Вкратце напомним с чего все началось. 25-летняя Ольга Шикова — выпускница МГТУ им. Баумана, успешно работала инженером в «Сколково». В сентябре 2024 года мошенники убедили девушку, что она замешана в финансировании ВСУ, и запугали ее уголовным делом. Под их давлением Ольга оформила займы, продала машину и даже участвовала — не осознавая этого — в махинации с чужой квартирой.
В феврале 2025 года преступники снова связались с ней и использовали ее в качестве «курьера». Тогда она получила в пакете деньги от другой жертвы — 75-летней Галины Мавискалян из подмосковной Истры. Пенсионерку обманули тем же способом: от имени «ФСБ» заставили снять сбережения (всего 6,2 млн рублей) и передать их Ольге, заверив, что это «спецоперация по защите денежных средств».
20 марта полиция задержала Шикову, обвинив ее в участии в мошенничестве в составе группы (ч. 4 ст. 159 УК). В деле множество «неустановленных лиц» и пробелов. Ольга утверждает, что сама стала жертвой обмана и действовала под давлением, не понимая, что делает. Ее заявление о мошенничестве сначала не приняли, но позже по нему все же возбудили дело, где она признана потерпевшей (ущерб составил 7,5 млн рублей).
«Верните деньги»
С конца июля уголовное дело рассматривалось в Истринском городском суде Московской области. 13 октября стороны перешли к прениям. Поддержать подсудимую пришли ее родители и друзья. Помимо них, в зале присутствовали практиканты из местного юридического института. Все желающие с трудом уместились в маленьком кабинете суда.
В начале заседания защита представила копию справки о беременности Шиковой. Также адвокат Марина Телкина ходатайствовала о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы. На прошлом заседании защитница смогла приобщить экспертизу, которая была проведена по ее инициативе, согласно которой в отношении подсудимой «применялось систематическое психологическое понуждение неустановленных лиц» и она не могла осознавать происходящее. На момент событий у нее было диагностировано тяжелое депрессивное состояние.
«Ранее проведенная амбулаторная психолого-психиатрическая экспертиза не исследовала вопрос психологического понуждения на способность осознавать свои действия и не учли психологические особенности Шиковой», — пояснила адвокат. Однако ее просьбу судья Ирина Кукушкина отклонила и передала слово прокурору для участия в прениях.
По его словам, вина Шиковой полностью подтверждается совокупностью доказательств: показаниями свидетелей, потерпевшей и письменными материалами. Показания подсудимой непоследовательны, противоречивы и направлены на то, чтобы избежать наказания, подчеркнул гособвинитель.
«Она действовала осознанно, — заявил прокурор. — Была ключевым участником группы, ее роль была заранее согласована». С кем именно и каким образом, обвинение уточнять не стало.
По мнению прокуратуры, версия защиты не выдерживает логики — ни внутренней, ни той, что следует из поведения потерпевшей. «С учетом непризнания вины оснований для отсрочки наказания по беременности нет», — отметил гособвинитель. Он потребовал назначить Шиковой пять лет лишения свободы в колонии общего режима и изменить меру пресечения — взять обвиняемую под стражу прямо в зале суда. Также прокурор попросил удовлетворить гражданский иск потерпевшей на сумму 6 млн 212 тыс. рублей.
Все это время Шикова сидела неподвижно, опустив взгляд в стол.
Потерпевшая Мавискалян попросила обратить внимание, что подсудимая постоянно говорила, что не знала о содержимом пакета, который забирала. «Я удивилась, когда она приехала ко мне и отпустила машину. Я ей сказала: как она сможет перевести такую крупную сумму денег? Но она ответила, чтобы я не переживала. Хочу отметить: на привозимых гарантийных письмах, которые были переданы из «ФСБ» и «Сбербанка», была указана та сумма, которую я отдавала. Тем более файл (пакет) с деньгами был прозрачный, и все было видно», — объяснила Мавискалян.
Она раздосадована, что подсудимая перед ней не извинилась и никак не пыталась с ней связаться, чтобы загладить свою вину. Потерпевшая не верит, что обвиняемая не осознавала своих действий, и уверена, что та сознательно выполняла указания мошенников.
«Я не настаиваю на лишении свободы, не хочу нанести какой-то вред, учитывая ее положение. Но так как мой возраст намного больше, мне хотелось бы вернуть деньги. Я надеюсь, ее вина будет установлена судом, и прошу иск удовлетворить», — сказала потерпевшая.

Ольга Шикова. Фото: соцсети
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Адвокат потерпевшей Мавискалян выступила эмоционально и жестко. Защитница усомнилась, что в другом уголовном деле, где Шикова проходит как потерпевшая, та сохранит этот статус. По словам адвоката, факт возбуждения этого дела еще не говорит о невиновности Шиковой. «Молодая девочка обманула пожилую женщину. Виновата ты или нет, но можно же просто сказать «извините, простите». Это просто признак порядочности, а этих слов не прозвучало. Такая позиция — нечеловечная. Пожилая женщина осталась без средств существования! И не услышать даже «извините» — это верх цинизма!» — воскликнула адвокат потерпевшей.
Потом она стала упрекать Шикову, что та вела активный образ жизни, пока шел процесс, раз забеременела. И засомневалась, что у подсудимой есть депрессия:
— Это подтверждается справкой о беременности. Ее ничто не вводит в депрессию, ничто не мешает радоваться жизни…
— Я вас останавливаю и считаю, что вы переходите грани дозволенного. Прошу вернуться в правовое поле, — перебила судья Кукушкина.
Тогда адвокат попросила признать Шикову виновной, полностью удовлетворить иск, а назначение наказания оставила на усмотрение суда. Ольге стало плохо, и она попросила сделать перерыв. Судья согласилась, и в процессе объявили небольшую паузу.
Такая же жертва мошенничества
После перерыва в прениях выступила адвокат Телкина. Она настаивала, что предъявленное обвинение Шиковой не обосновано и не подтверждается доказательствами. Ее действия не содержат состава преступления, нет квалификации, что действия были совершены в составе группы, не было предварительного сговора и прямого умысла, отсутствует мотив, уверена защита. «Когда образовалась группа, кто распределял роли, кто давал указания — следствием не установлено. Также не приведено сведений, что Шикова вступила в преступную группу», — заметила адвокат.
Она обратила внимание, что потерпевшая Мавискалян была введена в заблуждение не Шиковой, а мошенниками по телефону, и по их требованию передавала пакет с деньгами. Корыстный умысел не доказан, и действия подсудимой должны быть декриминализированы. Как утверждает защита, ряд доказательств был собран с процессуальными нарушениями. В частности, недопустимые доказательства — признательные показания Шиковой после задержания и протокол опознания.
«Следственный орган не пожелал устанавливать истину по уголовному делу, при этом предъявил обвинение Шиковой, не выполнив все возможные действия по установлению фактических лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности», — заявила Телкина.
Ее подзащитная, по заверению адвоката, не могла руководить своими действиями и находилась под воздействием преступников. В сентябре 2024 года у Шиковой диагностировали депрессивное состояние на фоне бессонницы и других болезней.
Она ходила на прием к психотерапевту, и ей назначали антидепрессанты. Ее использовали, ей угрожали, поэтому она не могла рассказать о происходящем своим родным, утверждает адвокат.
«Психологическое давление и понуждение в отношении Шиковой имелось. Она находилась в таком состоянии почти пять месяцев. Из-за высокой степени внушаемости не могла осознавать своих действий и руководить ими. У нее не было оснований заподозрить обман, поскольку ей предоставляли документы и она находилась под воздействием неустановленных лиц», — добавила адвокат.
В экспертизе, которая была проведена по инициативе защиты, установлено, что в отношении Шиковой мошенники использовали определенный алгоритм воздействия — так называемые эмоциональные качели. «Инициативы от Шиковой не исходило. Она считала, что сможет вернуть свои сбережения и автомобиль», — пояснила Телкина.
В это время потерпевшая Мавискалян вместе со своим адвокатом вполголоса комментировали выступление защиты — с легкой улыбкой и заметным удивлением. Прокурор, сидевший рядом со стажерами, шепотом переговаривался с ними и, судя по реакции, с доводами адвоката не соглашался.
«Защита заявляет о прекращении уголовного преследования в отношении Шиковой с учетом полной безосновательности обвинения, что повлекло грубейшие нарушения прав и законных интересов Шиковой», — сообщила адвокат.
Она заявила о полной недоказанности обвинения и попросила суд полностью прекратить уголовное преследование по реабилитирующему основанию — в связи с отсутствием состава преступления. Сама Шикова в прениях выступать не стала.
Последнее слово подсудимой
«Прежде всего хочу выразить искренние извинения и сочувствие потерпевшей. Прошу отметить, что ранее не могла выразить извинения, поскольку мне было запрещено контактировать с потерпевшей и другими участниками процесса согласно постановлению суда (условия домашнего ареста). Я также признаю, что потерпевшая, как и я, стала жертвой мошенников. За все время судебного разбирательства я осознала всю серьезность произошедшего. У меня никогда не было умысла кого-либо обманывать, причинять моральный и материальный ущерб. Сама стала жертвой обмана и психологического давления. То, что со мной проходило в те месяцы, сложно описать словами. Я находилась под постоянным давлением и манипуляцией людей, которых считала сотрудниками правоохранительных органов. Они систематически разрушали мою способность критически мыслить, внушали страх, заставляли выполнять их задания беспрекословно. <…> Сейчас я понимаю, насколько была наивна и доверчива. Я просто не могла объективно оценивать происходящее. То, что я оказалась на скамье подсудимых, стало для меня ударом. Сейчас я ожидаю ребенка, и это придает мне силы бороться за свою правду, за свое доброе имя, которое я хочу сохранить для своего будущего ребенка.
Уважаемый суд, я прошу внимательно рассмотреть все доказательства, предоставленные защитой, и вынести справедливое решение. Я верю в нашу судебную систему и в то, что правда восторжествует».
После выступления Ольги судья объявила, что удаляется в совещательную комнату для постановления приговора. На раздумья ей потребовалось около двух часов. На оглашении присутствовали все участники процесса, кроме прокурора. Шикову признали виновной в мошенничестве и приговорили ее к двум с половиной годам лишения свободы. Однако исполнение наказания отсрочили — на время беременности и до достижения ребенком 14 лет. Меру пресечения смягчили: домашний арест заменили на подписку о невыезде. Гражданский иск потерпевшей Мавискалян полностью удовлетворен. Защита намерена обжаловать приговор.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


