В подмосковном Новоивановском на Live Арене в соответствии с указом президента России прошел музыкальный конкурс «Интервидение». Что это было, как это было и для кого это было? На шоу побывал корреспондент «Новой газеты» Степан Халанский.
Дружелюбная Россия и запрещенные артисты
Если сказать, что Интервидение брошено на передний край борьбы просоветского менталитета с западным, читатель подумает, что это чересчур мудреная и пафосная формулировка. Но благодаря пресс-конференции чиновников первого ранга накануне конкурса такие мысли невольно приходили в голову.
Глава МИДа Сергей Лавров, ключевая фигура президентской администрации Сергей Кириенко, вице-премьер Дмитрий Чернышенко и гендиректор Первого канала Константин Эрнст никак не тянут на музыкальных продюсеров-промоутеров (особенно первые трое), но именно они возглавляли оргкомитет певческого конкурса, позиционирующегося при этом как неполитический.
Генеральная идея была такой, что Запад выгнал Россию с Евровидения (и не только оттуда), а Россия в ответ приглашает к участию все страны, вот какая она демократичная и дружелюбная.
Правда, по ходу «музыкальной» пресс-конференции выяснилось, что, например, бородатую Кончиту Вурст, победившую на Евровидении 11 лет назад, Сергей Лавров все-таки не ждет. «Это не ограничения, это критерии», — объяснил Сергей Викторович, когда его об этом спросили.
Сергей Владиленович Кириенко с пресс-конференции ушел очень рано (много дел), а ему следовало бы задать вопрос не только про бородатых австрийских персонажей непонятного пола, но и про ДДТ, Земфиру*, «Би-2», «Машину времени», «Аквариум», «Сплин», «Мумий Тролль», Noize MC*, Монеточку*, Tequilajazzz, «Несчастный случай», Максима Леонидова и еще про десятки российских музыкантов и коллективов, которые неизвестно по каким законам оказались на территории демократичной и дружелюбной России фактически запрещены.

Зрители конкурса. Фото: Сергей Булкин / фотохост-агентство ТАСС для конкурса «Интервидение»
По условиям конкурса вокалисты в нем пели живьем, но вот эти «Разговоры о важном» получались какими-то фанерными. Невсамделешними. Интервидение встало в один ряд с фестивалем молодежи и студентов, грядущим киношным «антиоскаром» — «Бриллиантовой бабочкой» и несколькими попытками устроить альтернативные Олимпийские игры. Причем про последние Лавров, ничуть не смутившись, заявил, что «Игры Будущего» Россия сделала почти такими же масштабными, как Олимпиаду». С такой бравурной отчетностью Интервидение можно было заранее признать величайшим событием в истории мировой музыки (даже в том случае, если бы все конкурсанты развернулись и уехали из Москвы).
Примерно в такой риторике ведущие и «приподнимали» конкурс по его ходу. Им помогали его главные организаторы — Владимир Путин, выступивший в записи, и Сергей Лавров, включившийся в «неполитическое» шоу «живьем». На «политизированном» Евровидении такой откровенный чиновничье-политический пиар представить себе невозможно. Но кто платит, тот и заказывает музыку: из бюджета России на «музыкальный ответ Чемберлену» было выделено 750 миллионов рублей.
Гетеросексуальный держите шаг,
Неугомонный не дремлет враг!
Развернулась и уехала из Москвы только одна конкурсантка — Vassy из США, заменившая Брэндона Ховарда, выбывшего за несколько дней до этого «по семейным обстоятельствам». Vassy — певица загадочная: она летела в Москву выступать за Америку по своему греческому паспорту, а пострадала (если верить организаторам) из-за… «беспрецедентного политического давления со стороны правительства Австралии».
Незадолго до конкурса «Новая» выяснила, что Vassy выступала в защиту прав ЛГБТ**, но до объявления о ее визите в Москву эта информация была оперативно удалена из «Википедии». О том, что Vassy не выйдет на московскую сцену, объявили по ходу конкурса в прямом эфире. Сама исполнительница ситуацию никак не комментировала, только расставила благодарственные смайлики нескольким русскоязычным комментаторам, высказавшим ей поддержку в инстаграме***, который тоже записали в России во что-то запрещенно-экстремистское и заблокировали (за связь с такой же признанной экстремистской и запрещенной в РФ компанией Meta).
Оставшимся конкурсантам устроили в Москве большую культурную программу. Наиболее широко освещали посещение ими Музея Победы (в числе прочего там проходят выставки «СВО. Zащитники Отечества» и «Обыкновенный нацизм» — про «украинский вариант нацизма»). Впрочем, самим артистам, судя по их рассказам в кулуарах, больше запомнились визиты в Большой театр, на Красную площадь, в Театр имени Пушкина…
О массовке, заполнившей стоячий партер перед сценой, стоит сказать отдельно. Уже много говорилось о том, как этих людей набирали, как раздавали им флаги разных стран (корреспондент «Новой» видел около «Live Арены» москвичек с африканскими косичками, которым выдали флаг Кении, а еще зрителей с флагом мало кем признанной в мире Абхазии). Обсуждали также, сколько статистам платили за довольно нелегкий труд энергично прыгать и радоваться много часов подряд.
За полчаса до прямого эфира массовку разогревали диджейским сетом, в который вошли песни Татьяны Куртуковой и Надежды Кадышевой.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Когда сет закончился, партер продолжил разогреваться а капелла еще более патриотично: пели не только про березоньку и матушку-землю, но и «Коня» Игоря Матвиенко, и «Катюшу», и даже гимн России. Был ли у этого хора дирижер, разглядеть не удалось.
В зале доминировал фан-клуб Шамана. Но сам кумир остудил их пыл, нарушив регламент выступлений и толкнувший после своего номера речь с просьбой снять его с голосования. Чья была идея (самого певца или организаторов), неизвестно. Но смысл в ней был: победа Шамана утопила бы Интервидение и эфир Первого канала в патриотическом угаре, да и интерес к конкурсу у других стран мог бы поугаснуть. А проиграть Шаман тоже не мог, потому что он «русский». Оставалось деликатно слиться.

Игорь Матвиенко. Фото: Михаил Синицын / фотохост-агентство ТАСС для конкурса «Интервидение»
Композитор-продюсер Матвиенко, щеголявший перед шоу в футболке с рекламой своей оперы «Князь Владимир» (с Шаманом в главной роли), много говорил о кризисе поп-, рок- и рэп-музыки. А вот фолк, если он современный, по мнению Игоря Игоревича, сейчас в самом тренде.
Именно фолк (латинский, арабский, африканский) и был представлен по большей части на Интервидении. Качество песен можно оценивать по-разному, но часто номера вытаскивали за счет визуальных и сценических эффектов.
Были и откровенно скучные выступления, напоминавшие Евровидение 1950-х. Многие конкурсанты выступали в гордом одиночестве, и это снижало интерес к их номерам. Но что-то оказалось более зажигательным, как у бразильского дуэта Лусиану Калазанс и Таир Надер, представительницы Эфиопии Нетсанет Султан или победившего вьетнамца Дык Фука, показавшего номер на уровне современного Евровидения и завоевавшего искреннюю (а не проплаченную) любовь зрителей в зале.
Кстати, не только американка Vassy, но и триумфатор Дык Фук оказался замеченным в тлетворной ЛГБТ-пропаганде. На следующий день после конкурса энтузиасты, знакомясь с творческим наследием вьетнамца и обогащаясь, по завету организаторов Интервидения, взаимопроникновением непорочных культур, обнаружили клип с соответствующими сценами. Даже отсутствие бороды этому не мешало.
Хоть миллион, хоть миллиард
Million Voices — песню Полины Гагариной с Евровидения-2015 — выбрали в качестве завершающей на Интервидении-2025 неслучайно. Миллионы голосов и миллиарды ушей: крупными цифрами страждущих посмотреть Интервидение организаторы козыряли с самого начала. Сергей Кириенко подсчитал, что в странах — участницах конкурса проживает 4,3 млрд человек. Затем Константин Эрнст сказал, что если хотя бы каждый третий или четвертый из них посмотрит конкурс, «это будет беспрецедентно». Замах на миллиард зрителей и прописали в сценарии.
Многие ли из этого миллиарда узнали, что их так много? Даже не во всех странах нашли хоть какого-нибудь скромного вещателя. В Саудовской Аравии (которая заявила о желании принять конкурс в следующем году), Кении и Бразилии «исторический» международный телевизионный конкурс по ТВ не показывали вообще. А в качестве вещателя на США был указан… заблокированный в России YouTube.

Константин Эрнст во время генерального прогона Международного музыкального конкурса «Интервидение-2025». Фото: Евгений Мессман / фотохост-агентство ТАСС для конкурса «Интервидение»
В единственной европейской стране-участнице — Сербии — транслировать Интервидение взялся кабельный канал с характерным названием Toxic TV, существующий всего шесть лет.
Вещателем от самой населенной страны планеты Индии с ее 1,5 миллиардами жителей стал канал NewsX, имеющий очень низкую долю зрителей — 0,7–1%, и это лишь в сегменте англоязычных каналов. О каком миллиарде, о каком каждом третьем гомо сапиенс, смотрящем Интервидение, говорил Константин Львович и его ведущие? Вероятно, это была приятная информационная сервировка для заказчиков шоу и для российского обывателя, которому обманываться на тему «ура, мы впереди планеты всей» не впервой.
* Власти РФ внесли в реестр «иноагентов».
** Верховным судом РФ признано экстремистской организацией и запрещено в России.
*** Принадлежит компании МЕТА, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

