СюжетыОбщество

Крест на лайках

Православный мессенджер «Зосима» не мог не оказаться мертворожденным

Крест на лайках

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

«Поэтому, отбросив ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу»

(Ефесянам 4:25).

Когда-то имя Зосима (или, в более современном варианте, Зоя) давали слабым детям. В переводе с греческого оно значит «полный жизни». Но бренд — лишь часть успеха, а не его гарантия. Что в очередной раз подтвердил одноименный проект, в народе известный как «православный мессенджер», оказавшись банальным выкидышем виртуального пространства.

Это история о том, как люди из прошлого отчаянно пытаются попасть в будущее. Фонд «Иннотех XXI» — образцовый тому пример. Вполне вероятно, что за симпатичным веб-сайтом стоит какая-то целевая деятельность вроде сохранения и реставрации храмов. Но на практике это — обычная контора для решения банальных мирских вопросов: статуса, юрлица, развода власть имущих на средства и, в конце концов, обеспечения собственного комфортного существования.

В этих бесконечных кабинетах в историческом центре Москвы уселись солидные дядьки, решающие свои личные проблемы. За доказательствами ходить далеко не надо. Адрес фонда — Мерзляковский переулок. Куда уж центрее. При этом к столице его деятельность не имеет никакого отношения. Подробности можно оставить журналистам-расследователям, хотя вряд ли овчинка стоит выделки. Так, «прокладка» для обеспечения нужд. Это, пусть и грубое, оценочное суждение — результат многолетнего опыта работы с культурным наследием.

«Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего»

(Притчи 27:5–6).

Саму идею обсуждать стыдно. Как стыдно в очередной раз проговаривать очевидное: замкнутость в себе — путь к деградации. Сколько трудов написано о вреде эндогамии — бракосочетания в рамках одного рода. Сколько страшилок про генетические последствия интимной связи близких. Сколько примеров успешности открытых сообществ и забвения тех, кто не хотел быть открытым миру и замыкался в себе.

Так же и в виртуальном мире. Прочие — исламские, еврейские, буддистские — социальные сети, знакомства, мессенджеры и сервисы — вечный провинциальный жанр, который, несмотря на усилия, инвестиции и пыл адептов веры, так и остается на периферии.

Нет, не было и не будет успешного социального проекта, рассчитанного на замкнутую социальную или этническую группу. Запомните, запишите, добавьте в закладки.

Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

«Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день»

(Книга пророка Исаии 2:11).

В качестве мысленного эксперимента допустим: условно-православный мессенджер имеет право на существование. Но только при одном условии: разработчиком и дистрибьютором выступает Русская православная церковь в лице ее административного верховенства. И тут, в теории, даже шансы есть. А что? Средств нужно много — а серьезная разработка, несмотря на бесконечное внедрение ИИ, дело дорогое, — но в рамках все еще влиятельной структуры если не мирового, то как минимум федерального масштаба, это решаемо. В конце концов, православных бизнесменов никто не отменял.

Мотивация понятна. Учитывая иерархическую церковную структуру, где даже молитвы, словно методички из администрации президента, спускаются сверху, нижестоящие епархии можно просто обязать. И даже если отвлечься от целесообразности, то при таком раскладе можно ожидать каких-то осязаемых результатов.

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему»

(Послание Иакова 1:5).

Но ни РПЦ, ни Католическая церковь, ни одни официальные ветви ислама, буддизма или любых других религиозных течений никаких своих мессенджеров и социальных сетей не делают. А просто молча инвестируют средства. Например, Инвестиционный фонд Англиканской церкви управляет капиталом в размере 11 миллиардов фунтов. Из этих денег духовенство в том числе получает зарплаты. Вполне вероятно, там и акции социальных сетей есть в пакете. А своих виртуальных активов нет. Кажется, и там хоть что-то да понимают в нормальной жизни.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев»

(Послание Иакова 1:19).

Обсуждать функционал случайно утекшего мессенджера «Зосима» — не менее стыдно, чем все перечисленное. И не потому что это какая-то простая поделка. Не потому что мы не знаем грандиозных планов разработчиков, которых, по заявлениям создателей, аж 30 человек. (Для справки: WhatsApp* придумали и разрабатывали трое.) Не надо быть семи пядей во лбу или опытным аналитиком, чтобы понимать: это шум. Стыдно, потому что докатились до этого. До самого факта, что такое попадает в новости, обсуждается и рассматривается со звериной серьезностью.

Читайте также

МАХнем 100 грамм за русский инстаграм

МАХнем 100 грамм за русский инстаграм

После «успеха» мессенджера Max в России может появиться национальный аналог Instagram*

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих»

(Псалом 140:3).

Что бы там дальше ни было — а за базар надо отвечать, и раздающий интервью директор фонда «Иннотех» рано или поздно будет вынужден показать продукт — все это будет проходить по категории «грусть, тоска, печаль». Грусть оттого, что вместо реальных технологических или гуманитарных достижений в повестке дня — провинциальные поделки «старцев». Тоска — оттого, что это не в первый и не в последний раз. А печаль — оттого, что свет в конце тоннеля давно погас и даже вера, пусть не в Бога, но в светлое будущее, уже не спасает.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»

(Послание к Ефесянам 4:29).

И ведь хочется же о хорошем. И спутники Starlink над головой летают, и ChatGPT в соседнем окне напоминает о своем существовании результатами очередного исследования, и космические корабли если не бороздят просторы вселенной, то как минимум вот-вот собираются. И зависть к людям верующим в этом смысле становится бесконечной, так как людям думающим здесь ловить нечего.

Что же теперь? У подъезда один
Грустно веду разговор с непогодой.
Не осуждающий, не осудим…
Сняв с себя грима прожитые годы.

Игорь Елеференко, вице-президент фонда «Иннотех XXI»

* Принадлежит компании МЕТА, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена

Этот материал входит в подписку

Виртуальный Меркуров

Тренды цифрового мира

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow