СюжетыОбщество

Как-то не по-дружески

Армения и Израиль никак не могут наладить союзнические отношения. Ситуацию осложнила война Тель-Авива и Тегерана

Как-то не по-дружески

Фото: JACK GUEZ / AFP / East News

Мы планировали начать цикл публикаций о том, как Армения пересматривает отношения со странами региона после окончания Карабахской войны. Хотели поговорить об усталости от конфликтов и возможностях, которые открывает послевоенное время. Но пока мы писали этот текст — в регионе началась новая война и успела закончиться.

В июне 2025 года Израиль атаковал иранские военные объекты, Тегеран ответил массированным ударом по израильским городам. Речь идет об открытой войне, ставящей под угрозу безопасность всего региона. На момент написания этого текста Израиль пока сохраняет военное преимущество, но платит за него высокую цену, каждый день рискуя жизнями своих граждан.

Затяжная война в Иране могла лишить Армению ключевого маршрута поставок топлива и других ресурсов, что усилит ее уязвимость. На этом фоне армянское медиапространство раскололось. С одной стороны — комментаторы, занявшие проиранскую позицию, зачастую опираясь на фейки и конспирологические версии. С другой — армянская интеллигенция, которая с тревогой смотрит на происходящее и испытывает сочувствие к народу Израиля. В их глазах Израиль — страна, с которой у Армении много общего: историческая травма, менталитет и стремление выжить во враждебном окружении.

Израиль и Армения не враги, но и не друзья. Несмотря на схожий культурный и исторический опыт, между странами сохраняется дистанция. Главной причиной этого разрыва называют сотрудничество Израиля с Азербайджаном и поставки израильского оружия, сыгравшие заметную роль в конфликте вокруг Нагорного Карабаха.

Но та война закончилась, что дальше?

Армянский политолог и телеведущий Рубен Меграбян говорит о нарушении коммуникации между странами:

— В Армении есть ощущение того, что в Израиле «нас не слышат», и отсюда вопрос, в общем пока безответный: «За что?» И это при том, что Армения с Кипром, единственные в большом регионе, окрашены в зеленый цвет Советом безопасности Израиля как страны, дружески настроенные к евреям.

В армянском обществе существуют как минимум три расхожих аргумента в пользу того, что союз Еревана и Иерусалима невозможен. Но если присмотреться, каждый из них лишь играет на руку тем, кто хочет видеть Армению изолированной от цивилизованного мира.

  • Аргумент первый. «Израиль не признает Геноцид армян — значит, диалога быть не может»

Формально — верно: Израиль не признал Геноцид армян на официальном уровне. Но он никогда и не отрицал исторический факт трагедии 1915 года. Геноцид проходят в израильских школах и университетах, в прессе ведутся открытые дискуссии о необходимости его официального признания, а муниципалитеты Хайфы, Петах-Тиквы и Бейт-Дагана уже признали — на городском уровне.

В Израиле все громче звучат голоса тех, кто считает, что непризнание — это разрыв с собственной этикой. Формула never again как призыв к неповторению чудовищного геноцида, должна работать для всех, считают они.

Общественный деятель и экс-депутат кнессета Александр Цинкер говорит:

— Большинство граждан Израиля знают и признают трагедию армянского народа. Израиль на государственном уровне так и не сделал этого важного морального шага, и лично я категорически не согласен с такой позицией. Мы как нация, пережившая Холокост, не имеем права молчать, когда речь идет о других геноцидах. Но каждый раз вопрос упирается в политические игры, связанные с отношениями с Турцией и Азербайджаном».

В то же время связь с еврейским миром — показатель интеграции в мировые элиты и доступ к влиянию, что особенно важно для маленькой страны в сложном регионе. Продолжая «обижаться» на Израиль, Армения тратит драгоценное время, которое могла бы потратить на поиск еврейских союзников. Тем более что политического признания Геноцида избегают многие страны, включая Великобританию, Индию и Китай, но им это никто не ставит в вину.

Мероприятия в Париже по случаю 110-летия Геноцида армян. Фото: Firas Abdullah / ABACAPRESS.COM

Мероприятия в Париже по случаю 110-летия Геноцида армян. Фото: Firas Abdullah / ABACAPRESS.COM

  • Аргумент второй. «В Армении слишком мало евреев — значит, нет смысла развивать отношения»

Еще один удобный аргумент для противников Армении, которым выгодно представить ее как страну моноэтничную и замкнутую.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Численность армянской еврейской общины всегда была небольшой. Но история является многогранной: от древнего некрополя персидских евреев в Ехегисе до еврейских беженцев времен Второй мировой войны и эмиграции «отказников» в годы застоя. А с 2022 года в Ереване активно формируется новая, независимая культурная еврейская среда. В нее входят эмигранты из Москвы и Петербурга — переводчики, историки, режиссеры, преподаватели, журналисты, уехавшие из-за несогласия с войной в Украине. Многие из них — еще и граждане Израиля.

Эта среда насыщена событиями: лекциями, паблик-токами, проектами, рефлексирующими на тему армянской и еврейской идентичности. Израильские артисты и музыканты приезжают в Армению, а проекты, созданные эмигрантами в Ереване, гастролируют в Израиле. Развивается связь между еврейским и армянским бизнес-сообществами.

  • Рубен Меграбян комментирует это явление так:

— Евреи, переехавшие из России в Армению, стали связующим звеном между Ереваном и Иерусалимом. Они однозначно заинтересованы в активизации и укреплении армяно-израильских отношений во всех сферах и не избегают дискуссии по чувствительным вопросам прошлого и настоящего. Это сообщество может стать важным фактором для будущего в отношениях стран».

  • Аргумент третий. «Армения слишком близка к Ирану, а Израиль — союзник Азербайджана»

Знаете, кто еще не признал официально Геноцид армян?

Иран. Он тоже избегает признания, чтобы не портить отношения с Турцией.

А знаете, кто совсем недавно проводил совместные учения с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) — главным антагонистом еврейского государства?

Азербайджан. И учения прошли в Нагорном Карабахе.

Но в годы, когда Армения оказалась в экономической блокаде, Иран был единственным стабильным сухопутным маршрутом для поставок топлива, медикаментов, продовольствия. Близость между Ереваном и Тегераном — не идеологический союз с режимом аятолл, а жизненная необходимость. Точно так же, как и Израиль в свое время сблизился с Азербайджаном ради доступа к дешевой нефти и стратегического превосходства над Ираном, выгоды от которого мы наблюдаем прямо сейчас.

Все эти союзы не отменяют главного: ценностной близости между Израилем и Арменией. Вспомним хотя бы то, что обе страны — одни из немногих демократий в регионе, где преобладают диктатуры, монархии и религиозный экстремизм.

Фото: Zuma \ TASS

Фото: Zuma \ TASS

О необходимости диалога говорил и чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Армении Йоэль Лион, посетивший Ереван в мае этого года:

— Мы заинтересованы в развитии отношений с Арменией, это важно для нас, и я очень надеюсь, что найдем пути их углубления, установления связей между людьми, так как мы обе древние нации, у которых много общего. Тот факт, что интересы одной страны связаны с другими странами, не означает, что не может быть и другая страна в качестве друга и партнера по интересам. Интересы Израиля связаны также с Арменией.

Израильтяне и армяне — народы со схожей травмой и жаждой к жизни. Они могли бы быть естественными союзниками, но остаются на дистанции. Возможно, именно перемены в регионе откроют дорогу к новому Ближнему Востоку, где они смогут стать партнерами? Или это слишком оптимистичный сценарий?

Рубен Меграбян считает, что война в Иране обострила изоляцию Армении, но ее окончание может стать поводом для сближения с Израилем:

— Война создала напряженность для Армении тем, что иранский транзит, воздушный и сухопутный, оказался закрытым, прервано сообщение со странами Персидского залива, с азиатскими рынками. Это привело также к закрытию сообщения между Израилем и нашим регионом. Но после активной фазы войны, по моему убеждению, нужно перезапускать отношения, имеющие большой потенциал.

Натаниэль Трубкин

Читайте также

Кесарю — богово

Кесарю — богово

Какую историю творил в Турции премьер-министр Армении Никол Пашинян и вытеснит ли внутриполитическая повестка для страны внешнюю

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow