Квотское отношение
В новый учебный год — с новыми ценами за получение высшего образования. Даже в Госдуме и Совете Федерации обеспокоились расценками на обучение в вузах страны.
— Люди, когда идут, поступают, огромную сумму надо заплатить. В Москве мы мониторили — в отдельных вузах до миллиона доходят, — пояснил сенатор Айрат Гибатдинов в эфире телеканала «Россия 1».
Как будто это не сами парламентарии устроили так, чтобы молодежь страны гранит науки могла не грызть, а только на него облизываться. Бюджетные места все больше отдают разного рода льготникам: так называемым целевикам, которые, как барщину, должны за эту привилегию отработать по полученной специальности на государство несколько лет (в основном на «новых территориях»), но главное — ветеранам СВО, детям ветеранов СВО, теперь предлагают еще и вдовам ветеранов СВО.
«По подсчетам журналистов, уже несколько тысяч ветеранов и членов их семей в 2025 году поступили в 18 лучших вузов России по специальной квоте, — сообщает Daily Storm. — По данным авторов исследования,
83% зачисленных не поступили бы без квоты — они прошли без экзаменов или набрали меньше баллов, чем им понадобилось бы по общему конкурсу».
Квота только для этой категории на этот год составила 50 тысяч учебных мест. Спрос на дипломы никуда не делся, а предложение бюджетных мест из-за квотников уменьшилось. Соответственно, вырос спрос на платные места, а вместе с ним и цены. В МГУ цены по программам «лечебное дело» взлетели на 40% — до 734 тыс. рублей, в МФТИ стоимость обучения на программе «прикладная математика и информатика» выросла на 64% — до 767 тысяч.
Как будто в издевку с этого сентября вступают в силу новые правила приема в вузы на платной основе — будет введен лимит еще и на количество платных мест. То есть стать студентом даже за баснословные деньги станет еще сложнее. И все это — на фоне анонсированной реформы высшего образования, которая сулит таким выпускникам получение диплома, который не будет востребован в мире.
Учите корейский
Переход российских высших учебных заведений на новую систему образования начнется с 1 сентября 2026 года. Бакалавриата и специалитета не будет, их заменит «базовое высшее», срок обучения — до 6 лет. Чтобы получить «специализированное высшее», задержаться в вузе придется еще на 1 или 3 года.
Госдума поддержала реформу, закон «Об образовании» примут до конца 2025 года. Смысл нововведения — отказаться от недружественной Болонской системы и перейти на нашу суверенную модель, чтобы, в том числе, еще больше затруднить утечку перспективной молодежи на Запад.
В Минобранауки сообщили, что новая модель коснется сначала шести, потом уже ста вузов страны. А затем распространится и на более широкий круг учебных заведений. Подготовка и тестирование завершатся к 2027 году. Но на пользу ли эти изменения стране, или приведут к проблемам? Об этом горячо спорят.
Заявленный акцент в реформе — усиление практической подготовки студентов. Но как же академические знания, которым уделят уже не так много времени? Как же развитие личности в целом, которое предполагает, например, гуманитарное образование? Откуда тогда возьмутся глубокие исследователи и прорывные знания в точных науках?

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
В правительстве замахнулись на создание новой модели высшего образования, но стоит вспомнить, что у нас до сих не предложили пор ничего нового в этой сфере: даже хваленая советская система образования — это, по сути, Гумбольдтовская система, которая появилась в Пруссии в начале XIX века. Это ведь Вильгельм фон Гумбольдт предложил разделение школ на народные и гимназии, чтобы отделить элементарное и среднее образование, внедрил экзамены в конце обучения и составление учебных планов. Да что говорить, не только сама организация учебного процесса, но и профильное министерство — как отдельная структура — тоже не наша идея, а разработка того же Гумбольдта, внедренная еще в 1817 году.
Сегодня мы хотим создать новое, не опираясь на прошлый опыт. И уже бытуют мнения, что это может стать уничтожением высшего образования в нашей стране. И не исключено, что уже уничтожает.
— Сегодня приоритет при поступлении отдается детям участников СВО, платникам, а просто талантливые дети часто остаются ни с чем, — считает мама студентки Ксюши, она в этом году отправила дочь из глубинки (Печорского района Республики Коми) в Санкт-Петербургский вуз — учиться дизайну. — У Ксюши проблемы с сердцем, она инвалид, но она очень талантливый художник, поэтому поступила. Если бы не проблемы со здоровьем, шансов было бы — ноль. Я видела, какого уровня ребята не прошли по конкурсу. По сути, все места заняли льготники или дети, чьи родители готовы платить большие деньги.
Люди на форумах негодуют:
- «Таланты зарывают только у нас».
- «Приоритет детям СВОшников, но после первой же сессии многие их них слетают».
- «Это как понять, стране нужны специалисты, в любых областях, а тут снова препоны? Вот сижу и слышу в телике, не хватает специалистов в разных областях, наоборот, надо поощрять, кто хочет учиться, и бесплатно!»
- «То ли еще будет, одна из национальных целей, утвержденных президентом Российской Федерации, — увеличение к 2030 году численности иностранных студентов до 500 тыс.».
Как бы в подтверждение последних опасений Россотрудничество пригрозило увеличить квоту на обучение в российских вузах для студентов из Кореи. Разумеется, Северной. «Это очень талантливые, мотивированные ребята, которые потом возвращаются к себе в КНДР. Их больше всего интересуют технические специальности. Они с удовольствием учатся в Дальневосточном федеральном университете, Иркутском техническом университете, в Казани и в Бауманке на специальностях, связанных с информатикой, материаловедением», — пояснил глава ведомства Евгений Примаков, забыв добавить, сколько именно учебных мест отнимут северокорейцы у не менее талантливых и мотивированных ребят из России.
Умные не нужны
Многие ученые, прославившие державу, родом из регионов. Когда-то основатель МГУ Михаил Ломоносов пришел в Москву из деревни Денисовка, недалеко от села Холмогоры Архангельской области. Да и нынешний ректор главного университета страны — Виктор Садовничий родился в селе Краснопавловка Харьковской области. При сегодняшних перспективах шансы у обоих поступить в вуз были бы минимальны. Даже если родители нынешних абитуриентов из последних сил и накопят средства на образование своего ребенка, не факт, что доведут студента до выпуска. Условия меняются, вузы регулярно повышают стоимость обучения, причин множество, и не только инфляция среди главных. Повышение платы за обучение сегодня — вполне законно, но непредсказуемо.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Евгений Ямбург. Фото: Википедия
Советский и российский педагог, директор Центра образования № 109 (Москва) Евгений Ямбург.
— У реформы две стороны, положительная и отрицательная. Компьютеризация, искусственный интеллект в сфере образования — безусловный плюс, но возникает и ситуация, когда порой и очень способные дети сегодня не могут поступить. Все места отданы льготникам и тем, кто обучается за деньги. Может быть, из них тоже получатся очень неплохие специалисты, но меня это смущает. Такого не должно быть, так мы Ломоносовых со всей страны не соберем. Мои-то ученики все поступили, они победители олимпиад, но вот из соседней школы дети — многие не прошли. В Институт стоматологии, например, на лечебный факультет можно попасть только за деньги. Это неправильно.
Идеальным вариантом в нашей стране на сегодня Ямбург видит систему образования, которую предлагает Бауманка. Неделю студенты получают теорию, потом неделя практики. То есть полученные знания тут же пробуют в деле. «Это не «или — или», это «и — и». Коромысло, которое можно долго держать в равновесии», — надеется Ямбург.
Сильной стороной советского образования была фундаментальность, но мы проигрывали, когда знания нужно было применять на практике. Хирург на Западе теоретические и практические знания получает 3-4 года и после этого еще 6 лет продолжается обучение.
Преподаватель одного из юридических колледжей Москвы Ольга Степановна считает:
— Практические знания важны для средних учебных заведений, для узконаправленных специалистов, но хорошо ли ограничивать часы теории для высшего образования? Сомневаюсь. И вообще, грустно, что сейчас больше поощряют не тех, кто учиться готов, а кто детей в вузах рожает (сумма пособия за 140 дней декретного отпуска с этого года вырастет до 90 тыс. руб. в среднем по стране. — А. П.).
Сейчас проект закона обсуждают в федеральных округах, в четвертом квартале 2025 года он будет внесен в Госдуму, где еще раз рассмотрят все плюсы и минусы. Пока получается, что сильно умные стране не нужны, срочно необходимы практики. Которые бы у станка на оборонных заводах стояли. А для этого долгого обучения и фундаментальных знаний, в общем, не требуется.
«Многие знания умножают скорбь», — сказано в книге «Екклесиаст», написанной царем Соломоном в последние годы своего царствования. В Госдуме и правительстве, видимо, с этим абсолютно согласны.
Александра Прошина
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

