В 2024-м цена на картофель выросла на 92 процента. С начала 2025-го — еще на 24%. Эксперты называют рост цен «беспрецедентным». Сегодня в сети «Магнит» килограмм картошки стоит 86 рублей, в «Пятерочке» — 103. По мнению аналитиков рынка, существенного удешевления стоит ждать не раньше августа, когда на прилавках появится свежий урожай.
Издержки растут, грядки сокращаются
Причиной подорожания картофеля стал скромный урожай 2024 года. Прошлой осенью на полях сельхозпредприятий и фермерских хозяйств накопали 7,3 миллиона тонн. Самые мелкие частники — владельцы личных подсобных хозяйств, на долю которых традиционно приходится большая часть сбора, — вырастили 10,5 миллиона тонн. Это на 12 процентов меньше, чем в 2023-м.
Из-за прошлогодней непогоды — заморозков весной и засухи летом — клубни оказались мельче, чем обычно. За картошку товарного вида ритейлеры конкурировали, что дополнительно подстегнуло цены. «Год был сложный. По всей стране не было дождей. К осени земля стала похожа на щебенку. При уборке картошка обдиралась. Было много второго сорта, некондиции. Поэтому цена скакнула», — говорит «Новой» директор ООО «Покровскагро» из Энгельсского района Саратовской области Михаил Крючков.
Грядки порезали все категории производителей — от частных огородников до агрохолдингов.
Одной из причин стал рекордный урожай 2023 года. Тогда по стране собрали больше 20 миллионов тонн — это лучший результат за последние 30 лет. Отпускная цена в хозяйствах упала до себестоимости. «Картошка при реализации с поля стоила шесть-восемь рублей. После этого в интернете появились объявления из Саратовской области о продаже картофельной техники. Значит, люди ужали площади», — полагает Крючков.
«Аграрии, честно говоря, настрадались. Мы для себя поняли, что такой объем картофеля пока нам не нужен», — говорит заместитель главы департамента растениеводства Минсельхоза РФ Евгений Андреянов. «Ряд сельхозпроизводителей приняли решение частично переформатировать севооборот в сторону более надежных и экономически выгодных культур — бобовых, масличных, зерновых», — поясняет исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников.
По наблюдениям экспертов, картофельные поля в стране ужимаются не первый год. Как показала сельскохозяйственная микроперепись Росстата, проведенная в 2021 году, с 2016-го самые мелкие и многочисленные производители — владельцы ЛПХ — сократили площади под этой культурой на десять процентов. В Саратовской области цифры еще показательнее: за 2015–2020 годы посевы «второго хлеба» в местных сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах уменьшились на 51,2 процента.

Татьяна Губина. Фото: соцсети
«У нас дорогой продукт. Если зерновые при супертехнологиях стоят порядка 50 тысяч рублей на гектар, то, чтобы вырастить картофель на одном гектаре, нужно 300 тысяч. В этой сумме сидят и техника, и ГСМ, и удобрения. И это только полевая себестоимость, подготовка продукции считается отдельно», — говорит руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина.
За 2024 год себестоимость картошки выросла на 17 процентов. Это больше, чем у других культур «борщевого набора». Рентабельность производства в 2021–2024 годах упала втрое.
«Себестоимость картошки нового урожая, насколько можно судить сейчас, будет 25–30 рублей. Растут все наши издержки. Только орошение подорожало в два раза. А ведь мелиорация — государственная структура», — говорит «Новой» директор ООО «Вит» из Энгельсского района Вячеслав Касатов.
Что посеешь?
«Мы используем семена импортной селекции, но выращенные в России. В северных регионах крестьяне могут сэкономить: купить одну партию семян первой-второй репродукции и еще два-три года выращивать посевной материал на собственных полях. В Саратовской области это невозможно: климат слишком теплый, много вирусов, вредителей, поэтому обновлять семенной фонд нужно ежегодно. За год цены поднялись практически вдвое», — говорит Михаил Крючков.
По оценкам Минсельхоза, в 2022 году доля отечественного семенного материала в производстве картошки составляла семь процентов. По подсчетам Картофельного союза, до начала СВО каждый год в Россию ввозили 11–13 тысяч тонн семян. Три года назад сельхозпроизводители, ссылаясь на появившиеся «трудности с логистикой из недружественных стран», просили российское правительство упростить бюрократические формальности и увеличить господдержку приобретения качественных семян.

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Произошло обратное. В 2024 году начали действовать квоты на импорт семенного материала картофеля. По оценкам российской селекционной компании Ruseed , ввоз сократился в 34 раза. В этом году ситуация вряд ли изменится. Каждая партия импортного семенного картофеля должна получить в стране происхождения сертификат лаборатории, предварительно прошедшей аудит Россельхознадзора. По сведениям Картофельного союза, в Германии (страна считается одним из крупнейших поставщиков семян) таких лабораторий нет. Во Франции они, по местным правилам, не могут выдавать заключения на картофель. Поставки из Нидерландов запрещены по фитосанитарным причинам.
Отечественная селекционная отрасль за последние годы не расцвела. По подсчетам Картофельного союза, с 2017 года, когда начала действовать госпрограмма развития картофельного семеноводства, в России выведено 35 новых сортов. «Сорта появляются, но семенного материала недостаточно, — считает исполнительный директор союза Алексей Красильников. — Среди этих сортов на пальцах одной руки можно пересчитать те, что предназначены для переработки».
Весной 2022-го Минобрнауки рапортовало, что к 2025 году «Россия выйдет на уровень обеспеченности отечественным семенным материалом картофеля высших репродукций в 100 процентов». В декабре 2024-го Минсельхоз предложил внести изменения в федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства, поставив более реальные цели: снизить желаемый уровень самообеспеченности до 35 процентов к 2030 году.
Денег нет, но вы убирайте
Как рассказали «Новой» энгельсские овощеводы, их техника не моложе 10–15 лет. «У меня есть датские, голландские, итальянские, французские, испанские машины. О том, чтобы в России выпускали комбайны для уборки картошки, моркови или свеклы, я даже не слышал», — говорит Михаил Крючков.
С советских времен отечественные заводы не производят технику для выращивания картофеля сложнее лопаты (при СССР примитивные картофелекопалки делали в Белоруссии). Только на одиннадцатом году импортозамещения, в марте 2025-го, правительство РФ пообещало запустить программу по разработке новой сельхозтехники. В перечень из 27 сельхозмашин, которые хотят увидеть чиновники, вошли «комбайны для уборки картофеля». В разработки планируется вложить 15,8 миллиарда рублей и получить результат к 2030 году.
Сейчас у крестьян нет денег на покупку новой техники. По оценке ассоциации дилеров сельхозтехники «Асход», продажи импортных сельхозмашин снизились за 2024 год на 25 процентов. Вопреки отечественной пословице о сдохшей у соседа корове российским машиностроителям это не помогло. По сведениям «Ростсельмаша», прошлогодние продажи ростовских комбайнов стали худшими за десять лет. Сейчас завод выпускает в три раза меньше комбайнов и тракторов, чем в начале 2024-го. Нынешней весной предприятие объявило о переходе на четырехдневную рабочую неделю, затем — об увольнении двух тысяч сотрудников.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В стране сохраняется нехватка овощехранилищ. Имеющиеся сооружения могут вместить 9 миллионов тонн овощей и картошки. По подсчетам на 2024 год, не хватает еще трех миллионов тонн емкостей. Строительство хранилища на 1 тысячу тонн стоит 60–65 миллионов рублей. Как отмечают в Картофельном союзе, за последние три года цена оборудования (оно тоже в основном импортное) выросла, а логистика усложнилась.
По оценке консалтинговой компании «Яков и партнеры», «уход крупных международных компаний, таких как FMC и Corteva, а также сокращение инвестиций со стороны BASF, Bayer и Syngenta создали дополнительные сложности для российского агропрома. Это привело к ограничению доступа к современным средствам защиты растений, а также к снижению уровня внедрения лучших мировых практик в агрономии».
В российском АПК сложилась «критическая зависимость» от импорта действующих веществ, необходимых для производства пестицидов. «Все производство действующих веществ времен СССР перестало существовать», — констатируют эксперты «Яков и партнеры». Практически все компоненты сейчас поставляют из Китая. Чтобы создать в России производство «40 критически важных веществ», защищающих урожай пшеницы, свеклы и картошки, нужно 5–10 миллиардов долларов. Затраты окупятся в течение 10–20 лет. В отечественных условиях — фантастический горизонт планирования.
Ищу человека
Больше всего сельскому хозяйству не хватает людей. В целом по экономике, по подсчетам экспертов проекта «Если быть точным», дефицит сотрудников увеличился с 2020 года вдвое. Среди «неквалифицированных рабочих в сельском хозяйстве» — на 7 процентов. Среди «производителей сельхозкультур» — на девять. АПК вошел в топ-10 отраслей с самой острой нехваткой кадров. К весне 2025 года количество вакансий для овощеводов, по подсчетам платформы «Авито», выросло в три раза год к году. Даже в крупных агрохолдингах штаты механизаторов не укомплектованы на 30–40 процентов, агрономов — на 50–90. Средний возраст фермеров приближается к 60 годам. Только 9 процентов производителей продуктов моложе 35 лет.
Средние зарплаты в сельском хозяйстве за год выросли на 36 процентов и составили 53,8 тысячи рублей.

Фото: VCG / Visual China Group / ТАСС
«В условиях снижения рентабельности и роста себестоимости производства у агропредприятий нет ресурсов конкурировать за работников с другими индустриями», — считает бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
«Мы уходим от ручного труда. Полностью исключили из севооборота морковь, свеклу, капусту. Оставили только картошку, лук и сою, где доля механизации повыше», — рассказывает энгельсский овощевод Вячеслав Касатов.
На некоторых сельхозпредприятиях, в том числе, даже в крупных агрохолдингах, не хватает рабочих рук и для картофеля. Например, от этой культуры отказался агрохолдинг «Лазаревское». «Это самая трудозатратная культура с точки зрения кадров. Мы не можем обеспечить уборку, поэтому полностью убрали ее из севооборота, — говорит генеральный директор предприятия Кристина Романовская. — Такого кадрового голода, который испытывает сейчас сельское хозяйство, не помнит никто».
Подобные процессы происходят в масштабе целых регионов. Например, в Вологодской области посевные площади под картофель и овощи в нынешнем году сократились в 3,4 раза. «Производители не хотят заниматься картофелем, потому что цены нестабильны и овощ требует много ручного труда и рабочей силы», — поясняет Алан Кусраев, министр сельского хозяйства Северной Осетии, где посевы картошки уменьшаются ежегодно.
Надежда на Китай
Российский Минсельхоз в течение нескольких месяцев твердил , что нынешняя цена на картошку только кажется большой по сравнению с урожайным 2023 годом.
Весной 2025-го, когда цифры на ценниках стали трехзначными, премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что «одним из существенных факторов роста остаются наценки посредников» — упаковщиков и перевозчиков. «Стоимость этих услуг не должна выходить за рамки разумного. Тем более когда наша страна решает сложнейшие задачи», — намекнул премьер на суровость законов времен СВО.
Нельзя сказать, что ФАС осталась в стороне от происходящего. Служба предложила ритейлерам не привередничать и закупать клубни помельче, которые можно продавать подешевле.

Фото: Роман Балаев / ТАСС
Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов вышел с инициативой ввести временное ограничение цен на картошку. Ассоциация компаний розничной торговли в ответ уверила, что средняя наценка на социально значимые продукты составляет только 4,4 процента, а картошка продается по цене ниже закупочной. Тринадцать отраслевых союзов из сферы АПК и торговли обратились в правительство с просьбой отказаться от идеи государственного регулирования цен. По мнению Картофельного союза, «продажи уйдут в теневую зону, а с прилавков картошка просто исчезнет».
С 2019 года Россия ввозит картошки больше, чем продает за рубеж. В 2022-м было импортировано 708 тысяч тонн, в 2023-м — 446 тысяч, даже в 2024-м, когда на прилавках оказался рекордный отечественный урожай, — 387 тысяч тонн.
В январе 2025-го правительство РФ ввело беспошлинные квоты на ввоз 150 тысяч тонн картофеля. В ближайшее время цифру могут увеличить до 300 тысяч тонн.
По подсчетам Картофельного союза, с 1 января до середины апреля в страну завезли 244 тысячи тонн картошки (за те же месяцы 2024-го — 19 тысяч тонн). Импортеры тоже столкнулись с трудностями. Власти Беларуси и Казахстана ввели запреты на вывоз картошки в связи с неурожаем в этих странах. Египет, ориентируясь на опыт работы с Россией, оказался не готов отправлять картошку уже в январе. «На это наложился рамадан: 10 дней корабли в Египте не грузились», — поясняет генеральный директор оптовой компании «Айбарус» Максим Донцов. Зато значительно нарастил поставки Китай: в пять раз за 2024 год и в 25 раз — с начала нынешнего.
По оценкам экспертов аналитического центра агробизнеса «АБ-центр», «импортные поставки несколько смягчают ситуацию, не позволяя кардинально изменить ценовую динамику». Оптовые цены на картофель за апрель выросли на 25,8 процента, с начала года — на 75,8 процента, за год — в 4,5 раза. Розничные — на 18,4 процента за месяц, на 41,1 процента за квартал и в 2,7 раза за год. По мнению аналитиков рынка, «цены в рознице будут расти и дальше, ощутимое снижение ожидается к началу августа».
Нынешней весной благодаря теплой погоде российские крестьяне начали сажать картошку необычайно рано — уже в марте. За два месяца уже занято 20 процентов запланированных площадей. Однако сейчас всходы страдают из-за похолодания. Потребуется применение специальных препаратов, иначе посевы окажутся менее устойчивыми к болезням.
Минсельхоз сообщает, что посевные площади под картошкой в этом году увеличатся на 2,3 процента. В Картофельном союзе говорят, что ожидали «более существенного роста», но, видимо, аграрии теперь относятся к этому сектору растениеводства «более осторожно».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68