То, что «Разговоры о важном» вслед за школами появятся в детских садах, стало понятно еще год назад, в прошлом октябре, когда Владимир Путин поддержал такую инициативу: «У нас есть такие выражения (вы говорили, я пометил): впитал с молоком матери, усвоил с младых ногтей. Это все говорит о том, что в самом раннем возрасте, конечно, определенные базовые вещи мы ребенку должны закладывать. Но все, повторяю, должно быть в рамках разумного».
Не прошло и года, как о важном и правда заговорили в детских садах. Правда, пока в режиме апробации, в сотне садиков: 22 старых и так называемых новых регионов страны (это Донбасс, Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский, Красноярский и Краснодарский края, Москва и ряд областей — Запорожская, Амурская, Самарская, Нижегородская, Вологодская, Калининградская, Новосибирская, Омская, Томская, Иркутская, Тюменская, Свердловская, Челябинская и Воронежская).
Впрочем, другие регионы тоже не отстают, начали проводить такие же занятия уже по собственной инициативе. К примеру, в ДО «Сказка» в подмосковной Лобне. Заявленная цель программы: «Сформировать у дошкольников ценностное отношение к Родине, истории, культуре и природе России, а также воспитать гражданско-патриотические чувства и укрепить традиционные духовно-нравственные ценности».
Но на самом деле «Разговоры о важном» для дошкольников начались еще до их официального старта. В Пикалево они, например, проходили как минимум с 2022 года, причем регулярно, хотя Ленинградской области в списках регионов для их апробации нет и сейчас. То же касается и Ханты-Мансийского АО, других регионов. Без всякой публичной указки профильного министерства и отмашки Путина. Как было сказано в пояснительной записке детсада № 32 краснодарской станицы Новоалексеевской:
«Нормативную правовую основу настоящей примерной рабочей программы «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190».

Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ
Но самые скандальные «Разговоры о важном» для дошкольников состоялись, пожалуй, вообще еще в 2019 году.
«На колени встал. На колени встал, я сказала. На колени, подонок, на колени — землю целовать. Целуй землю. Целуй землю, тварь, та, которая тебя кормит. Раз. Целуй землю, я пока башку не оторвала. Два…» — так Эмма Мильнер, заведующая детского сада № 74 «Звездочка» города Краснодара решила воспитать мальчика, которого заподозрила в недостаточном патриотизме.
Попутно от заведующей досталось стоявшим вокруг нее остолбеневшим детям и подчиненным, которые, на ее взгляд, терпели непатриотичное поведение ребенка. Раз они сами мальчика не заставляли ползать на коленях, значит, виноваты не меньше его:
«Ты русский, ты вырос на русской земле. Вы твари… Педагоги, вы твари, если вы позволяете такому быть, это национализм… Где наша нравственность, где наше нравственное воспитание!»
Впрочем, это было еще до февраля 2022 года, и заведующую, пусть и не сразу, уволили.
«Безусловно, реакция руководителя дошкольной организации является непрофессиональной, — отреагировала Татьяна Ковалева, уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае. — Невозможно привить ребенку любовь к Родине и к людям, проявляя в отношении его самого агрессию, жестокость и насилие».
С тех пор в Министерстве просвещения провели работу над ошибками.
«Проект «Разговоры о важном» для дошкольных образовательных организаций предоставит воспитателям эффективный инструмент для достижения этой цели, — подчеркнул министр Сергей Кравцов. — Мы позаботились о том, чтобы все темы подавались в понятной и увлекательной форме сообразно возрасту, с использованием красочных иллюстраций, интерактивных заданий и игровых элементов. Это поможет детям лучше усвоить информацию, сформировать правильные представления о важных жизненных ценностях и в конечном итоге вырасти достойными гражданами своей страны».
Теперь в садиках детей учат тому же, что в «Звездочке», только уже без видимого насилия, воздействуя не на тело, а непосредственно на мозги.
Чтобы вырастить из детей, как выразился Кравцов, «достойных граждан», в соответствии с нынешней политикой «партии и правительства».
Это в советское время (не говоря уже про постсоветское) стремились воспитать «гармонично развитую личность». Теперь государству нужен всего-навсего гражданин. Личностью можешь ты не быть, а гражданином быть обязан — со всеми присущими ему обязанностями и правами. Причем больше с обязанностями, чем с правами. Из методических рекомендаций к «Разговорам о важном» вытекает лишь одно фундаментальное право ребенка: сохранять молчание и соглашаться со всем, что говорит педагог. Какое уж тут развитие личности!
Хорошо хоть принудительно на колени не ставят. Если ставят, то с добровольного согласия самих детей, на утренниках, с буквами С, В и О в руках. Зачем ругаться и бить, когда того же эффекта можно добиться многократными разговорами, воздействуя не на тело, а прямиком на подкорку.
Патриотическое воспитание — тренд последнего времени. Детям и взрослым прививают любовь к родине, зачастую просто ее навязывая. Правда, патриотизм зачастую сводится к поддержке Путина, который «может все что угодно»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
(такие песни поют в детсадах), и СВО: если верить новостям центральных каналов, вся страна в едином порыве поддерживает спецоперацию и помогает военным плести маскировочные сети. Включая детей.
«Сначала мы скручиваем ленточку, потом мы ее закрепляем. И скручивать мы ее должны крепко, вот так», — гордится своим навыком Полина Солженикина из Новогремяченского детского сада «Солнышко». И такими маскировочными сетями оплетены детские сады от Ростова до Уссурийска.
Военная тема подспудно присутствует буквально во всем, что проявляется в общественном пространстве, и детский сад — не исключение. «Формировать у детей желание защищать, беречь Родину» — казалось бы, изначально благородные цели — ставят сегодня учителя и воспитатели, готовясь к «Разговорам о важном» в детских садах. Но почему-то это подается под тем углом, что для любви к Родине непременно надо либо умирать, либо убивать.
В связи с этим поощряют игрушки на военную тему: солдатики, танки, гранаты. Пока в целях тренировки. Некоторые педагоги и родители даже всерьез заявляют, что «Мальчика невозможно воспитать без военных игрушек».

Фото: Алексей Смышляев / ТАСС
Эксперты тоже подтверждают: сегодня в столице день ото дня растет интерес и к игрушкам именно военной тематики. Лидеры продаж — детская военная форма, игрушечное оружие, бронежилеты с касками, АК-47 с мягкими пулями и глушителем.
Бизнес реагирует вполне адекватно на основную новостную повестку: на танках с пистолетами можно хорошо заработать. Но пройдет ли это бесследно для детской психики?
«Не было бы магазинных игрушек, в ход шел бы подручный материал, палки, камни», — говорят родители. Но это не одно и то же. Палку обычно выкидывают, красивые игрушки папы и мамы покупают в подарок, а значит, такую игру поддерживают.
— Сами по себе игрушки не несут вреда, — считает семейный терапевт Анастасия Кузьминова, — ребенку они нужны разные. Но если в семье транслируются темы насилия, и из-за этого игрушки на военную тему оказываются в приоритете, тогда ситуация будет сказываться неблагополучно, и малыш этот негатив еще и транслировать другим детям будет.
Если тебе в голову с самого детства заложили образ оружия — оно обязательно выстрелит. Закон жанра. И психики тоже.
Аккомпанируют агрессии бравые патриотические песни Шамана и даже лирические композиций неожиданно восставшей из забвения Кадышевой. Девушки в кокошниках и мальчики в гимнастерках — картина реальности сегодняшнего дня. Честно говоря, сама недавно вздрогнула, когда услышала в телефоне моего 9-летнего сына раскрученную песню Татьяны Куртуковой «Матушка» с припевом: «Для меня — Святая Русь, для других — занозонька». Детей уже с самого юного возраста готовят к тому, что мы живем в окружении врагов, и нам следует защищаться с оружием в руках.
— Пропаганда насилия наносит непоправимую травму детской психике, — уверен психоаналитик Дмитрий Ольшанский. — Идет сознательное уничтожение всего человеческого в детях. Например, священный для всех нас день 9 Мая превратился в веселый детский праздник с переодеваниями. День скорби и поминовения — в карнавал с ряжеными. Может ли быть большее оскорбление памяти наших павших предков? И это не просто издевательство над исторической памятью, это формирование ценностного поля будущего поколения. Если детям с пеленок внушают, что функция мужчины — убивать и убиться самому, откуда же у этих детей в голове возьмутся базовые человеческие ценности? Больше всего возмущает молчание большинства. Граждане либо сами парализованы страхом и депрессией, либо просто утратили человеческие ориентиры, — считает Ольшанский.
Психоаналитик уверен: если родитель наряжает своего ребенка в военную форму, такого родителя нужно лишать родительских прав, чтобы спасать детей от милитаристской пропаганды.
Еще в 2022 году профсоюз «Альянс учителей» и женское общественное движение «Мягкая сила»* призвали родителей и учителей саботировать в школах дисциплину по патриотическому воспитанию «Разговоры о важном». Некоторым школам это удается до сих пор. Многие учителя и сами не особо радеют за то, чтобы вместо важности и ценности человеческой личности на первое место в воспитании ставить пропаганду силы и возвеличивания военной мощи. Но в детских садах о важном проводят уже не просто уроки, а еще и утренники, музыкальные занятия и т.п.
Власти отчаянно пытаются привить населению, начиная теперь уже с трехлетнего возраста, не просто патриотические, а милитаризованные взгляды. Но если у взрослых (правда, увы, не у всех) критическое мышление еще есть, то чем младше ребенок, тем он в большей степени подвержен пропаганде. Так что режим апробации «Разговоров» с дошкольниками, скорее всего, будет признан успешным, распространившись на всю страну, которой сегодня нужны не столько личности, сколько граждане (как проговорился Сергей Кравцов).
И все забывают известную мысль, озвученную вслед за Самуэлем Джонсоном Львом Толстым: «Патриотизм… есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести…» Равно как забывают и цитату из Стругацких: «Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже — преступление».
Александра Прошина
* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


