Лето, как правило, вымывает из киноафиши фильмы, которые по-настоящему заинтересовали бы зрителей. Продюсеры традиционно ждут осени, надеясь на более щедрые кассовые сборы.
Хотя еще недавно именно в летние месяцы отличная касса была у крупных зарубежных блокбастеров. Но «те далече», как Сади некогда сказал. Уже в апреле прокатчики били тревогу: посещаемость российских кинотеатров упала до трехлетнего минимума.
«Отсутствие громких премьер и слабая реклама привели к падению аудитории кинотеатров: посещаемость в начале этого года приблизилась к уровню антирекорда 2022-го», — пишет РБК. Впрочем, есть еще последний ресурс — стоимость билетов. Они дорожают, и кассовые сборы проседают не столь очевидно.
Издание для профессионалов кинобизнеса Cinemaplex, подводя итоги первого полугодия 2025 года, отметило тревожный парадокс. При формальном росте кассовых сборов всего на 6,5% посещаемость упала на 11,4%.
Средняя стоимость билета за год выросла с 356 до 429 рублей — рост на 20,5%, вдвое опережающий официальную инфляцию. Июньский скачок особенно резкий: +25% (₽405 vs ₽323 в 2024-м). Падение посещаемости фиксируется примерно на 11,4%.
Стратегия задирания цен довольно быстро исчерпала себя: аудитория продолжает сокращаться. И причин тому множество.
Помимо неочевидной притягательности афиши, например, регулярные перебои с интернетом, влияющие на онлайн-покупку билетов.
Среди фильмов 2025-го провалились в прокате музыкальная драма с Ромой Зверем «Все, что тебя касается», военно-морская фантастика Николая Лебедева «Кракен», особо значимая военная драма «В списках не значился», среди продюсеров и исполнителей которых — Владимир Машков. Не вызвали особого внимания семейные истории вроде «Царевны-лягушки» или «Маленького шефа». Спортивная драма «Роднина», профинансированная государством, с бюджетом в 425 миллионов рублей за два месяца собрала лишь 205 миллионов.

Кадр из фильма «Роднина»
А тут еще новая напасть. Квоты и взносы с проката западного кино, скорее всего, будут введены благодаря стараниям, прежде всего, Никиты Михалкова. Вроде бы инициатива должна работать на успех в прокате российского кино. Но афиша станет еще более бедной. Ведь по 5 миллионов рублей будут брать не только с заграничных блокбастеров, но и со скромного фестивального кино.
Дистрибьюторы и так уже опасаются продвигать фильмы, в которых при желании можно усмотреть крамолу. Учительница обнимет учительницу, пара решит не рожать, сын благополучных родителей свяжется с дурной компанией и начнет употреблять наркотики, авторы расскажут про ГУЛАГ. Я имею в виду вполне конкретные фильмы, у которых возникли проблемы с прокатным удостоверением. Сегодня его получить — это целое испытание. Если, конечно, вы не снимаете «Чебурашку 2». Что ж тут удивляться инфантилизации нашего кинематографа. Он впадает в детство, потому что детское кино — самое безопасное.
После принятия закона о блокировке проката фильмов, «дискредитирующих традиционные российские ценности», деятельность дистрибьюторов, прокатчиков и кинотеатров вообще станет похожа на работу канатоходцев.
Так зачем рисковать? Только что отобрали прокатку у фильма санденского фестиваля «Прости, детка» Евы Виктор («Новая» о нем писала) о проживании травмы насилия. Фильм продержался в кинотеатрах всего лишь неделю.

Кадр из фильма «Прости, детка»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
После Каннского фестиваля мы писали о славной работе наших дистрибьюторов, купивших для зрителей едва ли не все лучшие картины конкурса. Посмотрим, какие из них долетят до кинотеатров. И не усмотрят ли чиновники «запретных тем», например, в завоевавшем каннское золото фильме «Простая случайность» Джафара Панахи, неоднократно осужденного в Иране за антиправительственную деятельность.
Сегодня дефицит разнообразного и качественного кино — одна из главных причин того, что кинотеатры работают в убыток.
Но если они прогорят, как и где радетели запретов и налогов на зарубежное кино будут показывать свои «особо значимые проекты»?
«Рыбка-унывака» — из названия одного из фильмов августовской афиши.
Более унылого репертуарного пейзажа действительно не помню. На первом месте — хорроры, которые не сосчитать: «Затерянное место», «Женщина в черном. Невеста дьявола», «Пункт назначения. Высотка 613», «Улыбка. Новый кошмар», «Пила. Наследие», «Заклятие. Кровь экзорциста», «Астрал. Заклятие мертвых», «Заклятие. Последний ритуал», «Ведьмина доска». Не афиша — а какой-то «очень страшный фестиваль».
Несколько комедий с «притягательными» названиями вроде «Отель-Матель», «Иван Семенов. Первый поцелуй». Есть аниме. Бездарная, пресная, асексуальная «Рыжая Соня» по мотивам классного марвеловского комикса о боевитой деве в бронированном бикини. Им противостоят наши плодоносные Роман Михайлов (романтическая драма «Надо снимать фильмы о любви») и Стас Иванов (криминальная «Геля» — об угоне премиального «Гелендвагена»).
Мелодрама Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян «Семь дней Петра Семеновича». «Свежая история» о семидесятилетнем пенсионере, которому поставили диагноз «саркома легких». И он начинает переосмысливать свою долгую жизнь. Федор Добронравов и Олеся Железняк в главных ролях.

Кадр из фильма «Семь дней Петра Семеновича»
Понятно, что самый ходовой товар летом — комедии и мелодрамы. Из зарубежных новинок довольно прямолинейное дебютное суперженское кино известной актрисы Кристен Скотт Томас «Свадьба моей матери». Про трех взрослых дочерей (Скарлетт Йоханссон, Сиенна Миллер и Эмили Бичем), воссоединившихся в Англии на третьей свадьбе своей мамаши. Сюжетные линии путаются, мешая подключиться к историям молодых женщин, каждая из которых травмирована по-своему. Выйдет также скромный сверхсентиментальный музыкальный фильм «Уехать однажды» — режиссерский дебют Амели Боннен, ностальгирующей по старой доброй Франции.
Но зато в конце августа можно будет своими глазами увидеть оригинальную киноверсию книги «Тимур и его команда» Андрея Семенова. Из синопсиса: «Семнадцатилетняя школьница Женя приезжает из Санкт-Петербурга в приграничный поселок Белгородской области, чтобы увидеться со своим братом-добровольцем перед его отбытием в зону проведения СВО. Там она знакомится с местным неформальным лидером с позывным «Тимур». Среди сценаристов на «Кинопоиске» значится Аркадий Гайдар.

Кадр из фильма «Тимур и его команда»
Известно, что повесть возникла весной 1940-го первоначально в виде сценария. Причем юного героя звали Дункан. Но в Комитете по кинематографии СССР в романтической приключенческой истории о детях, отправляющихся на поиски потерпевшей крушение яхты «Дункан», — увидели «отсылку к западным и вредным буржуазным нормам и традициям» и строго велели поменять имя протагониста. Автор едва не впал в депрессию, долго не мог придумать, как же назвать своего героя. Только осенью придумал, что назовет своего мальчишку с горячим сердцем Тимур, как своего сына. Любопытно, как бы автор отнесся к столь смелой трактовке своего произведения?
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

