За последнее время как-то постепенно само собой сложилось мнение, что в России не осталось людей, которые не просто представляют себе будущее страны отличным от вытекающего из государственной генеральной линии нынешних времен, не только говорят и думают о таком будущем, но и пытаются что-то сделать, чтобы совместными усилиями заложить для него основу. Хотя бы в части выстраивания коммуникации друг с другом. И все это понятно и объяснимо: кто-то уехал из страны, кто-то попал под все набирающий ход вал репрессий, кто-то трезво оценил свою способность этим репрессиям противостоять и ушел в тень, а кто-то просто решил, что все бесполезно, как-то встроился в реальность и просто живет, как получается.
Поэтому когда в бегущей ленте телеграм-каналов мелькнуло название «Мечта.Россия», в первый момент подумалось, что это очередная затея от привластных проповедников традиционных ценностей и будущего с роботами в косоворотках. Таких развелось нынче бесчисленное множество, все они как один — кто-то лучше, кто-то хуже — продвигают текстами и по преимуществу сгенерированными искусственным интеллектом картинками разнообразные варианты упаковки для все той же незатейливой триады «православие — самодержавие — народность». Плюс героическая «победа». Следить за их «творчеством» превратилось в нечто напоминающее guilty pleasure — совершенно вроде незачем за ними следить, но от всей этой восторженной, прямолинейной незамутненности на неплохом финансировании просто порой невозможно оторваться. Они тоже зачастую оперируют словами наподобие «мечты» и «надежды», но при этом предполагается, что мечта россиян может быть сегодня на всех одна, безальтернативная, а надежда — только на волю высшей власти и бога. Тоже без иных вариантов.
Любопытство, однако, заставило зайти и посмотреть, о чем в данном случае мечтается. Там, к удивлению, не обнаружилось ни матрешек, ни патриотических медных горнов, ни прочих «взвейся-развейся», а только предложение присоединиться к разговору: «Мы не предлагаем готовых лозунгов или программ, мы предлагаем начать честный диалог снизу, чтобы будущее не навязывалось сверху. Вместе обсуждать общее будущее и благо — это возможность полагаться не на «дядьку в пиджаке», а на себя и людей, которые живут рядом с тобой». Что звучит для нынешнего контекста не просто свежо, а почти смело.

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ
Понажимав на ссылки, а потом поспрашивав тут и там, довольно быстро удалось установить, что за телеграм-каналом «Мечта.Россия» стоит общественная инициатива, что действительно островки инициативных людей, затаившиеся до поры, поварились в своем соку три с половиной года, но наконец решили пообсуждать то, что они видят как будущее страны, совместно: «Проект начинался с идеи небольшой группы друзей: философов, лингвистов, социологов, фасилитаторов, предпринимателей и менеджеров социальных проектов. Затем к нему подключились сторонники идеи ненасильственного общения, урбанисты, психологи, архитекторы, маркетологи, специалисты по теории управления». Немедленно возникли потребность и желание поговорить с этими философами и архитекторами, чтобы понять, зачем им это надо, что они хотят из своей идеи на выходе получить и правда ли они считают, что сейчас в России есть место для мечты не по разнарядке.
Почему мечта?
На предложение обсудить то, что лежит в основе проекта, и почему, собственно, если речь идет о будущем, они решили поставить в центр обсуждения именно мечту, откликнулось четверо участников и участниц инициативы. Первый вопрос к ним был очевидным: да, сегодня только ленивый не носится с идей создания «образа будущего России», подобные проекты выдвигают и обсуждают тут и там, часть из них выглядит как пошаговые программы действий, а часть — как набор идей разной степени осуществимости, больше похожих на рецепты по украшению реальности. В принципе, не было бы ничего удивительного, если бы россияне, желающие в предложенных обстоятельствах иного, тоже бы просто собрались и набросали набор красивых предложений к альтернативному «образу будущего». Но наши собеседники решили пойти через разговор о мечтах, личных и общих, и через них попытаться нащупать что-то общее, а самое главное, не оторванное напрочь от реальности. Александра, одна из вдохновительниц проекта, объясняет это так:
— Мечта вполне может выглядеть как образ будущего. Просто вопрос в том, что образ может быть разный. Он может исходить из мечты, а может исходить из банального прогнозирования. Этим как раз многие увлекаются. Но мы хотим свести воедино мечты людей о том, как они хотят жить, и о том, в какой стране они хотят жить.
Конечно, существуют несбыточные мечты, которые больше похожи на фантазии. Но в нашем проекте мы отделяем мечту от фантазии. Мы говорим о вещах, которые связаны с настоящим и находят те или иные подтверждения в нем.
То есть это действительно разговор об образе будущего, но такого будущего, которое, с одной стороны, реалистично, а с другой — связано с нашими желаниями, нашими ценностями, нашими представлениями о добре и зле. Как раз через мечту последнее и проявляется.
Кажется, что если строить разговор, отталкиваясь от того, что будущее может как-то соответствовать какому-то гуманистическому ценностному подходу, все может в самом начале забуксовать, потому что всей этой большой группе людей (а в планах и еще большей) для начала придется договориться об общих ценностях, что очень непросто и в прошлом уже подкосило не один многообещающий проект. Но Михаил, молодой челябинский урбанист, смотрит на это более прагматично:
— Мечта — это в первую очередь то, что в голове у каждого человека, когда он думает о будущем. Конечно, все думают разное, но почти у всех, кто задумывается о будущем, эта мечта хоть как-то, но отвечает на вопрос, как мы будем жить завтра. Поскольку мы планируем жить в этой стране и дальше, нам необходимо понимать, к чему мы идем и чего хотим добиться. Именно это зачастую прячется в мечтах людей, и именно это надо проговорить, обсудить и посмотреть, как можно правильнее к этому подойти. И так отдельные мечты могут стать частями, кусочками образа будущего.

Фото: Сергей Куликов / Коммерсантъ
Мечты в текущем контексте
Понятно, что увлеченные люди, которые сами готовы откровенно говорить о том, к чему они стремятся и как видят варианты пути к желаемому, не испытывают никаких затруднений с тем, чтобы озвучивать свои мечты и чаяния. Что вовсе не очевидно в случае с обычными людьми, которые, как планируется, будут присоединяться к проекту, причем не только виртуально, но и в реальной жизни. Многочисленные исследования показывают, что россиянам сегодня довольно трудно говорить о будущем в принципе, а откровенно и публично — особенно. И главные препятствия тут — страх и недоверие, а четких рецептов, как их преодолеть, в наличии на данный момент совсем немного. Елена, представившаяся как «мечтатель и двигатель мечты», согласна:
— Сейчас вообще есть такая проблема, что люди все меньше и меньше мечтают. Особенно в контексте некоего общего блага. Нет, они вполне мечтают о чем-то личном и прагматичном: о деньгах, о машине, о какой-то роскоши, о каких-то своих элементарных благах. Но вот о чем-то более общем мечтает мало людей. И именно те, которые о таком мечтают, еще мечтают и о том, чтобы с ними ничего не случилось, чтобы их не посадили за что-то… Причем, я знаю точно, об этом мечтают не только оставшиеся немногие политические активисты и общественники. Об этом мечтают и обычные граждане, которые видят, сколько появилось запретительных законов, касающихся всех: и тех, кто связан с чем-то общественным, и тех, кто вовсе нет.
И неудивительно, что люди боятся. Мы будем пытаться преодолевать этот страх. Ведь в разговоре о том, какой должна быть наша жизнь, пока нет ничего запрещенного.
Как минимум пока нет. На сегодняшний день основной задачей для того, чтобы все сдвинулось дальше, чем разговор группы единомышленников о том, в чем они и так, в принципе, друг с другом согласны, кажется завоевание проектом доверия у его будущих участников — людей, которые захотят присоединиться к нему в дальнейшем. Те, с кем удалось поговорить, считают, что они нащупали некий набор подходов к этому, и постараются максимально аккуратно применять их на практике. Впрочем, докторант Катя говорит, что, возможно, все может быть сложно, но не безнадежно:
— Я считаю, что это во многом проблема в первую очередь так называемого либерального пузыря. В нем все следят за новостями, все точно знают обо всех репрессиях и преследованиях. Возможно, в последние месяцы стало действительно с этим хуже, и больше людей в целом это чувствуют из-за того, что появились новые репрессивные законы, новые ограничения в интернете. Но когда это касается их, чего-то на самом деле для них важного, того, в чем у них отобрали агентность, они вполне готовы и говорить и даже что-то делать. Так было с женами мобилизованных, так же совсем недавно было на Алтае и еще в нескольких местах: это все были обычные люди, которые посчитали, что то, чего они хотят добиться, важнее любого страха. Если людям предложить поговорить о том, какие у них мечты о будущем их детей и внуков, это тоже вполне может показаться им настолько же важным.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Мечтать, делая
Любой человек, даже не критик, а обычный россиянин, объективно, как ему кажется, смотрящий на нашу действительность, может тут вздохнуть и предположить: «Вот, собрались, конечно, хорошие, в принципе, люди, поговорят-поговорят — и разойдутся, и опять это ни о чем». И для такого предположения у него будут вполне веские основания. С одной стороны, сколько было уже проектов, которые обещали многое и интересное, а обернулись пшиком, а с другой стороны, это ведь действительно в нынешних условиях может оказаться единственным относительно безопасным вариантом действия — просто поговорить. Но участники проекта с такой точкой зрения категорически не согласны, причем по разным причинам. Александра полагает, что сам по себе разговор, диалог о будущем не только создает коллективный образ будущего, но и меняет отношение к настоящему, что уже немало:
— Разговор об образе будущего — это всегда диалог о мечте, но эта мечта не высечена в граните. Это не статическая картина, ведь постоянно что-то, да меняется. И сегодняшние варианты будущего завтра уже становятся новым настоящим.
Пусть пока у нас нет возможности все, о чем мечтается, реализовать на деле прямо сейчас, но буквально в любой момент могут открываться окна возможностей, чтобы осуществить то или это, и этим надо суметь воспользоваться. Быть готовыми к этому. Это важный аспект того, что мы задумали.
Мы ищем ростки своей мечты здесь и сейчас. Если не мечтаем мы, то в этот момент кто-то уже реализует свои мечты. Сейчас мы все живем в мечте Владимира Владимировича Путина, пусть не полностью реализованной, но вон почти всей страной все бегают, реализуют его мечты. Мы можем ровно так же сформулировать свою мечту и начать хотя бы ее части понемногу реализовывать на практике.
Спору нет, это было совершенно прекрасно, но как будто не совсем реалистично, учитывая, что вся махина государственного и силового аппарата действительно мобилизована на то, чтобы всеми возможными способами и силами воплощать на практике то, что задумала наша верховная власть. Плюс делать так, чтобы наружу не просочились и не проступили в каких бы то ни было формах общественной активности любые иные планы и задумки. Но они проступают и не могут не проступать, считает Михаил:
— Для меня будущее — это когда многое у нас тут станет иначе. И я на своем примере пытаюсь показывать людям, что может быть иначе. Получается, я как бы формулирую элементы образа будущего, но сам при этом стараюсь что-то из них реализовывать на практике. Я своим примером показываю, как даже сейчас говорить с чиновниками, бодаться с ними, защищать свои права. И люди учатся, что-то тоже начинают делать, их становится больше, и значит, так уже немного меняется будущее. Это дает даже какой-то оптимизм. И показывает, что мечты — это не только про разговоры.

Фото: Антон Великжанин / Коммерсантъ
Но будет ли достаточно того, чтобы один человек тут или еще один человек там, реализуя свои представления о том, как должна быть устроена жизнь в нашей стране, сам пытался биться о стену реальности? Елена полагает, что хорошо сформулированная мечта, если ты за нее бьешься, помогает находить единомышленников и тех, кто тоже будет не только говорить, но и пытаться что-то изменить:
— Например, у меня всегда была мечта, мечта о том, чтобы сделать лучше место, где я живу. А для этого изменить то, как здесь все устроено с деньгами, с финансированием. И я мечтала о том, чтобы большее количество людей принимало участие в слушаниях по бюджету.
Мечтала-мечтала, а потом стала говорить с людьми, объяснять им. И вот нас уже пять человек. А через какое-то время — пятнадцать. И если мы и дальше зададимся этой задачей, то будет и тридцать, а потом и пятьдесят.
И мы сможем что-то сделать, от нас уже не смогут отмахнуться. Самое главное — мечтать и воплощать эту мечту. Такая вот горизонтальная цепочка воплощения мечты.
Мечты об образе будущего
Рано или поздно естественным образом возник вопрос: а в чем заключаются личные мечты тех, кто пытается не просто нащупать некое коллективное представление о том, куда хотелось бы в будущем стремиться? Ведь если бы таких мечт не было, то было бы невозможно представить себе участие мечтающих в том, что потребует изрядных усилий и труда. Если свести все воедино, то для себя лично люди, которые не в восторге от того, куда свернула наша родина, и которые пытаются нащупать для нее иной путь, мечтают о том, чтобы и они сами, и их дети жили в России и гордились этим. Чтобы, возможно, жили при этом в маленьком городе и активно участвовали в местных делах, изменяя там жизнь к лучшему и подталкивая такие же изменения в стране в целом. А еще о том, чтобы учить и учиться, заниматься исследованиями и создавать своей работой лучшее будущее, при этом не забывая об общественной работе, решая проблемы социального неравенства.
И чтобы найти такой способ самореализации, чтобы на практике доказать, что в стране вполне на первом месте могут быть не нефть, внешние экспансии или идеи о величии, а человек. Он же гражданин и частичка человеческого капитала страны.
Совершенно неудивительно, что и образ будущего России они видят сильно отличным от того, что выходит из-под пера тех, кто отталкивается от категорически противоположных параметров. Это мирная трудолюбивая Россия с сильным обществом, где люди живут, созидают, думают и отстаивают свою позицию. Страна, где во главу угла поставлена забота людей друг о друге, где каждый человек является объектом заботы и субъектом заботы, взаимодействует в этой заботе с другими, где эта забота выливается в осознанное политическое участие. Страна, в которой многое поменяется в части взаимодействия людей с институтами, да и сами институты изрядно поменяются, в первую очередь — в результате пересмотра места и роли насилия в обществе. Страна, где людям будет не страшно общаться с другими людьми на улице. Страна, в которой появится институт репутации. Страна, в которой будет не стыдно жить.
Никакой тебе гжели, оформленных в идеологию традиционных ценностей и коллективных маршей в ногу. Из сегодняшнего дня все это кажется немного наивной фантасмагорией. Но неменьшей фантасмагорией четверть века назад выглядело то, что происходит с нами сегодня. Поэтому почему бы и нет, в длинной-то перспективе. Александра смеется:
— Сейчас говорить обо всем этом точно наивно. Кто бы нас сейчас послушал, то сказал бы: вот же идиоты-идеалисты. Это я понимаю прекрасно. Но надо уже сегодня делать туда, в будущее, первый шаг. И для этого мечтать. Если нет мечты, то некуда идти.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

