КомментарийКультура

Заткните глотки

«Евровидение» окончательно отказалось от идеи объединения людей музыкой в пользу конъюнктуры — и превратилось в идеальную среду для взаимной ненависти

Заткните глотки

Певица Юваль Рафаэль, представляющая Израиль, на церемонии открытия 69-го международного конкурса песни «Евровидение». Фото: AP / TASS

Хорошим тоном — особенно в последние годы — стало воротить нос от конкурса «Евровидение» и говорить, что это не про музыку вовсе и уж точно не про искусство, а про политику, «повесточку» или — в лучшем случае — фестиваль перформансов. Это убеждение совсем не мешает ежегодно бурно обсуждать и итоги конкурса, и все, что его окружает. Тем не менее в чем-то диванные эстеты правы: политического смысла в конкурсе стало существенно больше — и дело, как ни странно, не только в отношениях России и Украины.

Второй год подряд главным пострадавшим на конкурсе остается Израиль. После атаки ХАМАС 7 октября 2023 года и ответных военных действий ЦАХАЛ в секторе Газа в мире поднялась мощная антиизраильская и — чего уж там — антисемитская волна с географическим размахом от американских университетов до дагестанских аэропортов. В рамках «Евровидения» это привело к тому, что в прошлом году исполнительницу от Израиля Эден Голан нещадно освистывали во время выступления, а жюри поставило песню исполнительницы неоправданно низко. Однако слушатели у экранов не согласились с решением, и тогда песня «Ураган» от Израиля получила второе место в зрительском голосовании (и пятое в итоге).

В этом году ситуация почти идентичная — с той лишь разницей, что теперь телезрители посчитали, что песня у Израиля вообще самая лучшая. Это недалеко от правды, поскольку трек A New Day Will Rise («Новый день наступит») — мощнейшая лирическая баллада, дополнительно усиленная еще и личностью исполнительницы.

Певица Юваль Рафаэль была на фестивале Nova во время атаки ХАМАС и несколько часов лежала под телами погибших друзей, притворяясь мертвой.

Собственно, баллада в ее исполнении ровно про это — про боль потери и силу жить дальше:

Новый день придет, жизнь пойдет своим чередом,
Все плачут, так что не плачь в одиночестве.
Темнота исчезнет, а с ней уйдет и боль,
Но мы останемся, даже если ты попрощаешься.

Абсолютно понятные и человечные слова, находящие отклик у любого нормального человека. Но в дивном новом мире, где человек априори виновен в любых действиях страны, в которой он родился; где решают не те, кто знает, а те, кто громче крикнет; где ненависть к другим становится движущей силой всех политических лагерей, и ультралибералы так же отвратительны, как ультраконсерваторы, — в этом мире у Юваль Рафаэль не было шансов победить. Поскольку организатор «Евровидения», структура с мелодичной аббревиатурой EBU, ориентируется не на здравый смысл, а на политическую конфигурацию, а строго говоря — просто не хочет лишний раз оправдываться перед «канселярскими» (от cancel culture.«Новая»), ведь уже несколько лет действует правило, когда жюри голосует за песни заранее. Это дает легитимное пространство для любых политических маневров (учитесь, Элла Александровна!), и, сколько бы в итоге баллов ни отдали неудобному фавориту телезрители, всегда победит тот, кто удобен организации.

Юваль Рафаэль во время выступления в полуфинале 69-го музыкального конкурса «Евровидение». Фото: AP / TASS

Юваль Рафаэль во время выступления в полуфинале 69-го музыкального конкурса «Евровидение». Фото: AP / TASS

Поэтому нынешний победитель «Евровидения», австрийский оперный исполнитель JJ (Йоханнес Пич), — в чистом виде победитель конъюнктурного голосования жюри. При этом его песня «Утраченная любовь» на самом деле глубоко музыкальна, то есть вполне была достойна выиграть и так, без «скручивания счетчика». Проблема только в том, что, если вы не контртенор типа «сопрано», вы эту песню не споете, да и хитом она не станет как раз из-за сложности восприятия. Тем не менее поклонникам и творчества JJ, и конкретного музыкального произведения в глубине души должно быть обидно, что за Wasted Love неизбежно закрепится репутация песни, которая хороша в первую очередь потому, что «лишь бы не победил Израиль».

Справедливости ради, и JJ получил свою дозу ненависти, когда его бросились обвинять в симпатии к оперной певице Анне Нетребко (она живет в Вене, но ее сейчас любить нельзя из-за недостаточно четкой с точки зрения одного из политических лагерей позиции по военному конфликту между Россией и Украиной — как говорится, не запутайтесь в списках). Говорят, после победы JJ даже поблагодарил Нетребко за вдохновение публично — но ему отключили микрофон. В конечном итоге JJ хотя бы молодец, что не стал открыто прогибаться под повестку, хотя, например, в вопросе своей ориентации он открыто декларирует себя как представитель квир-сообщества, что, однако, считается спорным термином для того же ЛГБТ*-комьюнити.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Победитель «Евровидения» встал в один ряд с Томми Кэшем (представитель Эстонии, 3-е место), Паргом (конкурсант от Армении, 20-е место), Эмми и Мариам Шенгелией (Ирландия и Грузия соответственно, обе не прошли в финал), которых призывали бойкотировать и «отменять» из-за гипотетических связей с Россией. Кэш сотрудничал с Little Big (которые вообще-то не на стороне Кремля, мягко говоря); Парг учился в Волгограде и выступал в России после февраля 2022 года; Эмми поет про советскую собаку Лайку (а соавтор песни — вообще русская); Мариам Шенгелия поддержала «пророссийскую» партию «Грузинская мечта». Тут и добавить нечего: спасибо, что не расстреляли.

Победитель «Евровидения-2025», австрийский оперный исполнитель JJ. Фото: AP / TASS

Победитель «Евровидения-2025», австрийский оперный исполнитель JJ. Фото: AP / TASS

За всеми этими срачами любопытно наблюдать, если вы — политический аналитик, но эти скандалы и вправду уносят на второй план любые рассуждения о конкурсе и финальном концерте как музыкальном шоу.

А ведь там есть что обсудить. С точки зрения организации и технического оснащения каждый следующий конкурс «Евровидения» — это, что называется, «пушка-бомба» и живой учебник для режиссеров, осветителей, «звукачей», костюмеров и постановщиков. Да и в музыкальном смысле та же песня победителя выглядит вкусным миксом из оперного вокала и поп-музыки, с крещендо, перерастающим в техно. Шутливая песня Bara Bada Bastu («Просто паримся в сауне») от фаворитов конкурса из Швеции (4-е место в итоге), как и Espresso Macchiato от Томми Кэша — образцы настоящих вирусных хитов: один раз услышите — потом не сможете перестать петь. Тот же Израиль или Zjerm («Огонь») от Shkodra Elektronike из Албании — образцы песен, в которых есть и смысл, и очень сильные голоса исполнителей. Парг из Армении хоть и выступил неудачно, но его Survivor («Выживший»), вариация на тему Imagine Dragons, — это очень достойная работа. Даже Германия со своим клубным хитом выглядела свежо и именно что музыкально дерзко.

Да и не было, в общем, недостойных: по сравнению с прошлым годом, как говорят еврофаны, сами песни были послабее, но это все равно качественный музыкальный контент, часть которого, несомненно, найдет фанатов за пределами сообщества «Евровидения». Но обсуждать и дальше будут, кто кого не там лайкнул, кто кого поблагодарил, кто в кого кинул пакет с кровью. Потому что, сколько бы ни предлагали веселые шведы расслабиться и «просто попариться» (это могло бы, к слову, стать хорошей объединяющей идеей для обозленного мира), на деле все хотят и дальше затыкать друг другу глотки. А еще лучше — друг другу их перегрызть. И уже не важно, кстати, под какую именно музыку.

* Движение признано экстремистским и запрещено на территории России.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow