В разгар противостояния Ирана и Израиля, в ночь на вторник, 24 июня, президент США Дональд Трамп написал в соцсетях о достигнутом соглашении о прекращении огня. Для израильтян, психологически перешедших в «режим войны», это было настолько неожиданно, что многие даже не поверили, решив, что это неудачная шутка. Но то была не шутка.
Со скрипом и нарушением в первые сутки, но взаимные обмены ударами действительно прекратились. С тех пор эксперты по всему миру пытаются оценить, что это было и как будут развиваться события дальше.
Почему?
Теневая война между Ираном и Израилем идет уже не первое десятилетие. Руководство Исламской республики неоднократно объявляло о намерении уничтожить еврейское государство (в отличие от Израиля, где серьезные политики ничего подобного не говорили про Иран). После Холокоста, скосившего треть европейского еврейства, в Израиле очень серьезно относятся к подобным угрозам. Тем более что это были не просто слова.
В последние 20 лет Исламская республика готовилась к уничтожению Израиля. Военная ядерная программа создавалась именно для этого.
Параллельно ей развивалась иранская ракетная программа, которую обошли стороной Венские соглашения 2015 года. Иран также активно создавал и укреплял свои прокси-силы в регионе, создав из шиитских и не только шиитских группировок внешнюю армию — «огненный пояс» вокруг Израиля, который должен был быть задействован в нужный момент. Эти группировки получали все, что им было нужно, — деньги, ракеты, подготовку.
Военная разведка Израиля не менее восьми лет назад знала о плане вторжения в Израиль, разработанном для ливанской «Хезболлы», — неспровоцированный массированный ракетный обстрел, и пока в Израиле пытаются разобраться, что происходит, одновременное вторжение тысяч боевиков в десятках точек на границе, временный захват израильской территории, убийство жителей, захват заложников…
Этот сценарий реализовал ХАМАС 7 октября 2023 года. Сорвав синхронизированный удар по Израилю с нескольких направлений, тщательно подготавливаемый иранцами, ХАМАС выступил один.
Собственно, атака ХАМАСа и гибель почти 1200 израильтян за сутки и стала тем поворотным моментом, когда в Израиле осознали — много лет назревавшая угроза на границах должна быть нейтрализована. Поэтому события 7 октября логичным образом постепенно привели к израильскому удару по Ирану, главному источнику угрозы.
Накануне
Неоднократно Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) предупреждало о том, что Иран активно и бесконтрольно обогащает уран. Об этом, например, заявил глава этой организации, Рафаэль Гросси, 17 декабря 2024 года. Но его предупреждения мало кто слышал.
12 июня, всего за день до израильской атаки, совет управляющих МАГАТЭ постановил, что Иран нарушает взятые на себя обязательства по ядерной программе. Речь идет об очень редкой резолюции, подобной которой эта организация не принимала 20 лет.

Начальник Штаба США показал кадры работы противобункерной бомбы GBU-57 MOP. Фото: соцсети
Это совпало с данными израильской разведки, что с конца 2024 года «группа ядерного оружия» внутри иранского ядерного проекта резко ускорила работу. Параллельно тайно Иран начал расширять производство тяжелых баллистических ракет большой давности, о чем узнали разведслужбы западных стран. Часть таких ракет оснащена маневрирующими боеголовками, перехватить которые сложнее. В случае синхронного запуска в сторону Израиля сотен подобных ракет, израильская противоракетная оборона была бы прорвана, и израильский тыл заплатил бы очень высокую цену. Счет погибших шел бы на сотни, если не на тысячи человек.
На фоне ослабления основных иранских прокси — «Хезболлы», ХАМАС и других палестинских группировок — после года и восьми месяцев войны Израиль увидел окно возможностей для нанесения превентивного удара. Операция готовилась как минимум с ноября прошлого года, но момент для атаки был выбран сейчас.
В Израиле войне дали название «Народ как лев». Это цитата из Книги Чисел: «Вот, народ как львица встает и как лев поднимается». В Иране войну назвали «Правдивое обещание-3» (первые два — это массированные обстрелы Израиля в апреле и октябре 2024 года).
Каковы цели и кто победил?
Израиль начал с серии синхронизированных точечных ликвидаций командования иранской армии и КСИР, а также физиков-ядерщиков из «группы оружия». ЦАХАЛу быстро удалось установить господство в воздухе Ирана, что и определило исход кампании. Израильтяне беспрепятственно наносили удары по ядерным и военным объектам, а на более позднем этапе — по символам режима: иранскому телецентру, печально известной тюрьме «Эвин», где содержатся политические заключенные, офисам КСИР и «Басидж» (иранское полувоенное ополчение, одна из пяти так называемых «сил» в составе Корпуса стражей исламской революции. — Ред.).
Когда окончательно вступило в силу прекращение огня, эксперты по всему миру попытались оценить, кто выиграл в этом противостоянии, которое унесло в Израиле жизни 29 человек, 28 из которых — гражданские, а в Иране — около 640 человек, из которых, по данным правозащитных организаций, две трети — военнослужащие иранской армии, Корпуса стражей исламской революции, либо милиции «Басидж». В иранских пабликах публикуют список из 30 имен устраненных Израилем иранских генералов.
Оба государства, и Израиль, и Иран, объявили о своей победе. Многие российские эксперты сочли, что Израиль не добился поставленных целей, его действия не привели к смене режима в Иране, а потому он проиграл. На самом деле, Израиль не ставил такой цели. Наоборот, в первый день войны глава израильского совета по нацбезопасности Цахи Ханегби подчеркнул, что целями для ударов «на данном этапе» не будут политические лидеры Исламской республики, только военные.
По его словам, Израиль понимает, что полностью с воздуха уничтожить ядерную программу нереально. Поэтому цель — заставить Иран понять, что ему необходимо отказаться от ядерных амбиций.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Иран. Местный житель проходит возле баннера с изображением пуска иранских ракет. Фото: AP / TASS
Провозглашенные Израилем цели войны:
- нанесение удара по военной ядерной программе Ирана, чтобы отбросить ее назад;
- нанесение удара по ракетной программе Ирана;
- подрыв способности Ирана уничтожить Израиль с помощью наземной атаки;
- создание условий для дипломатического решения проблемы.
Цели ликвидации верховного духовного лидера Али Хаменеи и свержения режима Исламской республики не ставились. Лишь один раз 19 июня после массированного обстрела израильского тыла с попаданием баллистической ракеты в медицинский центр «Сорока» в Беэр-Шеве, министр обороны Исраэль Кац заявил, что поручил «ЦАХАЛу усилить удары по стратегическим объектам в Иране и правительственным целям в Тегеране — для устранения угроз и дестабилизации режима аятолл».
С тех пор, хотя удары по символам режима в Иране и наносились, руководители Израиля не говорили о намерении военным путем сместить режим Исламской республики. Да и сомнительно, чтобы это было возможно без сухопутной операции.
Потому Израиль все-таки достиг большинства поставленных целей — нанес удары по иранским ядерным объектам, ракетным производствам и складам, а также создал условия для возвращения Ирана за стол переговоров.
Кстати, они намечены на следующую неделю.
Что дальше?
По данным израильского издания «Исраэль ха-Йом», США поставили Ирану три предварительных условия для возобновления переговоров:
- Запрет на обогащение урана на иранской территории.
- Передача Ираном всего обогащенного урана.
- Ограничения на будущее производство ракет.
В случае несоблюдения одного из этих условий США обещают возобновить боевые действия против Ирана.
В данный момент идут споры вокруг того, смог ли Иран спрятать обогащенный им уран. Разведки Израиля и США и лично президент США Дональд Трамп настаивают, что все было уничтожено при американском ударе по объекту в Фордо в ночь на 22 июня. Иран заявляет, что заблаговременно переправил уран в надежное место.

Антиизраильская акция в Тегеране. Фото: AP / TASS
Это вопрос ключевой, потому что обогащенный уран является главным компонентом для создания ядерного оружия. Ликвидированных ученых-физиков можно заменить, лаборатории и центрифуги восстановимы. Но без урана не будет никакого ядерного оружия. По данным МАГАТЭ, до войны у Ирана было 408,6 кг 60-процентного урана. При обогащении этого количества урана до 90% можно создать более 10 ядерных бомб.
26 июня верховный лидер Ирана Али Хаменеи выступил с записанным телевизионным обращением. Он заявил, что ядерные объекты Ирана не пострадали (спутниковые снимки говорят обратное), и Иран не сдастся.
Тем временем в Иране идет закручивание гаек. Власти задерживают нелояльных режиму граждан, обвиняя их в работе на израильскую разведку.
Министр обороны Ирана отправился в Китай в надежде договориться со своим китайским коллегой о поставках китайских ПВО и самолетов для укрепления воздушной обороны. Другими словами, режим Исламской республики готовится ко второй ирано-израильской войне. Но сил у него на нее сейчас нет. Если боевые действия возобновятся, это угрожает стабильности режима.
На этом фоне ключевую роль сыграют переговоры США и Ирана. Какими бы ни были заявления Хаменеи, все будет решаться там. Они определят окончательный итог войны. США будут добиваться окончательного закрытия иранского ядерного проекта, ограничения производства ракет, а также отказа Ирана от поддержки прокси-сил в регионе. Переговоры будут очень непростыми.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68