Перед началом учебного года «Новая» сообщала о том, что изменится в школах страны с сентября. И вот он, первый месяц, прошел, началась учебная рутина. Уже можно оглядеться и понять, что нового появилось в школьной жизни.
Физкультура без триколора
Цель, к которой семимильными шагами движется школьное образование в нашей стране, — это пресловутое «введение единомыслия в России»: единые стандарты, единые учебники, единое расписание.
Первая часть, единые стандарты и к ним федеральные образовательные программы по всем предметам, уже введена в действие с этого учебного года; единое расписание должно было вступить в действие с 1 сентября по всей стране; единые учебники ожидаются в 2028 году.
Совершенно понятно, что никакого единого расписания по всей стране быть не может, поскольку и школы, и дети все-таки разные. Так что это просто общее название для базовых принципов, по которым строится расписание: как уложить учебные предметы в пятидневку или шестидневку, какие ставить пораньше, а какие позже в течение дня в зависимости от их сложности, как сочетать условно легкие и условно сложные предметы в один день и т.п. Просто теперь эти рекомендации утверждены законодательно и красиво названы «единым расписанием», а это гораздо лучше, чем реальное введение настоящего единого расписания для всех школ страны.
Государственные учебники сейчас есть только по истории и обществознанию — по остальным предметам школы пользуются так называемыми коммерческими учебниками, то есть подготовленными коллективами авторов для разных издательств. Министр просвещения Сергей Кравцов 1 октября объявил, что со следующего года Минпрос будет поэтапно представлять новые учебники по естественнонаучным дисциплинам, русскому языку и литературе, а к 1 сентября 2028 года появятся государственные учебники по всем предметам.

Сергей Кравцов. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Единой школьной формы не будет: россияне успели напугаться в начале августа, приняв сообщения о введении ГОСТа на школьную форму за известие о введении единой одежды, и Минпросу пришлось выпускать опровержения. Однако не успели сограждане успокоиться, как председатель комитета Госдумы по физкультуре и спорту Олег Матыцин сообщил, что Госдума прорабатывает вопрос введения единой физкультурной формы в цветах национального флага. По данным портала SuperJob, 55% экономически активных россиян против этой идеи, среди родителей школьников противников введения единой физкультурной формы 57%, среди молодежи до 35 лет — 62%.
«Макс»: пока на минималках
Главной темой, которую в сентябре обсуждали родители, стал перевод всех школьных чатов на национальный мессенджер МАХ (напомним, он создан по инициативе президента, а его обязательное внедрение с 1 сентября регламентировано Федеральным законом №156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
Интеграцию образовательной платформы «Сферум», которая до сих пор обслуживала основные потребности школ в значительной части России, в мессенджер МАХ Минпрос называет одним из ключевых шагов в направлении цифровизации образования и особо подчеркивает, что это «вопрос информационной безопасности»: «Мы создаем защищенное российское цифровое пространство, исключающее утечку данных и зависимость от иностранных платформ».
(Разумеется, в новом мессенджере мошенники никуда не делись: так же, как и в других мессенджерах, они спокойно рассылают по школьным чатам фишинговые ссылки, выдают себя за сотрудников банков или госорганов — словом, делают свое дело, как обычно). Опрошенные знакомые родители и учителя говорят, что обязательный переход на мессенджер громко задекларировали, но к концу сентября он еще произошел далеко не повсеместно. Где-то школы даже поставили жесткий дедлайн — 29 сентября, 30 сентября, — но пока общего перехода не случилось. Родители идут к юристам с неприятными вопросами о добровольной принудительности «Макса» и его соответствии антимонопольному законодательству, покупают «максофоны» («Бумага»* зафиксировала новое словечко — дешевый смартфон специально для установки МАХа) и волнуются по поводу той самой обещанной безопасности. Юристы в свою очередь напоминают родителям, что если учителя и обязаны выполнять закон и общаться с родителями в МАХе, то родителей никто не может обязать там общаться друг с другом.
Некоторые родители даже делятся восторгом о том, какое наслаждение от свободы и покоя испытывают, выйдя из всех школьных чатов: что надо — ребенок и так расскажет.
Изоляция и китайский
Вторая тема, которая живо волновала родителей, — это обещанное сокращение часов на изучение иностранного языка ради введения нового предмета «Духовно-нравственная культура России». Министерство просвещения опубликовало на своем сайте проект приказа, согласно которому количество часов на преподавание иностранного языка в 5–9-х классах будет снижено с 510 до 408 часов. В 5–7-х классах у школьников будет не три, как сейчас, а два часа иностранного языка в неделю; в 8-м и 9-м останется по три урока. В материалах Минпроса говорится, что это делается для «оптимизации нагрузки».
«Духовно-нравственная культура России» будет изучаться в тех самых 5–7-х классах, общий объем часов, отведенных на ее изучение, — 85 (17 часов в 5-м классе и по 34 — в 6-м и 7-м).
Родители не в восторге: многим справедливо кажется, что дело не столько в «оптимизации нагрузки», сколько в курсе на международную изоляцию и чучхеизацию школы (напомним: северокорейская идеология чучхе означает, что все вопросы внутренней жизни страны должны решаться с опорой на собственные силы). Тем временем депутат Госдумы Анатолий Вассерман заявил, что обязательным в школах может стать китайский язык — на фоне сближения России с Китаем.
А вместо обществознания в 5–7-х классах начинается курс «История моего края». Меньше иностранного, меньше обществознания, больше патриотизма.
И немного РПЦ
Любопытно, что со стороны РПЦ разработкой курса и созданием учебника по предмету «Духовно-нравственная культура России» занимался митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).
Это самый «школьный» из высокопоставленных церковных деятелей в современной России: он над школой довольно далеко простер свои крыла. В программу 11-го класса по литературе и кодификатор ЕГЭ по литературе внесен его труд «Гибель империи. Российский урок», хотя это никоим образом не художественная литература, а публицистика, и, строго говоря, не имеет отношения к предмету «литература». Зато имеет много отношения к той государственной концепции истории, которую государство — а точнее, нынешняя власть — считает важным навязать каждому школьнику.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Митрополит Тихон (Шевкунов). Фото: Андрей Рубцов / ТАСС
Митрополита Тихона (Шевкунова) СМИ часто называют «вдохновителем» проекта «Россия — Моя история», запомнившегося посетителям своими дорогостоящими и тенденциозно толкующими историю выставками. Оператор этого проекта — Фонд гуманитарных проектов; митрополит Тихон возглавляет его экспертный совет. Фонд проводил профориентационную программу для школьников «Билет в будущее»; в его рамках в школах появился профориентационный курс для 6–11-х классов «Россия — мои горизонты» (он относится к внеурочной деятельности, но Минпрос уже неоднократно пояснял, что внеурочные занятия так же обязательны для посещения, как и уроки).
В начале октября Фонд гуманитарных проектов провел в Москве Форум классных руководителей и подготовил концерт ко Дню учителя в Кремлевском дворце; все это — за счет государственных грантов. В программе форума — первое заседание Совета по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников; обсуждение воспитательной работы; участие в программе «Соловьев LIVE» с обсуждением воспитания в семье и оценок за поведение (как бы ни противоречили друг другу понятия «Соловьев» и «воспитание»); панельная дискуссия о воспитании же — и о традиционных ценностях.
В режиме апробации
Оценки за поведение, кстати, уже ставят в нескольких регионах России в режиме апробации; заместитель министра просвещения Ольга Колударова считает, что оценку по поведению следует включать в аттестат для формирования «просоциального поведения».
В режиме апробации же в 22 регионах проводятся «Разговоры о важном» для дошкольников. С ними ведут беседы о важности семьи и дружбы, доброты и честности — и, разумеется, о том, как важно Родину любить. Как проверять, повысился ли у дошкольников патриотизм в результате таких бесед и лучше ли они усвоили традиционные ценности, пока никому не ясно, но вряд ли это помешает в ближайшем будущем распространить этот опыт на всю страну.
Появился в детсадах и учебник по этому важному предмету. Судя по попавшим в соцсети фотографиям, это книга «Разговоры о важном для дошкольников. Мир, в котором мы живем», выпущенная в 2025 году издательством АСТ, ее авторы — член-корреспондент РАН, доктор педагогических наук Наталья Виноградова и кандидат педагогических наук Ирина Хомякова; обе — сотрудницы Центра начального общего образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (ныне он называется «Институт содержания и методов образования имени В.С. Леднева») — это тот самый институт, который разрабатывает методические материалы для школьных «Разговоров о важном», около 10% тем учебника — военные.
IT вместо учителя
Еще один любопытный сюжет этой осени — внедрение искусственного интеллекта в школы. Дети давно делают домашки с помощью ИИ, учителям он пишет поурочное планирование, так что пора что-то с этим делать. Министр просвещения Сергей Кравцов сказал во время прямой линии в рамках того самого Форума классных руководителей, что в Минпросе задумываются о том, чтобы «создать отечественную систему искусственного интеллекта, которая помогала бы и учителям, и школьникам, но не для того, чтобы списывать контрольные работы, потому что это тоже опасность». Он добавил, что искусственный интеллект и информационные технологии никогда не заменят учителя.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Однако именно такой вариант рассматривают в Якутии, где остро не хватает учителей. Поэтому в малокомплектных школах республики со следующего учебного года отсутствующих учителей физики, химии и биологии собираются заменить онлайновыми уроками. Глава республики Айсен Николаев пообещал предоставить школьникам образовательный контент, включая электронные учебники, видеоматериалы и аудиоуроки.
Судя по комментариям к этой новости в телеграм-канале «Все об образовании», родители учеников от этой инициативы опять-таки не в восторге, учителя тоже.
Словом, дошкольники уже маршируют в общем строю, но еще не во всех регионах. Поведение уже оценивают, но тоже еще не везде. Единство достигнуто, но еще не окончательное: по содержанию уже практически да, а по форме (школьной и спортивной) пока все-таки нет. Обществознанию и языкам — ну кроме китайского — школа говорит «нет», истории — громкое «да». В отношении искусственного интеллекта — школа, может, и скажет «да» от отчаяния, но родители закричат «нет». Разве что мессенджер МАХ все встречают с единодушным раздражением, но обреченно ставят его себе на «максофоны». Хотя, кажется,
когда родительское сообщество достаточно громко и раздраженно шумит — вот хоть как в случае с «единой школьной формой», — власть вынуждена прислушиваться и хотя бы давать разъяснения.
Ах да, тут еще фракция ЛДПР внесла в Госдуму проект поправок в закон об образовании — чтобы в школах была пятидневная рабочая неделя и чтоб занятия в школах начинать в 9 утра. Не знаю, как откликнутся на это родители (наверняка же кому-то надо на работу раньше) и сколько уроков в день будет при переходе на пятидневку, но лично я бы впервые в жизни поддержала ЛДПР. Но у меня в школе уроки и так начинаются в 9. И пятидневка. Так что не поддержу: не надо это законодательно прописывать, как и триместровые-четвертные каникулы, и школьную форму: пусть школа имеет право решать по согласованию с родителями. Пусть хоть где-нибудь будет хоть немножко свободы.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

