкноту «для доработки».
И вот история почти повторилась этой осенью — наученный горьким опытом, ЦБ предложил гражданам проголосовать — и сделать выбор между горами Кавказа и небоскребами (на том же Кавказе).
«Голосование по банкноте 500 рублей идет достаточно активно — мы очень рады этому. Хочу напомнить, что оно продлится до 14 октября, еще есть время проголосовать. Интерес большой, и мне он кажется абсолютно естественным. Люди пользуются наличными деньгами практически каждый день, несмотря на развитие безналичных.
Важно иметь на купюрах изображение символов страны, которые отражают все многообразие наше культурное, историческое. И то, что люди хотят участвовать в этом выборе, мне кажется, это очень важно.
Лицевая сторона посвящена столице федерального округа, а на оборотной стороне — символы со всего округа. И уже художники Гознака и Центрального банка будут решать, как размещать, сколько символов. Это художественный процесс», — сказала Эльвира Набиуллина, выступая на форуме «Финополис 2025» 9 октября.
Но что-то пошло не так, и уже 12 октября ЦБ выступил с новым заявлением.
«Банк России принял решение отменить голосование по выбору символов для новой банкноты 500 рублей.
Мы столкнулись с большим количеством попыток техническими средствами увеличить количество голосов за некоторые объекты. Это не позволит подвести объективные итоги голосования.
Новые даты голосования будут объявлены дополнительно. Перечень символов для голосования сохранится.
По результатам анализа всех каналов голосования мы предложим новые условия, которые исключат возможность недобросовестных действий».
На самом деле проблема тут лежит глубже, чем кажется, — изображения на денежных знаках — вещь самая серьезная. Человек может не пользоваться интернетом, не слушать радио, не смотреть телевизор, не читать газет ни до, ни после обеда, вообще не уметь ни читать, ни писать, быть глухим — но деньги в руки он возьмет и сразу поймет, что именно и почему власть в этой стране считает для себя важным.
У писателя Аркадия Львова есть рассказ «Инструктаж в Риме», в котором эмигранты из СССР слушают лекцию об их будущей жизни в США, — и лектор Майк Слоум начинает речь с того, что показывает слушателям американские деньги:
«…он вынул из кармана несколько зеленых кредиток, хлопнул о ладонь и сказал:
«Кусочек Америки, для вас — терра инкогнита, незнакомая земля. Я вижу, вы удивлены: почему терра инкогнита?
Доллар есть доллар, на долларе сегодня держится мир. … За доллар можно все купить, за доллар можно все продать.
Вы смеетесь, это хорошо, что вы смеетесь.
Вы смеетесь потому, что говорите себе: он кретин, этот Майк Слоум, дай бог нам побольше зеленых этих бумажек — и плевать нам на терра инкогнита!
А Майк Слоум говорит вам: ошибаетесь!
На зеленых этих бумажках история Америки: Вашингтон, Линкольн, Гамильтон, Джексон, Франклин!
Кто они, эти люди, что говорят вам эти имена?
Пустой звук для вас эти имена, потому что пустой звук для вас — независимость Америки, конституция Америки, державность Америки, демократия Америки!»

Заседание Консультативного совета по банкнотам Центрального Банка России. Эльвира Набиуллина (справа) и ее заместитель Сергей Белов (слева) во время заседания. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
И дальше Майк Слоум объясняет, почему на купюрах изображены эти люди и в чем смысл американских учреждений, подчеркивая, что «у себя в Москве вы привыкли к исключениям, а в Америке живут «по правилам», и правил таких много, и соблюдать их непросто. Научишься понимать эти правила и жить по ним — все будет хорошо, но если ты не готов «жить по правилам» — в Америку лучше не ехать.
Впрочем, за полвека до того, как Майк Слоум рассказывал будущим гражданам США, кто такие Вашингтон и Франклин, русский писатель Михаил Зощенко в рассказе «Фома Неверный» описал столкновение человека… с собственным портретом на купюре (так ему, во всяком случае, показалось).
События рассказа происходят в 1925 году (как раз в начале 1920-х в СССР выпускали «новые деньги», а «старые» массово изымали из обращения). Неграмотный деревенский мужик Фома получает денежный перевод от сына — на пять рублей, — и на почте ему выдают новую купюру, на которой напечатан портрет мужика, такое «рабоче-крестьянское» лицо.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Фома взял деньги, посмотрел на них с удивлением и вдруг стукнул ладонью по прилавку.
— Эй, дядя! — закричал Фома.— Какие деньги суешь-то, гляди?!
— Какие деньги? — сказал кассир.— Новые деньги…
— Новые? — переспросил Фома.— Может, они, это самое, липовые, а? Думаешь, выпившему человеку все сунуть можно? Знаки-то где?
Фома посмотрел на свет, повертел в руке…
— Ну? — с удивлением сказал Фома.— Это кто там такой? Изображен-то… Не мужик ли? Мужик. Ей-богу, мужик. Ну? Не врут, значит, люди. Мужик изображен на деньгах-то. Неужели же мужик в такой силе посля революции?
Фома снова подошел к прилавку.
— Дядя,— сказал Фома,— изображен-то кто? Извини за слова…
— Уходи, уходи! — сказал кассир.— Получил деньги и уходи к лешему… Где изображен-то?
— Да на деньгах!
Кассир посмотрел на мужика и сказал, усмехаясь:
— Мужик изображен. Ты, ваше величество, заместо царя изображен. Понял?
— Ну? — сказал Фома.— Мужик? А как же это я, дядя, ничего не знаю, не ведаю? И землю пахаю».
И мужик, помнивший «старые деньги» с портретами царей, приходит к выводу, что «мужик» теперь вместо «царя», и решает проверить — так ли это на самом деле…
…«Скажи, пожалуйста, — думал Фома, — портрет выводят… Неужели же мужику царский почет?» Фома погнал лошадь, но у леса вдруг повернул назад и поехал в город.
Остановился Фома у вокзала, … и вошел в помещение.
Было почти пусто. У дверей, положив под голову мешок, спал какой-то человек в мягкой шляпе.
Фома купил на две копейки семечек и присел на окно, но, посидев минуту, подошел к спящему и вдруг крикнул: — Эй, шляпа, слазь со скамьи! Мне сесть надо…
Человек в шляпе раскрыл глаза, оторопело посмотрел на Фому и сел…
Фома присел рядом, отодвинул мешок и стал со вкусом жевать семечки, сплевывая шелуху на пол.
«Не врут, — думал Фома. — Почет все-таки заметный. Слушают. Раньше, может, в рожу бы влепили, а тут слушают, пугаются. Ишь ты, как все случилось, незаметно приключилось… Скажи на милость… Не врут».
Получив подтверждение, что он и есть теперь власть, Фома начинает развлекаться по полной программе
«Фома встал со скамьи и с удовольствием прошелся по залу. Потом подошел к кассе и заглянул в окошечко.
— Куда? — спросил кассир.
— Чего куда?
— Куда билет-то, дура-голова?
— А никуда, — равнодушно сказал Фома, разглядывая помещение кассы. — Могу я посмотреть внутре кассу, ай нет?
— А никуда, — сказал кассир, — так нечего и рыло зря пялить.
— Рыло? — обиженно спросил Фома. — Кому говоришь-то?
— Ишь, пьяная морда! — сердито сказал кассир. — Тоже в окно глядит… Черт серый…
Фома нагнулся к окошечку и вдруг плюнул в кассира и быстро пошел к выходу.
Фому схватили, когда он отвязывал лошадь. Он вырывался, кричал, пытался даже укусить сторожа за щеку, но его неумолимо волокли к дежурному агенту.
Там, слегка успокоившись, Фома пытался что-то объяснить, размахивал руками, вынимал из шапки деньги и предлагал агенту взглянуть на них.
Но агент, ежесекундно макая перо в пузырек, писал протокол об оскорблении действием кассира при исполнении служебных обязанностей. И еще о том, что Фома, находясь явно в нетрезвом виде, ел в закрытом помещении семечки и плевал на пол.
Фома поставил под протоколом крестик и, вздыхая и дергая головой, вышел из помещения.
Отвязал лошадь, сел в телегу, достал из шапки деньги и посмотрел на них. Потом махнул рукой и сказал:
— Врут, черти…
И погнал лошадь к дому»…

Фото: Артемий Шуматов / Коммерсантъ
В Советском Союзе с портретами на купюрах все было непросто — портрет «мужика» пропал с денег уже в 1926 году, а в конце 1930-х на гражданина с казначейских билетов смотрели шахтер с отбойным молотком — на билете в один рубль, красноармеец в походном снаряжении — на билете в три рубля, летчик у самолета — на билете в пять рублей. На банковских билетах был портрет Ленина. Собственно, Ленин — бесспорный основатель новой системы власти — вместе с видами Московского кремля — центра этой власти — так и оставался на советских деньгах вплоть до 1991 года. Что важно для нас в сегодняшней истории вокруг билета Банка России?
Изображение на деньгах — это действительно важно, и неслучайно во множестве стран ответ на вопрос — кто, как и почему должен быть нарисован на деньгах, становится примером общенациональной дискуссии, за право «нарисовать деньги» борются лучшие художники и дизайнерские бюро.
Если в Штатах портреты одних и тех же президентов и министров печатают на долларах уже сотню лет, то в Британии кроме портрета царствующего монарха присутствуют портреты выдающихся людей — писателей, художников, поэтов, ученых, врачей, политиков, тех, кем может гордиться народ, на евро — изображения мостов, «объединяющих Европу».
Свой принцип выбора изображений ЦБ РФ уже объяснял еще в 2021 году — «один номинал — один федеральный округ». До сих пор на бумажных деньгах появлялись Великий Новгород, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Архангельск, Хабаровск и Владивосток. На новых 10-рублевых и 500-рублевых банкнотах должны быть Новосибирск и Пятигорск. Если, конечно, за них удастся проголосовать. Интересно, что на билетах Банка России не видно людей. Только пейзажи, сооружения и памятники. И это по-своему символично.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


