СюжетыОбщество

Мертвая «вода»

Курс семьеведения состоит из ничего плюс идеология. Но именно поэтому может нанести детям реальный вред

Мертвая «вода»

Фото: culture.ru

Уроки семьеведния в школах необходимо сделать обязательными — по аналогии с «Разговорами о важном». Такие предложения звучат в Думе, и можно не сомневаться — будут приняты. Тем более целый год курс для 5–9-х классов уже преподается, хоть и в рамках «внеурочной деятельности». Правда, пока не везде. Тотально «семьеведение», или НОСЖ («нравственные основы семейной жизни»), введено во всех школах Самарской, Тверской и Херсонской областей.

Мы попросили проанализировать программу курса, составленную в Институте стратегии развития образования, профессионального психолога, имеющего опыт работы с детьми.

«Какими должны быть мальчики и девочки»

Надо начать с психологических особенностей возраста, на который направлена программа. Что мы знаем о подростках 11–15 лет?

У детей в этом возрасте активно развивается абстрактное и логическое мышление, они способны к самостоятельному анализу норм, правил, взглядов окружающих. Более того, «задача» этого возраста — научиться такой анализ проводить.

У подростков появляется интерес к моральным дилеммам, к вопросам справедливости и смысла жизни. Уже очевидна хорошая способность к саморефлексии. В этом возрасте важно продолжать сопровождать ребенка в его переосмыслении реальности. Эмоции становятся более глубокими и контрастными, дети очень чувствительны к оценочным суждениям со стороны сверстников и взрослых. Самооценка и самоощущение очень зависит от внешнего отношения. Это возраст уязвимости к исключенности и к внутренней стигматизации. Любой подросток 11–15 лет живет в условиях самокритики, тревожности, агрессии, подавления своих эмоций.

Самой важной социальной группой становятся сверстники. И здесь важно помнить про риск травли с их стороны. Появляется потребность в границах, личном пространстве. Встает вопрос «кто я?». Это время формирования идентичностей. В том числе актуальным становится самоощущение в области сексуальности, гендерных ролей и моральных ориентиров. Это возраст исследования себя, понимания себя.

Поэтому при работе с детьми такого возраста крайне важен диалог, а не навязывание «правильного» или «неправильного».

Нормативное давление — например, на тему, «какими должны быть мальчики и девочки», может вызвать глубокий внутренний конфликт.

А как мы видим из особенностей возраста, протекание этого конфликта может быть скрыто от взрослых и иметь тяжелейшие последствия для психического развития ребенка.

Это общее представление о тех, на кого направлена программа. Теперь попробуем приложить к объекту предложенный «воспитательный инструмент» в виде курса «Моя семья» (внеурочная деятельность, 5–9-е классы).

Термины замещают знания

Предполагается, что программа будет преподаваться во внеурочное время в школах России. Ее содержание сильно размыто, и это обилие «воды», с одной стороны, дает некоторую свободу педагогу, но с другой, оборачивается отсутствием содержания. Авторы ограничиваются лишь многократным повторением фраз о «традиционных духовно-нравственных ценностях». Получить бы хоть их исчерпывающий список!

В программе курса его почему-то нет. А в реальности — есть, в указе президента РФ от 09.11.2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди «традиционных» для россиян ценностей там указаны, например, жизнь, достоинство, права и свободы человека, гуманизм…

Фото: Олег Елков / ТАСС

Фото: Олег Елков / ТАСС

Но об этом детям отчего-то рассказывать не будут. Они могли бы узнать об этих понятиях на курсе обществознания, но его, как известно, отменили. Так что о каких «ценностях» расскажет учитель, зависит от него самого. Может — о равноправии мужчин и женщин, а может, о «Домострое». Может, о праве каждого на достойную жизнь, а может, о «грехе аборта».

Авторы утверждают, что программа нацелена на «введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия».


Курс разработан на основе Указа Президента РФ № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», что придает ему очевидный идеологический характер.

Авторы курса намерены за 34 часа решить аж восемь серьезных задач. По их версии, на этом факультативе пятиклассник постигнет «смыслы и ценности семейной жизни» (что это за «смыслы», в тексте, разумеется, не сказано), познает ее «с позиции психологии, культурологии и этики» и даже решит «личные смысложизненные вопросы».

Даже задачи курса сформулированы максимально не конкретно. Мы видим общие формулировки, лишенные содержания: «осознание системы семейных ценностей», «обеспечение гражданской идентичности». Найти смысл в этой вялой наукообразной каше невозможно.

Авторы не дали себе труда объяснить, что за понятия имеют в виду, почему именно в них якобы заключены российские ценности и чьи конкретно, учитывая многонациональность государства. Наконец,

кто и как определяет, что такое «гражданская идентичность» и как она соотносится с личным опытом подростка? В документе нет научной аргументации и базы, нет педагогической конкретики и учета многообразия опыта учащихся. 

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Термины замещают реальные знания. Например, «таксономия семейных терминов» — это выглядит наукообразно, но опять же не дает никакой конкретики. Какие именно классификации должны использовать учителя, если программа исключает разнообразие семей? И учителю, и ученику неясно, чему именно нужно научить и научиться.

В пасссаже о «формировании представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики» не указано, научные подходы каких исследователей будут при этом использоваться, какие школы философской мысли, какие авторы. Очевидно, что актуальные мировые подходы к семейной жизни будут противоречить современной государственной идеологии в России.

Это все создает иллюзию содержания, но на самом деле скрывает отсутствие научно обоснованного подхода. И в том числе связано с отсутствием теоретической научной базы для современной государственной антигендерной идеологии.

Ребенок — инструмент госполитики

Особого внимания заслуживают в программе идеологемы и политизированные установки. Пример: «гражданская и социальная идентичность как продолжателей традиций рода» — это биополитический тезис, где личность подчиняется роду, нации, истории. Что-то опасное из мировой истории напоминает… Этот тезис, мягко говоря, исключает индивидуальное самоопределение во всем его многообразии. Это характерный для авторитарных моделей воспитания прием: заменить личный выбор коллективной миссией.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Ну и, строго говоря, в программе отсутствуют образовательные цели и хоть какие-то измеримые результаты. Список желаемых достижений большой, но представляет собой винегрет из общих и очень абстрактных утверждений. Как будут оцениваться результаты? Как учитель будет различать «осознал», или «принял», или «достиг гражданской идентичности»? Как можно оценить «осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе»? Вероятно, лишь с помощью научно-педагогической интуиции.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

В содержании курса легко заметить идеологическую ангажированность, так как фокус постоянно поддерживается на «традиционных ценностях», «исторической миссии семьи» и «гражданской идентичности». Это, по большому счету, нарушает принцип светского и нейтрального образования, который должен быть обеспечен ст. 14 Конституции РФ и ст. 29 Конвенции о правах ребенка.

Пожалуй, одной из самых проблематичных зон этой программы является навязывание единственно допустимой модели семьи: «Формирование четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни». Программа утверждает только один тип семьи как ценностную норму. Это гетеросексуальная разнополая семья (брак между мужчиной и женщиной). Многодетная семья как идеал. Семья с традиционным разделением гендерных ролей (мужчина — кормилец, женщина — мать). Другие формы семьи, которые существуют в реальности, не упоминаются, а значит, исключаются из образовательного дискурса.

Сюда войдут не только невозможные в РФ однополые союзы, которых так боится государственная машина, но и неполные семьи (мать-одиночка, отец-одиночка), семьи с приемными детьми (усыновители, опекуны), семьи бездетные (в том числе, по медицинским причинам), семьи, где есть родители и дети с инвалидностью, семьи, где дети под воспитанием бабушек и дедушек, смешанные и интерэтнические семьи (не учитываются культурные различия). А эти типы семей не менее распространены в России, чем «идеальная семья».

Далее, в тексте программы есть фраза: «Ценность семьи в сознании молодых людей девальвируется под воздействием деструктивной идеологии». Под «деструктивной идеологией» подразумевается все, что не совпадает с официальной моделью семьи в России: право выбора брака или безбрачия, возраста брака, числа детей, феминизм и так далее.

Есть существенный риск, что подростки из неполных или приемных семей, или семей, где родители имеют инвалидность, станут ощущать, что их опыт «ненормален».

Подростки, не подходящие под гетеронормативные стандарты, получают сигнал о своей «неправильности», что усиливает тревожность, чувство вины и стигму. У детей формируется ложная жесткая бинарная установка: «Есть правильная семья (гетеропара плюс много детей), а все остальное — опасно, плохо или недопустимо». Даже когда женщина одна хочет родить и воспитывать ребенка или когда семья решает рожать ребенка после 30 лет и так далее.

Понятно, что программа в этом смысле нарушает и международные стандарты (понятно дело, что уже кому какое дело до этого): ст. 2 Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники обязуются уважать права ребенка без какой-либо дискриминации… по семейному положению или другим обстоятельствам». Рекомендациям ЮНЕСКО и Совета Европы: «Образование должно быть инклюзивным и учитывать культурное и семейное разнообразие».

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

То есть это не образовательная программа, а инструмент государственной идеологической пропаганды: в ней нет альтернативных мнений, навязывается единственный и для многих недостижимый сценарий жизни, через «деструктивность» исключается многообразие жизненных сценариев. Программа в целом подчинена скорее потребностям демографической политики, а не потребностям психологического развития детей. Но это и не скрывается: «Курс направлен на решение демографических проблем России». То есть подростки становятся инструментом государственной политики. Интересы ребенка не ставятся выше интересов государства, что нарушает ст. 3 Конвенции о правах ребенка.

…В целом курс «Моя семья» использует психологическую уязвимость детей 11–15 лет, чтобы закрепить их лояльность к государственной идеологии и использовать впоследствии для решения демографических проблем.

Этой очевидной манипуляции может противостоять альтернативная информация, которая поступает от родителей, опекунов и других взрослых или сверстников.

Курс прямо опасен для подростков, так как повышает риск изоляции, исключенности, низкой самооценки, непринятия себя и своей семьи, семейных конфликтов из-за «неправильности» или «не соответствия стандарту», рост тревожности и депрессивности. Также растет риск травли в школе или среди сверстников за «неправильность» семьи.

«Семьеведение» в этом виде способствует утрате критического мышления, пассивному подчинению навязанным ролям, отказу от самостоятельного выбора жизненного пути

К сожалению, программа «Моя семья» — это не просто курс о семье для школьников. Это инструмент государственной идеологической интервенции, маскирующейся под воспитание. Хотя если бы такой курс был собран в интересах подростков, он был бы существенной опорой в будущей жизни детей.

Марина Зорина

Этот материал входит в подписку

Новая Наука

Эксперты. Книги. Интервью. Футурология

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow