СюжетыОбщество

Дональд Трамп — наш человек

Как воспринимается американский президент российским общественным мнением

Дональд Трамп — наш человек

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Речь пойдет о Трампе как персонаже российского общественного мнения. В этом качестве он пережил (к данному моменту) четыре фазы. Первая, наиболее интересная — накануне его избрания на первый срок. Вторая — начало его первого президентства. Третья — опять-таки канун второй каденции. Четвертая — та, что началась с его инаугурацией и тянется до сих пор.

Итак, первая фаза. Конец 2016 года; Россия после присоединения Крыма пребывает в состоянии эйфории, и вроде бы ей совершенно наплевать на фактическую моральную блокаду. Весь мир против нас, они нам враги. Они нас осуждают; что ж, если враг тебя осуждает, это лучшее доказательство тому, что ты прав.

Но вот в Америке, в самом главном гнезде врагов появляется какой-то мужик со знакомыми чертами. Совсем не похож на всех их президентов… Он простой, как мы, силу уважает, как мы… Короче, когда он у них станет главным, они с нашим сядут, перетрут как мужик с мужиком, он нам все простит.

А дальше мы с ними поделим мир пополам, Европу и пол-Азии — нам, ему остальное. Больше ссориться не с кем и незачем. Представляешь, какая жизнь пойдет — всеобщий мир навсегда! И за Америкой все остальные тоже нас опять признают, опять дружба и все такое. И к нам никто больше не пристает с критикой, что у нас что-то не так. Живем по-нашему, и все. (Опросы показывали, что россияне — с точки зрения интересов России — безусловно, предпочитают Трампа, а к Байдену относятся плохо или очень плохо.)

Описанные чувства в адрес Трампа испытывали не только рядовые граждане, но и элиты, ведомства. О чувствах элит говорит то, что в Думе поднимали бокалы с шампанским, когда узнали о его победе. Какие-то неизвестные устроили не очень скрываемую кибератаку против демократов. Подозревали некие наши ведомства. У нас, конечно, отрицали. Но в любом случае это давало возможность дать ему понять — видишь, мы были за тебя!

И вот облом… Вторая фаза. Трамп прошел в президенты, но ничего из ожидаемого от него не последовало. Оказывается, не такой уж он наш, а главное, не такой уж он там у них хозяин. Их Конгресс ему руки вяжет, а он ничего в ответ не может. И про нас забыл, никакого послабления нам не дали.

Здесь важно заметить, что слова про их систему сдержек и противовесов, тем более про американскую демократию, слыхали многие, но очень немногие подумали, что это она и проявила себя. Одни просто думали, что Трамп действительно хотел как лучше, но в Америке, известно, нас не любят, и вот они его и обломали. Другие просто разочаровались в нем, решили, что это он всего лишь перед выборами хитрил. В общем, кинул нас.

Потом был важный момент. На целую фазу он не тянет, но как момент он привлек внимание нашей публики. Это был штурм Капитолия, устроенный сторонниками Трампа. Вот это по-нашему! Показали силу, это главное.

Третья фаза наступила в конце 2024 года, когда он снова шел в президенты. Как и в прошлый раз, опросы показали, что, по мнению россиян, для нас президент Трамп гораздо лучше, чем президент Камала Харрис. Тех ожиданий, что были в предыдущий раз насчет того, чтоб разделить мир на ваше и наше, в публике уже почти не было. Но они, по сути дела, были выражены в т.н. ультиматуме Путина, направленном в США и НАТО в конце 2021 года. Их, как известно, проигнорировали, что, вероятно, и подтолкнуло российское руководство к тому, чтобы начать СВО.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

К этому времени СВО уже и в России стали называть запрещенным словом и не менее половины россиян уже говорили нашим интервьюерам, что хотя они одобряют деятельность Путина и поддерживают действия наших ВС, все же хотели бы, чтобы от военных действий стороны перешли к мирным переговорам. Вот в это время опять объявился Трамп. Он пообещал, что закончит войну в 24 часа. Как он это сделает, никто не знал, но, смешивая слухи с догадками (мол, он сторонник силовых мер), некоторые строили версию, что он пригрозит Путину тем, что разбомбит в хлам что-то очень важное…

Таких, кто хотел бы, чтобы на Путина слова Трампа подействовали, и он бы в самом деле остановил (вместе с другой стороной) СВО, наверняка было достаточно.

Как известно,

у Трампа ничего не вышло со всеми сроками, которые он назначал для завершения вооруженного конфликта или хотя бы прекращения огня. Постепенно стало ясно, что он если готов угрожать, то не России, а Украине, и не оружием, а, наоборот, отсутствием поставок такового.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

И далее вышло то, чего никто не ожидал. Трамп фактически стал на сторону РФ в конфликте с Украиной (или со всем Западом, как у нас считают). Он в унисон с Россией говорил Украине — соглашайся на мир на условиях России, а то будет хуже. И к тому же он на весь свет заявлял «Владимир мой друг», а Зеленского, которого в России ненавидят, публично унижал. В России, конечно, не верили, что он уж прямо так «друг», но Америку с позиции врага № 1 перевели куда-то пониже, пока неизвестно куда. (На ее место поставили Англию, они теперь главные «англосаксы».)

Эти строки пишутся посередине очередного срока, выставленного Трампом для «окончания». В то, что он может ввести какие-то там экономические санкции, россияне верят, почему ж нет. Но в то, что они повлияют на Россию, на ее президента и главнокомандующего, точно не верят. Одни верят, другие нет — в то, что он даст Украине какие-то сверхмощные ракеты. Но в то, что эти ракеты изменят весь ход конфликта, не верят.

Образ Трампа в глазах российской публики сильно изменился. Он больше не «наш мужик». Его продолжают считать сильной фигурой, но он, как оказалось, не политик. Он бизнесмен. Причем именно такой, каким рисовала американского капиталиста советская пропаганда. Для него не существует ничего, кроме денег, выгоды. Он сдаст любого друга и подружится с любым врагом, если это надо для бизнеса. Он хитрый, но Путин его хитрее. Он сильный, но Путин сильнее. Он торгаш, а Путин политик.

Пресс-конференция и прямая линия «Итоги года 2024» с Владимиром Путиным. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Пресс-конференция и прямая линия «Итоги года 2024» с Владимиром Путиным. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Он подтвердил, что верит в силу, а не в закон. Для многих, очень многих россиян, которые сами так видят мир и его правила, это дополнительное подкрепление тому, что они вычитывают из намеков своего президента, когда он говорит: «А слабых — бьют».

Политологи называют Трампа ультраправым за его позиции в отношении мигрантов, гендерной тематики и др. Российские обыватели не видят себя ни левыми, ни правыми, но по этим вопросам с ним вполне солидарны.

Россияне нагляделись на публичное лицо Трампа и поняли, что оно им знакомо. Ведь это Жириновский ввел в наш (тогда только наш) политический обиход развязность и безответственность, наглость в формулах, нарушение норм, 

которые считались обязательными для политического деятеля, в особенности политика на высших должностях.

У нас этот стиль подхватили сперва фигуры на ТВ, потом и повыше, вплоть до бывшего президента. Но они все работают на внутреннюю российскую аудиторию. А Трамп перенес это на сцену мировой политики. Его вклад не пропадет, где-то найдутся последователи и те, кто пойдет дальше, чем он, по этой стезе. Для мира, в котором уже идут несколько войн, это сильно нехорошо.

Четвертая фаза не закончена. И еще немало подарит нам. А пока вот что. Рядовым россиянам не нужен Трамп, чтоб учиться ругани и грубости. Но он им преподнес другие уроки. Если в его первый срок его авторитарные порывы обуздал Конгресс и другие институты американской государственности, то на втором сроке он за полгода не встретил никаких препятствий для своих эскапад.

Россиянам показали в очередной раз: миром правят богатство и сила, и им нет нужды скрываться за какие-то слова о правах, о свободах, о демократии. А уж если показали не откуда-нибудь, а из самой Америки, значит, это точно так.

Читайте также

Миродержавие. Все только начинается

Миродержавие. Все только начинается

Какие идеи вдруг овладели мировыми массами? Чьи они, и справятся ли с последователями их изобретатели и менеджеры?

Этот материал входит в подписку

Прикладная антропология

Роман Шамолин о человеке и среде его обитания

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow