«НОВАЯ ГАЗЕТА. ЖУРНАЛ»Общество

«Русская община» уже становится проблемой для Кремля»

«Новая» поговорила с внешними и внутренними наблюдателями становления главной националистической силы России

«Русская община» уже становится проблемой для Кремля»

Фото: соцсети

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУДЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУДОГО АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

С самого начала лета соцсети бурлят сообщениями об активной деятельности так называемых дружинников «Русской общины». Рейды в местах компактного проживания приезжих, проверки вагончиков шаурмы и даже облавы в «разливайках», которые плохо монтируются с нравственностью русского человека, каким его представляют «общинники»…

Рядом с сотрудниками полиции и оперативниками в штатском трудно не заметить этих крепких мужчин в балаклавах, армейских разгрузках поверх характерного темно-зеленого камуфляжа, ставшего отличительной чертой «Русской общины».

Однако другие «общины», населяющие Россию, смотрят на происходящее со все большим раздражением.

Корреспондент «Новой» поговорил с координатором «Общины» на местах, а также с людьми, которые наблюдают ее рост вживую, о том, куда движется это явление.

Люблинская «провокация»

17 июня в московском ЖК «Люблинский парк» патруль «Русской общины» задержал группу подростков-кавказцев. Патрулю не понравилось, что дети танцевали лезгинку у входа в супермаркет. Националисты попытались отвезти их в полицию — однако все это попало в объективы камер прохожих. Видео инцидента вызвало возмущение со стороны представительства Чеченской Республики в Москве. И все же спустя пару дней, 19 июня, инцидент повторился: те же самые активисты попытались задержать еще одного молодого человека, и снова в ЖК «Люблинский парк».

…Координатор движения «Русская община», екатеринбургский общественник, а до этого — омский депутат Андрей Ткачук, так прокомментировал инцидент в Люблино: «Тут уже на лицо откровенная и проработанная провокация с целью разжечь межнациональную рознь». По словам Ткачука, дружинники «Русской общины» прибыли на место после вызова местных жителей, который те, вероятно, сделали непосредственно в приложении «РО». Однако «обстановка накалилась после того, как в дело вмешалась какая-то крикливая приезжая с гор».

Ткачук заверил своих зрителей, что в том резонансе, который получила эта история, заметно и внешнее вмешательство: если бы ситуацию не подхватили «вражеские паблики», раскрутившие случай в Люблино, никакого скандала бы не было.

Однако сама «Русская община» любым «вражеским пабликам» даст сто очков вперед в части распространения информации. Ее соцсети уверенно растут. В одном только «ВКонтакте» у общинников насчитывается более 812 тысяч подписчиков, а в телеграм-канале «Русская община ZOV» их 652 тысячи. И это — только в «материнском» канале, без учета локальных групп и каналов в регионах.

Андрей Ткачук. Фото: соцсети

Андрей Ткачук. Фото: соцсети

YouTube-канал самого Ткачука насчитывает 1 миллион 220 тысяч подписчиков. Иронично, но самые скромные показатели у ресурсов «общинников» на отечественной платформе Rutube — там за деятельностью организации следят не многим больше 23 тысяч подписчиков.

…Деятельность организации действительно на слуху, и не только онлайн. В регионах наклейки с черно-белым логотипом, изображающим всадника с копьем, можно встретить чуть ли не чаще автомобилей полиции, Росгвардии и карет скорой помощи. Ну а события в столице, подобные тому, что произошло в ЖК «Люблинский парк», лишь укрепляют сторонников «Русских общин» в уверенности, что они — часть огромной силы, ассоциированной с государством.

«Уголовный кодекс никто не отменял»

Анастасия — 20 летняя студентка одного из тюменских вузов. В свободное от учебы и работы время девушка уже два с половиной года занимается в секции по боксу.

«Я пришла в секцию в сентябре. Все было круто, мы просто занимались, у нас там была максимально френдли атмосфера. Все друг с другом переписывались, даже собирались после секции вместе, на пробежку гоняли, причем, все — и те, кто давно занимается, и новички.

А в феврале нам поставили нового тренера. Вову, Владимира Сергеевича. И тут началось! Вместо того чтобы тренировать всех, подсказывать по питанию, по набору веса, он прямо в чат начал подкидывать такие фразы, мол «чурки». И давай спамить нас видео с «Русской общиной», какие они герои. Иногда ну вот прям жесть какую-то он туда скидывал.

Видео про Украину, как там кого-то убивают. Я так поняла, он сам либо служил, либо у него есть те, кто там служит. Мне кажется, что он, когда такое смотрит или показывает, он возбуждается от этого.

Мы пишем: «Владимир Сергеевич, пожалуйста, не надо нам этого сюда слать». И не одна я — все, кого это бесило, писали ему. Создайте свой чат и там общайтесь. Он че-то фыркал — что мы не хотим знать правду, что мы молодые и не понимаем… Про страну писал, про внутреннюю угрозу. Типа: ты-то вообще девочка, тебе больше всего надо опасаться. Честно, иногда это выглядело как всратый подкат. Мол, он мужчина, только он и может защитить. А я вообще-то и на бокс пошла, чтобы, если что, без помощи защищаться.

Но потом они все-таки реально сделали свой отдельный чат. Ведь он еще парней этой же *** заразил: сначала двоих, потом еще. Сейчас у них там человек шесть, и они, как я поняла, кроме зала еще где-то тренируются. Ну просто по рилсам иногда видно. И новичков, кто приходит, они сразу к себе подтягивают.

Теперь на тренировках — в спаррингах, на ринге — он берет только тех, кто с ним на одной волне. На остальных Владимиру Сергеевичу пофиг. Либо бегайте, либо вот вам груша — давайте сами.

Зато у тех, кто с ним, уже и футболки с конем появились, и рюкзаки, и бейсболки с этой «Русской общиной». Да и вообще, парни сейчас как-то даже в общении стали другими. Прям сильно на понтах. Теперь только про это: кто русский, кто не русский…

Хотя раньше, вот даже еще весной, про кино, про музыку, про какие у кого увлечения мы говорили. А теперь любой разговор — вот сразу эта тема. Вот мы там три девушки, и отношение даже к нам переменилось. То есть сейчас, если что-то предлагаешь, ну или спросить решила, — запросто могут ответить фразой типа «молчи, женщина». И вот они вроде бы шутят, а вроде и нет.

И вот это все произошло буквально за полгода, как этот Вова пришел. И они же дебилы, пишут в телеграм такие сообщения про нерусских, что это сразу статья. Я им пишу: ребят, вообще-то уголовный кодекс никто не отменял… И такое чувство, что они воспринимают это как оскорбление.

На тебе сразу же как будто прицел, и накидываются сразу все, кто есть. Когда уведомления приходят, я уже даже стараюсь не заходить в эту нашу группу.

Кто-то из наших уже просто отписался от нашей группы в телеге — они теперь приходят в зал чисто потренить. Я вот тоже думаю: еще месяц похожу и, наверное, буду искать что-то другое. Хотя…

Тут как-то один из них скинул фотографию с какого-то мероприятия «Русской общины». А я же давно занимаюсь спортом и на фото заметила еще двух преподавателей — один из секции по плаванию, второй — с дзюдо».

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС

«Это типичная ЦИПСуха»

Алексей (имя изменено) — один из активных участников тюменской «Русской общины». Его контакты мне передали его «коллеги» из Свердловской области.

К сожалению, от личной встречи собеседник отказался, сославшись на то, что является участником СВО и не желает светиться в СМИ. Но дал добро на разговор через телеграм. Судя по уверенному голосу с беззлобной интонацией, но то и дело проскальзывающей легкой издевкой, — моему собеседнику около 35–40 лет. По сравнению с другими сторонниками организации, с которыми мне приходилось общаться, Алексей оказался довольно эрудирован и без труда оперировал фамилиями и фактами — однако укладывал их в ужасно причудливую картину мира.

На вопрос о том, с чем, на его взгляд, связанно столь частое упоминание общины в СМИ, в том числе и не в самом положительном ключе, Алексей коротко ответил: против «Русской общины» работает ЦИПСО (Центр информационно-психологических специальных операций Вооруженных сил Украины):

«Есть вражеские силы, которых раздражает то, что «Русская община» становится все более самостоятельной и менее подконтрольной. И их не устраивает, что у русских людей началась та самая низовая самоорганизация. Именно этого они боятся больше всего.

Поэтому мы и видим такие вот провокации с чеченскими детьми (как та, что произошла в ЖК «Люблинский парк»). Они хотят показать, что «Русская община» — это такие додики, которые только и могут, что гонять детишек. А то, что мы помогаем предотвращать теракты, — это как бы за скобками.

Но даже на ролике из Москвы видно, что те, кого представили как наших дружинников, не имеют никакого отношения не то что к общине, но даже к русским.

Я честно, когда сам увидел то видео с Люблино — или откуда там? — не мог понять: вот тот парень в маске, что стоял, он вообще кто? Почему от русского у него столько же, сколько у меня от негра? Если вы делаете фейк, так подойдите как-то более профессионально. Вы его, вообще, где нашли? Возьмите какого-нибудь Ваню или Петю с Патриков, денег им заплатите, в конце концов. Но зачем так халтурить?

Я тебе вот так вот просто из своего опыта скажу. Когда мы выезжаем на «мероприятия», у тех, по кому мы работаем, даже мысли не возникает достать телефон и что-то там снимать. Потому что они понимают, где этот телефон у них окажется через пять минут и кто на него будет звонить. А здесь только сняли клоунов — и уже через пять минут в «Чрезвычайном происшествии — Чечня», еще через час — по всей России обеспокоенность… Это типичная ЦИПСуха — как раз для таких хомячков, как ты и читатели вашего прекрасного издания. И запустили ее как раз в интересах врагов — как внутри России, так и за ее пределами.

Вот почему «иноагенты», вместо того, чтобы поднимать хозяйство где-нибудь на Магадане или рыть окопы у Покровска, — как жили, так и живут? Не странно? А в стране-то, на минуточку, *** идет, убивают наших пацанов. Вот у меня самого уже сколько друзей погибло… Вам ничего не колется?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

А не колется вам, потому что вас прикрывают. И кто прикрывает — вот те самые либералы, а правильней сказать — враги во власти… Они же в большинстве своем никуда не уехали, ну кроме разве что Чубайса. И сидят там, где и сидели. Бабки из бюджета как получали, так и получают. Только прикинулись патриотами — но так, немножко. Чисто на полшишечки.

На Маргошу Симоньян посмотри. И Украину она «люблю», и награды от президента «люблю», а «Русскую общину» — «не люблю»… А Ксения Анатольевна? Да много кто.

Фото: соцсети

Фото: соцсети

А по уму если, сейчас военное время — и законы должны быть тоже соответствующие. Причем не только за ЦИПСО, но и в целом. И за оскорбление власти, и за дискредитацию, и за уклонение от службы. И за аборты! Вот скажи: почему за детоубийство в утробе нет срока, при том что в стране такой провал по демографии?

Где-то действительно запретили аборты, Вологодская или Волгоградская область, сейчас точно не помню. Но достаточно проехать 200 километров в соседний субъект — и там вот сто процентов, что все сделаешь. В Москве как аборты делали — так и продолжают. Еще и платят за это убийство. Что это как не заказуха? Она и есть, и происходит все это на государственном уровне.

Но я считаю, если по справедливости: в любой консультации нужно ставить камеры, прослушку. И врачи не уговаривать должны, а нажимать на тревожную кнопку, как в банках. Только заикнулась — сразу в тюрьму.

Для начала под акушерским надзором, чтобы она ничего не сделала с ребенком, а потом в колонию-поселение пускай едет, бронежилеты шьет, на годик-полтора. Не хочешь своего ребенка, значит, спаси чьего-нибудь другого. Чтобы пришло понимание, что ты женщина, что твоя цель — это рождение и воспитание ребенка. Только так, только жестко можно и нужно работать. Потому что сейчас перед страной стоит вызов, который уже лет сто не стоял: быть России или не быть.

А если был факт изнасилования, принеси документ. Бумажечка такая есть — о возбуждении уголовного дела по 131-й статье. Но вообще: как так получилось, что женщина где-то оказалась одна, причем там, где ее могут изнасиловать?

С кем она оказалась? Одно дело изнасилование в подворотне, другое — на заднем сиденье. Тут вопрос к парню (извини, мужчиной я его назвать не могу). Или к ее родителям. Почему у иностранных специалистов с их женщинами такого не случается? Потому что они, в отличие от Вань и Петь, свою женщину, девушку, жену, сестру или дочь одной в жизни никуда не отпустят. Там нет такого, чтобы Аминка или Гюльчехра позвонила и сказала: «Мам, пап не ждите, я сегодня у подруги» или: «Ой, Ахмет, а мы с подружками в клуб идем». Не дай бог, Ахмет или родители такое услышат».

Андрей Рудой. Фото: соцсети

Андрей Рудой. Фото: соцсети

Завтра может быть поздно

Популярный в левой среде блогер Андрей Рудой* — автор ютуб-канала «Вестник Бури». Весной 2025 года Рудой был вынужден покинуть Россию. В одном из последних опубликованных видео Андрей подробно разобрал явление «Русская община». В разговоре с «Новой» он рассуждает о том, что в перспективе можно ожидать от подобных правых организаций:

«Сама власть — и это иронично — использует себе во благо энергию недовольства, порожденную ее же собственной политикой, — говорит Андрей. — «Русская община» буквально паразитирует на чувстве социальной незащищенности граждан, на их недовольстве социально-экономическим положением, на их потерянности и одиночестве в условиях уничтожения структур гражданского общества и, что уж там говорить, на деградации системы просвещения. И вся эта энергия недовольства канализируется и обращается, с одной стороны, в поддержку милитаризма, с другой — в поиски придуманных врагов вроде мигрантов или остатков гражданского общества.

При этом я не думаю, что такие организации, как «Русская община» или «Северный человек», станут долгоиграющими проектами. Власть здесь действует ситуативно.

Пока подобные персонажи и структуры выгодны — она их поддерживает или, по крайней мере, не мешает им развиваться. Станут ненужными, неудобными — с ними могут прекратить партнерство, а то и вовсе разгромить.

Пока что коллаборация с «Эспаньолой» (ультраправый националистический батальон, принимающий участие в СВО.Ред.) и боевые лагеря для «общинников» имеют очевидную цель — создавать резерв для фронта. Но в случае обострения внутриполитической ситуации обученные боевым навыкам «общинники» запросто могут стать русскими фрайкорами для подавления протестов и волнений. Схема в общем-то не нова даже для современной России — вспомните акции движения «Наши» или нападения дружин движения «Сорок сороков» на протестующих против строительства храмов.

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Однако в случае попадания «общинников» в немилость все эти отряды штурмовиков рассосутся по домам либо переконвертируются в организации уличных беспредельщиков. И это не самый худший вариант.

Такие радикальные организации, в первую очередь, усугубляют именно межнациональные трения внутри России. И это действительно очень опасно. Несмотря на свою верноподданическую позицию по отношению к Кремлю, «общинники» уже сейчас становятся для него проблемой.

Власть, решая с помощью подобных структур свои задачи по «сплочению нации» и перенаправлению внимания с реальных проблем общества на выдуманные, выпускает из бутылки джинна русского великодержавного шовинизма, что неминуемо спровоцирует всплеск подобных национальных движений и среди других народов России.

Даже если «общинники» останутся подконтрольны силовым ведомствам, они все равно будут способствовать разжиганию межнациональной вражды.

В последние годы лояльные Кремлю медиа раздувают националистическую и ксенофобскую повестку. Я подозреваю, что если конъюнктура поменяется или наверху будет принято решение, что националистические игры зашли слишком далеко, то ребята со Старой площади будут пробовать менять повестку, выключив оголтелую шовинистическую пропаганду. Но у меня есть подозрения, что на тот момент будет уже поздновато. Чем это может закончиться в худшем случае? «Горячие точки» на руинах Советского Союза это, кажется, уже наглядно продемонстрировали».

Читайте также

Папина радость, мамино счастье

Папина радость, мамино счастье

Подробная история подростков, обвиняемых в покушении на Симоньян и участии в движении NS/WP*

Этот материал вышел в десятом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow