СюжетыПолитика

Американский удар «не по Ирану»

Трамп обратился к нации в субботу в 10 вечера и объявил об успешных ракетных ударах по трем главным ядерным объектам Ирана. Теперь мир смотрит: что будет дальше

Американский удар «не по Ирану»

Дональд Трамп. Дж. Д. Вэнсом, Марко Рубио и Пит Хегсет. Фото: AP/TASS

47-й (он же 45-й) президент обещал избирателям, что не допустит участия США в новых войнах. Но сейчас, как никогда раньше, Америка близка к новому полномасштабному военному конфликту. Против Ирана, на стороне Израиля. И без согласования своих действий с союзниками по НАТО (во всяком случае, так это представляется сейчас).

«Сегодня вечером я могу сообщить миру, что удары были впечатляющим военным успехом. Ключевые объекты по обогащению ядерных материалов Ирана были полностью и окончательно уничтожены», — сказал Трамп. И в своем стиле похвастался: «Нет ни одной армии в мире, которая могла бы сделать то, что мы сделали сегодня вечером. Даже близко нет».

В воскресенье утром, впервые вместе выступая перед журналистами, в Пентагоне министр обороны Пит Хегсет и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэн Кейн уточнили: все три ядерных объекта в Фордо, Натанзе и Исфахане получили «серьезные повреждения и разрушения», но окончательная оценка займет время. Слово «уничтожены» военные не произносили.

Белый дом и Пентагон не устают повторять: их цель — не смена режима в Иране, а уничтожение угрозы обладания ядерным оружием страной, называющей Америку «большим сатаной», а Израиль, соответственно, «малым сатаной».

Как заявил NBC вице-президент Джей Ди Вэнс: «Мы не воюем с Ираном. Мы воюем с ядерной программой Ирана». Он подчеркнул, что удары были «хирургическими».

Тем не менее Трамп фактически объявил ультиматум аятолле Хаменеи: «Иран, хулиган (задира) Ближнего Востока, теперь должен заключить мир. Если они этого не сделают, будущие атаки будут гораздо масштабнее».

Пока нет ответа на главный вопрос: иранская программа ядерного оружия полностью уничтожена или только временно отброшена назад и в будущем может быть восстановлена в подполье — по примеру Северной Кореи. Тегеран предупреждал, что в случае удара он немедленно выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия и продолжит работы без всякого контроля со стороны международных экспертов МАГАТЭ. Это агентство заявило в воскресенье, что не было никаких признаков радиоактивной утечки, которая могла бы произойти, если бы запасы урана были поражены. За три дня до ударов США, согласно снимкам, опубликованным компанией Maxar Technologies, занимающейся спутниковыми технологиями, вблизи входного туннеля на иранском ядерном объекте Фордо наблюдалась аномальная активность. 19 июня около входного туннеля стояло 16 грузовых автомобилей. На следующий день они отъехали на северо-запад от объекта, но у входа были видны другие грузовики и бульдозеры. Сразу после атаки иранские власти заявили о незначительном ущербе и о том, что ядерные мощности были эвакуированы заранее.

Пит Хегсет. Фото: AP / TASS

Пит Хегсет. Фото: AP / TASS

В военных условиях к подобным сообщениям с обеих сторон нужно относиться «с пониманием», то есть скептически. Дождемся информации о фактическом ущербе. Новые спутниковые снимки, сделанные вскоре после ударов по Фордо, показывают повреждения и вероятные входные отверстия для американских «бункерных» бомб.

Второй ключевой вопрос: чем грозит США ответ Ирана? Ударом по базам в регионе, где находится 40 тысяч американских военнослужащих и гражданских контрактников? Организацией терактов против американских посольств и консульств и других объектов по всему миру с подключением террористов из «Аль-Каиды»*, йеменских хуситов и других прокси-союзников Тегерана? А может быть включением «спящих агентов» на территории США? Массированными кибератаками по всему миру? Все эти варианты сейчас проговаривают эксперты на американском ТВ — бывшие военные и разведчики. Что важно: вокруг действий верховного американского главнокомандующего была немедленно развернута широкая дискуссия. Общество должно понять последствия его действий. И насколько компетентным было решение о бомбежке. Большинство республиканцев поддержало президента, но есть заметные исключения — бывший советник Стив Бэннон, телеведущий Такер Карлсон и конгрессвумен Марджори Тейлор Грин, республиканка из Джорджии. В прошлом они проявили себя как самые убежденные «трамписты», а вот теперь оказалось, что у Трампа возникли проблемы внутри движения MAGA («Америка превыше всего»), его «ядерного» электората. «Израиль — ядерная держава. Это не наша борьба. Мир — вот ответ», — написала Грин в соцсети X. Однако далеко не факт, что эти трое и другие республиканцы, сегодня критикующие президента, уже завтра не будут восторгаться им вновь. Так неоднократно случалось, и самые яркие примеры — вице-президент Вэнс и госсекретарь Рубио. Один в прошлом называл Трампа «американским Гитлером», другой — «мошенником» (con man). Сравните с нынешним высказыванием Вэнса о том, почему раньше Америка не бомбила Иран: «Разница в том, что тогда у нас были тупые (dumb) президенты, а теперь у нас президент, который действительно знает, как достичь целей национальной безопасности Америки».

У демократов в Конгрессе действия Трампа вызвали почти единодушное осуждение (его поддержал лишь один сенатор).

Их лидеры узнали об операции «постфактум», в отличие от спикера Джонсона и лидера сенатского большинства Тьюна. Глава меньшинства сенатор Чак Шумер заявил, что Трамп должен нести ответственность перед Конгрессом. «Ни одному президенту не должно быть позволено в одностороннем порядке втягивать страну в нечто столь серьезное, как война, с помощью беспорядочных угроз и без какой-либо стратегии», — отметил сенатор из Нью-Йорка. Сенатор Тим Кейн (демократ, штат Вирджиния) — член комитетов по вооруженным силам и международным отношениям, назвал в соцсетях бомбардировку Ирана «третьей идиотской войной на Ближнем Востоке», имея в виду негативный опыт Ирака и Афганистана. «Американская общественность в подавляющем большинстве выступает против войны США с Ираном», отметил сенатор.

И цифры опросов это подтверждают. Опрос, проведенный в среду The Washington Post, за два дня до бомбардировки показал, что американцы выступают против проведения авиаударов по Ирану с разницей в 20 пунктов — 45 процентов против 25. Остальные — не определились.

Два члена палаты представителей — республиканец Томас Мэсси и демократ Ро Ханна — предложили принять резолюцию, которая подтверждает исключительное право Конгресса объявлять войну и запрещает военные действия в Иране без одобрения законодательной власти.

«Полуночный молот»

В субботу утром международные системы слежения за полетами засекли множество бомбардировщиков B-2, которые вылетели с базы ВВС в Миссури и направились на запад к Тихому океану. Это была уловка. От основного потока отделилась группа, направившаяся на восток. В субботу вечером (в Иране была глубокая ночь) она атаковала самые важные ядерные объекты страны. С американских подводных лодок были также запущены ракеты «Томагавк». Уловкой могло быть и объявление Белого дома за несколько дней до атаки, что президент примет решение: бомбить или нет в течение двух недель. Тогда многие эксперты заявили, что Трамп, как обычно, тянет время, и даже вспомнили обидное прозвище-мем: Taco (Trump always chickens out, «Трамп всегда трусит в конце»). Кто не знает: тако — мексиканская лепешка с разной начинкой. Игра слов, отсылающая к еще одному приоритету президента: аресту и высылке нелегальных мигрантов. Кстати, две недели у Трампа нельзя понимать формально в виде реального временного срока. Это как у нас говорят: после дождичка в четверг.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: AP / TASS

Фото: AP / TASS

Навели туману и анонимные чиновники, заявившие в субботу утром, что приказа о подготовке удара B-2 не существует, пишет газета Wall Street Journal. Анонимные источники в администрации запустили в СМИ информацию о том, что между США и Израилем появились расхождения позиций по вопросу участия Вашингтона в войне с Ираном. По данным источника WSJ, Трамп отдал окончательный приказ действовать в субботу из своего частного клуба в Нью-Джерси. «Целью было создать ситуацию, когда никто этого не ожидал», — сказал высокопоставленный чиновник администрации.

Американские бомбардировщики несли GBU-57 Massive Ordnance Penetrators — специальные бункерные бомбы, поражающие защищенные цели на большой глубине. Дюжина была сброшена на подземный объект Фордо, еще две были использованы против Натанзы, в то время как крылатые ракеты Tomahawk были запущены с подводных лодок по Натанзе и Исфахану, сообщили в Пентагоне. Это был первый случай использования бункерных бомб в боевых условиях. Израиль не хотел, чтобы иранцы вывезли центрифуги из Фордо до удара США. Именно по этой причине время удара держалось в строжайшем секрете. Поэтому B-2 преднамеренно совершили шумный полет на запад, чтобы их можно было отследить. А группа бомбардировщиков B-2, которая отделилась, чтобы атаковать Иран с востока, наоборот, свела связь со штабом к минимуму, заявил на брифинге в Пентагоне начальник Объединенных штабов генерал Кейн, которого Трамп накануне назвал «главным героем» операции.

Читайте также

«Пока Израиль бьет по начальству, все только рады»

«Пока Израиль бьет по начальству, все только рады»

Израиль ударил по нефтегазовой структуре Ирана, почему это на руку аятоллам и что с ценами на нефть. На вопросы «Новой» отвечает востоковед Михаил Крутихин*

Генерал сообщил журналистам, что ракетный удар по ядерным объектам Ирана носил название «Операция Полуночный молот». В ней были использованы 75 высокоточных боеприпасов, включая 14 бункерных бомб, и подводная лодка в Персидском заливе, выпустившая два десятка ракет «Томагавк». Кейн сказал, что Иран не сделал ни одного выстрела по бомбардировщикам B-2 или истребителям сопровождения, его силы не выпустили по самолетам ни одной ракеты класса «земля-воздух». Как сообщают американские СМИ, израильское военное руководство было проинформировано об атаке заранее.

В Вашингтоне считают, что Иран ответит. Но важно, когда и в каких масштабах.

Вспоминают, как в январе 2020 года, в самом конце своего первого срока, Трамп приказал убрать генерал-майора Касема Сулеймани, ключевого военного лидера иранского режима с помощью удара беспилотника в Ираке. Иран тогда ответил волной ракетных атак против американских войск в Ираке. Но что поразительно, бомбили так, что ни один военнослужащий не был убит. И этим Иран ограничился. Масштабной войны не случилось. Этот вариант, когда Тегеран «сохраняет лицо» и идет потом на переговоры, в Вашингтоне считают идеальным. Выход Ирана из Договора о ядерном оружии, закрытие прохода по Ормузскому проливу, что заблокирует транспорт нефти и газа и вызовет мировой энергетический кризис, наконец, теракты против США — более серьезные последствия и для страны, и для Трампа, которому тогда придется действовать, отвечая, в свою очередь, на ответ Хаменеи.

От этих последствий будет зависеть значение операции «Полуночный молот», которую здешние СМИ называют «исторической». Только не знают пока, какой знак поставить — плюс или минус.

Читайте также

Ирану некем воевать

Ирану некем воевать

Почему очередная дерзкая вылазка Израиля вряд ли приведет к новой войне на Ближнем Востоке

*Признана в РФ террористической организацией, чья деятельность запрещена.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow