СюжетыКультура

Провоцируя творчество

Вышла книга Михаила Угарова «Постановка взгляда. О театре, в котором не играют. Лекции, семинары, интервью»

Провоцируя творчество

Михаил Угаров. Фото: teatrdoc.ru

Драматург и режиссер Михаил Угаров известен среди людей театра как создатель движения «Новая драма», изобретатель документального театра, сооснователь «Театра.дос» — московской театральной институции, которая на протяжении почти 20 лет была не просто столичным театром, но центром притяжения профессионалов и зрителей, которым был интересен живой театр «в погоне за реальностью».

Во вступительной главе к книге ее составитель, театральный критик Елена Ковальская, пишет, что на вопрос, «о чем эта книга, есть несколько правильных ответов. Можно сказать, что это урок мастерства от Михаила Угарова — человека, радикально изменившего театр, драматургию и заодно кино в России начала XXI века. Но также можно сказать, что она — о когда-то диковинной разновидности театра, который помыслил не быть копией реальности, а самой реальностью.

«Театр, в котором не играют» — таким был слоган московского «Театра.doc», упоминающегося, конечно, в этой книге постоянно. Третий вариант, и снова верный: эта книга — о реальности, будто бы очевидной, а на самом деле мистериальной, таинственной».

Обложка книги Михаила Угарова «Постановка взгляда. О театре, в котором не играют. Лекции, семинары, интервью»

Обложка книги Михаила Угарова «Постановка взгляда. О театре, в котором не играют. Лекции, семинары, интервью»

«Зрители сидят на сцене, актерам негде играть»

Мне же кажется, что эта книга — о Михаиле Угарове, ведь не зря она начинается с «Хронологии». Это своеобразная биография, составленная на основе его дневников. Угаров умер от сердечного приступа в Москве в апреле 2018 года. Ему было всего 63 года.

Это была очень яркая и блестящая жизнь театрального реформатора и мощного драматурга, написавшего множество пьес, которые с успехом шли в столичных и провинциальных театрах. При этом Угаров был самоучкой — он не окончил ни театрального вуза, ни литературного института. В 1978 году Михаил переехал из Архангельска в Киров, где вместе с первой женой Мариной Кирпичевой поступил актером в труппу театра юного зрителя. Лицедейство ему наскучило, он перестал участвовать в спектаклях и еще несколько лет проработал заведующим литературной частью театра, а в 1986 году поступил в Литературный институт имени Горького. В Москве Угаров познакомился с драматургом Еленой Греминой, которая вскоре стала не только его женой, но и верной соратницей, с которой они вместе писали сценарии, участвовали в фестивале молодой драматургии «Любимовка», вместе создали «Театр.doc».

«Хронологию: основные события из жизни и творчества Михаила Угарова» сегодня читать особенно интересно — там упоминаются театральные события конца 1990–2000-х годов, мелькают фамилии известных режиссеров и драматургов российского театра. Все они — актеры Олег Ефремов, Олег Табаков, Кирилл Серебренников, Владимир Мирзоев, драматурги Михаил Рощин, Максим Курочкин, Евгений Казачков, Юрий Клавдиев — были знакомы с Угаровым и так или иначе сотрудничали с ним. Конечно, события из «Хроники» по большей части связаны с «Новой драмой», развитием документального театра и не касаются того, что в те годы происходило в так называемом традиционном драматическом театре.

Но по «Хронологии» интересно наблюдать, как сужается шагреневая кожа свободы в независимом театре.

Справедливости ради надо сказать, что Угарову с Греминой удалось сделать очень много, пока власти не взялись за их театр.

Те, кто бывал в «Театре.doc», знают, что доковцы выпускали каждый год как минимум 10 спектаклей. И практически каждый из них становился событием. Это и «Кислород», и «Преступления страсти», в 2006-м году — «Демократия.doc» (спектакль с участием актеров и зрителей и последующей дискуссией о путях демократии в России), в 2010 году — «Час восемнадцать» про гибель в тюрьме Сергея Магнитского, а в 2011-м — «Двое в моем доме» по пьесе Греминой о домашнем заключении белорусского политика Владимира Некляева.

Генеральная репетиция документального спектакля «Час восемнадцать», режиссер Михаил Угаров слева. 2010 год. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Генеральная репетиция документального спектакля «Час восемнадцать», режиссер Михаил Угаров слева. 2010 год. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В 2012 году выходит еще один хит «Театра.doc» — «БерлусПутин».

17 марта 2012 года

Михаил Угаров пишет в своем дневнике:

«Сегодня в «Театре.doc» прошло два вечерних спектакля «БерлусПутин». Попасть туда нереально, зрители сидят на сцене, актерам негде играть. Работает принцип обновления текста: сегодня Сергей Епишев проходился по НТВ, Кулистикову и «Анатомии протеста» — под хохот зала. В финале, как велел Кулистиков, всем раздавали пластиковые доллары от Хиллари и печеньки. В финале под песню «Рабфака» — долгие аплодисменты. Некоторые театральные деятели говорили мне, что это не театр. Конечно. Это больше чем театр».

«Театр, который переезжает»

В 2014 году Угаров закончил фильм «Братья Ч» о семье Антона Чехова по пьесе Елены Греминой. Съемки фильма продлились всего месяц. В Центре им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы Угарова «Маскарад Маскарад». В «Театре.doc» сразу несколько показов документальных пьес: «Показания» о событиях на Таксиме в Стамбуле, «Дневники Майдана» и пьеса Сергея Соколова «Раса» об убийцах адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. «Театр.doc» получил премию «Золотая маска» за спектакль «Акын-опера».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В этом же году арендатор полуподвала в Трехпрудном переулке, где «Театр.doc» проработал 12 лет, неожиданно расторг договор аренды под предлогом «незаконной перепланировки». А 30 декабря был сорван показ украинского документального фильма «Сильнее, чем оружие», в театр приехала полиция, съемочная группа телеканала НТВ. Причина — показ фильма без прокатного удостоверения, Елену Гремину вызвали в отдел культуры при Минкульте для проверки уставных документов.

Второй раз уставные документы театра проверяли уже в прокуратуре в 2015 году после постановки спектакля «Болотное дело» о событиях 6 мая 2012 года. В итоге хозяин помещения на Разгуляе, куда переехал «Театр.doc» с Трехпрудного переулка, тоже расторг с Еленой Греминой договор аренды, и театр снова стал искать помещение, а счета были арестованы. В 2017 году свое 15-летие «Театр.doc» встретил в очередном новом помещении — в Малом Казенном переулке.

5 февраля 2017 года

Угаров написал в своем дневнике:

«Для меня это целых пять моих жизней, с умиранием и рождением. Первый мой спектакль в Доке — полная авантюра по трехстраничному либретто Сандрика Родионова «Война молдаван за картонную коробку». Мы совместно с Русланом Маликовым это сделали. Дикий был спектакль, неизведанной театральной стилистики, просто-напросто дикарский! А теперь вспоминается как классика. Когда вломилась полиция на Трехпрудный, когда заварили двери — мне показалось, что все кончено. К жизни вернули меня десятки волонтеров, которые строили новый театр. Стало ясно, что театр — это люди, а никакая не коробочка. Второе изгнание (с Разгуляя) было уже не страшно. Но пять жизней все-таки прошло, и свои рубцы остались. Зато мы сделали театр со своим, ни на кого не похожим лицом, который знают все».

Читайте также

Нестерпимое ощущение ушедшей сквозь пальцы жизни

Нестерпимое ощущение ушедшей сквозь пальцы жизни

В издательстве ISIA вышла книга «Дом с башенкой… и все рассказы» Фридриха Горенштейна — оптимиста в аду

«Бесстрашный Угаров»

31 декабря 2017 года Угаров написал в дневнике три коротких фразы, которые очень емко определяют и его, и Елены Греминой настроение того времени: «Это был ужасный год. Стабильно черный такой год. У меня всё».

В дневнике за 2017 год Угаров упоминает и об уголовном деле в отношении Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского, Софьи Апфельбаум и Юрия Итина. Это «театральное дело» тогда потрясло всех, и, конечно, доковцев. Было понятно, что начинается атака на независимый театр. А «Театр.doc» определенно занимался политическим театром, Угаров и Гремина «в погоне за реальностью» все чаще выбирали те сюжеты и темы, которые не мог себе позволить традиционный театр.

Елена Ковальская пишет в предисловии, что у Угарова «было бесстрашия с горкой», казалось, что он и вправду ничего не боится. Кажется, единственное, чего он боялся, — что могут посадить его любимую жену, Елену Гремину — после неприятностей, связанных с постановкой спектакля «Болотное дело», он мне об этом говорил. А сам в своих текстах в социальных сетях, в интервью говорил все, что думал, не лукавя, и о власти, и об обществе. Угаров объяснял «политичность» спектаклей его театра тем, что они должны реагировать на реальность, доковцы озабочены тем, чтобы представлять зрителю реальную картину жизни, противопоставляя ее телевизионной и глянцевой картинке.

Впрочем, Угаров не считал себя оппозиционером. «Все, что я делаю в «Театре doc» и пишу, иногда может казаться оппозиционным, но это всего лишь апелляция к норме. Мне кажется, этим только и нужно заниматься. В нашей стране с ее девиантностью, с перверсией на всех уровнях апелляция к норме может грозить обвинением в экстремизме». Незадолго до смерти, в 2018 году, он вновь вернулся к теме «нормы» и добавил: «А норма уже скрылась за горизонтом».

Елена Гремина, 2015 год. Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Елена Гремина, 2015 год. Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

«Провоцировал на творчество»

Я намеренно привожу так много цитат из Угарова, чтобы вы почувствовали интонацию книги «Постановка взгляда», самую большую часть которой составляют лекции, семинары и интервью Михаила Юрьевича. Семинары в Школе документального кино и театра, больше известной как Школа Марины Разбежкиной, Угаров начал проводить с 2010 года, и в книгу вошли встречи со студентами вплоть до 2017 года.

Читатель найдет в книге и лекции Угарова для драматургов в Creative Writing School. В предисловии к этим текстам Наталья Осипова, сооснователь и директор этой школы, объясняет, чем был этот курс Угарова: «Его нельзя свести ни к драматургии, ни к документальному театру, ни к постдраме. Любой термин убивает главное, что делал Михаил Юрьевич, — он провоцировал на творчество. Он сам не любил термины, потому что термин — это что-то мертвое. У него, конечно, был свой драматургический язык, своя школа, но у меня ощущение, что он продолжал поиск новых форм, нового языка, продолжал охоту за реальностью. Возможно, главное и было в его курении на вебинарах, в его провокациях, во фразе «Наташа, я вас ненавижу», когда я предлагала что-то новое сделать, а потом: «Ну вы же понимаете, что ненавижу и люблю — это одно и то же».

Это очень верно сказано: «Угаров провоцировал на творчество».

И все его лекции, семинары, опубликованные в книге, — именно об этом. Читая угаровские тексты, открываешь бездны смыслов, и хотя упражнения, которые он предлагает выполнить слушателям его лекций, кажутся невыполнимыми, все-таки хочется попытаться их сделать, как, например, вот это домашнее задание — «Контакт»:

Домашнее задание «Контакт»

«Вступите в контакт. Подойдите к человеку любого пола и возраста и задайте ему странный вопрос: «Скажите, а я в каком городе?» Конечно, человек удивится и скажет что-то вроде: «Вы что, сумасшедший? В Москве». Тогда вам придется придумать историю, почему вы не знаете, что находитесь в Москве, и эту историю нужно будет рассказать так, чтобы она втянула человека в диалог. Он будет задавать вопросы, а затем должен вступить в контакт и сам рассказать сходную историю: «А со мной был такой случай в Хабаровске…»

Вот так Михаил Угаров учил будущих драматургов чувствовать энергию живого языка.

Что же касается «постановки взгляда», которой Угаров занимался со студентами, то в «антисловаре», составленным Ильмирой Болотян по высказываниям Михаила Юрьевича, этому понятию дается следующее объяснение: «Постановка взгляда — один из педагогических приемов Михаила Угарова и Марины Разбежкиной. На практике часто представляла собой ряд упражнений, во время которых студенты готовили свои истории (или рассматривали чужие) с целью найти наиболее актуальную или интересную точку — «наводили зум».

Михаил Угаров умер 1 апреля 2018 года от сердечного приступа, Елена Гремина пережила его всего на полтора месяца.

В издательстве «НЛО» несколько лет назад вышел двухтомник их пьес. Книга «Постановка взгляда» — это следующая попытка приблизиться к «океану идей и смыслов» под названием «Гремина — Угаров».

И поскольку «Театр.doc» всегда был театром для всех, а не только для режиссеров, актеров и драматургов, для всех, кому интересна современная жизнь, кому интересен театр, который показывает реальность и своим существованием меняет эту реальность, то и книга Угарова — это книга для всех, а не только для профессионалов.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow