Откуда взялся дефицит?
По предварительным данным Министерства финансов РФ, по итогам первых восьми месяцев 2025 года дефицит федерального бюджета составил 4,2 трлн рублей.
Хотя этот показатель несколько улучшился по сравнению с семью месяцами 2025 года (когда дефицит достигал почти 4,9 трлн рублей), он остается высоким на фоне аналогичного периода прошлого года. Для сравнения: за январь-август 2024 года дефицит составлял лишь 28 млрд рублей.
Ключевые показатели промежуточных итогов:
- Доходы: 23 727 млрд рублей (+3,0% г/г)
- Ненефтегазовые доходы: 17 700 млрд рублей (+14,3% г/г)
- Нефтегазовые доходы: 6027 млрд рублей (–20,2% г/г)
- Расходы: 27 920 млрд рублей (+21,1% г/г)
- Дефицит: –4 193 млрд рублей
Что мы из этих показателей видим?
1. Структурный сдвиг в доходах
Ненефтегазовые доходы демонстрируют устойчивый рост (+14,3% г/г), что свидетельствует о диверсификации доходной базы. Однако рост оборотных налогов (включая НДС) всего на +6,0% г/г подтверждает охлаждение внутреннего спроса и замедление экономической активности.
2. Кризис нефтегазовых доходов
Падение нефтегазовых доходов на –20,2% г/г обусловлено не только снижением цены на нефть, но и структурными изменениями в торговых потоках (ограничения, дисконты на нефть Urals). Риски дальнейшего снижения сохраняются из-за нестабильной ценовой конъюнктуры.
3. Опережающий рост расходов
Рост расходов на +21,1% г/г значительно опережает инфляцию и темпы роста экономики. Это связано с финансированием «приоритетных задач» и выполнением обязательств перед ключевыми электоральными группами (бюджетники, пенсионеры, получательницы выплат). Отдельные расходы текущего года профинансированы за счет авансового перечисления дополнительных ненефтегазовых доходов, сформированных в конце 2024 года. Это обеспечивает повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в текущем году, сообщает Минфин, но создало дополнительную нагрузку на бюджет, добавим мы.
4. Управляемый дефицит
Дефицит в –4 193 млрд рублей соответствует целевым параметрам, утвержденным в законе о бюджете. Механизм «бюджетного правила» и использование ФНБ (Фонда национального благосостояния) позволяют смягчать колебания нефтегазовых доходов, заявляет Минфин.

Фото: Александр Манзюк / ТАСС
«Августовский профицит» — успех или нет?
Да, в августе бюджет исполнен с профицитом в 686 млрд рублей. Но это — классическая ловушка сезонности.
- Август — всегда низкий по расходам месяц. Правительство традиционно замедляет финансирование в летние месяцы.
- Разовые доходы. Более 0,5 трлн рублей — это дивиденды госбанков за 2024 год. Это не регулярный доход, а разовый бонус.
При этом:
- Расходы в августе выросли на 23,2% г/г — до 2,72 трлн рублей. Это притом что август — традиционно «тихий» месяц.
- За 8 месяцев 2025 года расходы уже достигли 27,9 трлн рублей — рост на 21,1% к прошлому году.
И это — при плановом росте расходов на весь год всего на 5,3% (до 42,3 трлн). Чтобы уложиться в бюджетный план, в сентябре-декабре расходы нужно обвалить на 16% г/г.
Насколько реален «дефицит в 8 трлн»?
- За последние 12 месяцев дефицит уже составляет 7,65 трлн рублей. Это самый высокий уровень с мая 2023 года (тогда был пик — 7,91 трлн).
- Динамика ухудшения: дефицит растет как на дрожжах. В апреле был 5,57 трлн, в мае — 6,15 трлн, в июне — 6,58. трлн, в июле — 7,27 трлн, в августе — 7,65 трлн.
- 11 из последних 12 месяцев дефицит только увеличивался.
Относительно доходов бюджета дефицит в 20,5% — это критический уровень. За последние 25 лет такое было всего четыре раза:
- в кризисном 2009 году,
- в 2016–2017 годах (после падения цен на нефть),
- в 2020–2021 годах (карантинный кризис),
- в 2023 году (ускорение «структурной трансформации экономики»).
И сейчас мы видим пятый эпизод. И он — самый продолжительный.
Как падают доходы
Главная проблема — сокращение нефтегазовых доходов.
- За 12 месяцев: 9,6 трлн рублей (–16,8% г/г).
- За 8 месяцев 2025: 6 трлн рублей (–20,2% г/г).
- В августе: 0,5 трлн рублей (–25,1% г/г).
Почему так происходит?
- Ужесточение режима ограничений.
- Цены на нефть. Цена для налогообложения — около $58 за баррель.
- Переориентация потоков. Поставки в Индию и Китай требуют скидок.
Ключевым фактором бюджетной напряженности остается ценовая конъюнктура на нефтяных рынках:
- Средняя цена нефти марки Brent в оставшиеся месяцы 2025 года ожидается на уровне $65 за баррель.
- Средняя цена Urals не превысит $55 за баррель.
- Федеральный бюджет на 2025 год был сверстан исходя из цены Urals в $69,7 за баррель.
- Таким образом, бюджет «недофинансируется» из-за разницы в $14,7 за баррель.
Реалистичный прогноз на оставшиеся четыре месяца: нефтегазовые доходы составят не более 2,4–2,5 трлн рублей. Это на 0,8–1 трлн ниже плановых показателей.
Будут ли расти нефтегазовые доходы?
Здесь картина выглядит лучше, но и тут не все гладко.
- За 12 месяцев: 23,6 трлн рублей (+17,6% г/г).
- За 8 месяцев: 17,7 трлн рублей (+14,3% г/г).
- В августе: 2,9 трлн рублей (+16,1% г/г).
Но весь рост обеспечен в основном за счет разовых факторов:
- Дивиденды госкомпаний — это разовый источник.
- Налоговые доходы замедляются:
- НДС вырос всего на 6% г/г за 8 месяцев.
- Налог на прибыль — ухудшение сборов с весны 2025 года.
Реалистичный прогноз по ненефтегазовым доходам на сентябрь-декабрь: +15% г/г (около 11,5 трлн рублей). Это — оптимистичный сценарий.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: Роман Наумов / URA.RU / ТАСС
Расходы — рост продолжится?
- Расходы за 8 месяцев — 27,9 трлн рублей (+21,1% г/г).
- Чтобы уложиться в годовой план (42,3 трлн), в сентябре-декабре нужно потратить всего 14,4 трлн — это падение на 16% г/г.
Едва ли это возможно. Почему?
- Социальные обязательства нельзя сократить.
- Расходы на «приоритетные задачи» правительства только растут.
- Инфраструктурные проекты. Их заморозка — это политическое решение.
Реалистичный сценарий — рост расходов на 15–20% г/г до конца года. Это значит, что итоговые расходы в 2025 году составят 46 трлн рублей (+14,5% г/г).
Итоговый дефицит: 8 трлн — это еще хорошо
- Доходы: 37,7 трлн (вместо плановых 38,5 трлн).
- Расходы: 46 трлн (вместо плановых 42,3 трлн).
- Дефицит: 8,3 трлн рублей.
Но это — базовый сценарий. Если рост расходов сохранится на уровне 20% г/г, дефицит может достичь 10 трлн рублей.
Чтобы выйти на дефицит в 6,5 трлн (как в бюджете-2025), нужно:
- Заморозить рост расходов (0% г/г).
- Собрать доходы по плану (38,5 трлн).
Это малореально.
Что будет делать Минфин? Четыре возможных сценария:
- Повышение налогов. Это уже происходит.
- Секвестр расходов. Вряд ли.
- Увеличение госдолга. Но рынок может не проглотить такие объемы.
- Инфляционное финансирование. Печатание денег — это крайний вариант, но он возможен.
Скорее всего, Минфин выберет комбинированный сценарий:
- Повысит налоги в 2026 году.
- Перенесет часть дефицита 2026 года в 2025-й, чтобы «выровнять» график.
- Будет занимать на внутреннем рынке.
Выводы:
- Дефицит в 8 трлн — скорее всего.
- Нефтегазовые доходы больше не являются опорой бюджета.
- Рост расходов невозможно остановить без политических решений.
- Налоговая нагрузка будет расти.
- Риск девальвации рубля и инфляции — возрастает. Бюджетный дефицит — это всегда про инфляцию.
И вот здесь возникает вопрос: а станет ли правительство как-то корректировать свои приоритеты (ну если денег нет)?
Ответ, скорее, будет отрицательным.
Почему? Потому что в современной экономике, когда мы тратим деньги, они не исчезают — они просто перераспределяются. Мои расходы становятся доходом другого экономического агента. Например, покупки в магазине переводят деньги с моего счета на счет магазина, который, в свою очередь, расплачивается с поставщиками и сотрудниками. Зарплаты сотрудников и прибыль поставщиков снова возвращаются государству, частично через налоги, которые государство возвращает в экономику. Таким образом, общее количество денег в системе не уменьшается — оно циркулирует.
Та же логика применима и к государственным расходам: проблема не в том, «где взять деньги», а в наличии политической воли и институциональных ограничений. Если государство принимает решение о необходимости тех или иных расходов, механизмы денежного и бюджетного регулирования позволяют найти ресурсы. Вопрос всегда упирается не в техническую возможность, а в приоритеты и сдерживающие механизмы.
Неважно, есть ли у правительства деньги, чтобы сделать «что-то». Важнее — есть ли у правительства желание сделать это «что-то» и есть ли у правительства сдерживающий механизм этого «чего-то» не делать.
В настоящий момент у правительства: есть желание продолжать свою политику, нет сдерживающего механизма отказаться от ее проведения. Поэтому деньги оно найдет.
Современная экономика ограничена не деньгами, а реальными ресурсами — производственными мощностями, квалифицированной рабочей силой, технологиями. Деньги — лишь инструмент распределения этих ресурсов. Вопрос «где взять деньги» обычно означает «как создать новые производственные мощности» и «как перераспределить существующие ресурсы». Правительство просто продолжит перераспределять их в свою пользу.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


