Калифорнийский стартап Altera создал в игре Minecraft тысячу ботов, управляемых искусственным интеллектом. ИИ легко и непринужденно построил свое государство, провел выборы и переписал конституцию. Это новости виртуального мира. А в Арабских Эмиратах уже создали департамент, где искусственный интеллект будет переписывать законы.
Начнем с Altera. В прошлом это лаборатория, которая существовала в рамках MIT и занималась моделированием человеческого поведения с помощью искусственного интеллекта. Ее модель называется PIANO — Parallel Information Aggregation via Neural Orchestration. Дословный перевод смысл не раскроет, проще объяснить суть: на основе больших массивов данных ИИ выстраивает модели поведения в той или иной ситуации.
Minecraft — дико популярная среда, где живые люди строят свои миры из кубиков, путешествуя по ним и взаимодействуя друг с другом.
Если у вас есть рядом подросток, лучше спросите у него. Никакой конкретной цели у игры нет, каждый сам выбирает, чем заниматься: строить, гулять, добывать ресурсы. Как и во многих играх, архитектура Minecraft позволяет использовать ботов — виртуальных персонажей, управляемых компьютером. Чем и воспользовались специалисты из Altera, пытаясь воссоздать человеческое государство в виртуальном мире, полностью подконтрольное искусственному интеллекту.
Если в лоб, то люди — достаточно простые и понятные существа с очень ограниченным и готовым для алгоритмизации образом жизни. Возьмем, к примеру, пекаря. Он покупает муку у мельника, рано утром печет хлеб и продает его местным жителям. Вырученные деньги идут на оплату коммуналки и ежедневные расходы, остаток наш герой вечером приносит домой, где его ждет жена. Если вечер не задался, пекарь идет в бар, где его ждет мельник с примерно такими же проблемами.
Мельник, пекарь, строитель, политик и дежурный бездельник в совокупности образуют собой небольшое государство. Увеличим количество акторов (что и сделали исследователи из Altera) — и получим вполне себе модель. Осталось понять, что будут делать персонажи, если там будет управлять сложный алгоритм искусственного интеллекта, воссоздающий поведение того или иного персонажа. Что, собственно, и произошло.
Боты в «Майнкрафт» отлично справились с задачей по построению цивилизации без всякого вмешательства человека. Строители, фермеры, священник, который был вынужден зарабатывать деньги, чтобы подкупом обратить кого-то в свою веру, — все как в настоящей жизни.
Даже виртуальные политики, Трамп и Камала, названные в честь понятно кого, вполне справились со своими обязанностями, переписывая конституцию под свои нужды.
Первый лоббировал силовиков, вторая оптимизировала законы. И в который раз важно подчеркнуть: совокупность умных программ все это сделала самостоятельно, что продемонстрировало очередной пласт возможностей искусственного интеллекта.
Но это все в игре, хотя понятно, что рано или поздно стартап дойдет до практического применения своих разработок. И пока одни развлекаются в виртуальном пространстве, другие вовсю интегрируют ИИ в реальную жизнь.
Шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, премьер-министр Объединенных Арабских Эмиратов, анонсировал создание нового департамента, который будет заниматься анализом существующего законодательства, включая новые инициативы. И главным начальником там будет искусственный интеллект. Учитывая доверие Эмиратов к новым технологиям, можно смело утверждать, что именно ИИ станет главным законодателем страны в ближайшие годы.
Что там внутри, не очень понятно, да и, в общем-то, это неважно… Технически скормить законодательную базу машине и заставить ее думать, как сделать лучше, сегодня, кажется, не так уж и сложно. Задачи ИИ — изучать правоприменение, адекватность сегодняшним реалиям, искать узкие места и предлагать улучшения. Если опираться на дикость законотворчества в России, то на этом фоне условный ChatGPT вместо Государственной думы выглядит более чем разумным решением.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум. Фото: AP / TASS
Эти и другие события, которые сейчас начнут все чаще возникать в новостном пространстве, дают все больше поводов для размышлений о том, как искусственный интеллект может изменить нашу жизнь и повлиять на наш ежедневный быт.
С одной стороны, законы пишутся людьми и для людей. Но при чтении текстов большинства российских инициатив возникает ощущение, что без робота там не обошлось. Так что как минимум на стадии текста ИИ может быть отличным помощником и прекрасно заменить работу парламентариев. Да и с анализом законодательного смысла виртуальный депутат справится намного лучше — что уж там скрывать, чаще всего в политики идут не самые одаренные представители общества. Можно заменить бесконечную бюрократию, как это сделали финансовые организации, отдав процедуру KYC (банковское и биржевое регулирование) на откуп машине. Отдельно, если не брать экстремальные случаи и человеческий фактор, — искусственный интеллект не обладает (пока?) такими качествами, как склонность к коррупции и упоению властью. Так что можно предполагать, что машина в качестве управленца будет более справедлива.
С другой стороны, есть фундаментальный вопрос непредсказуемости человеческого поведения. Да, массы можно обсчитать, среднего профессионала — алгоритмизировать, но прогресс — это удел выдающихся личностей, и как бы ни изучалась природа творчества, ее истоки по сей день остаются загадкой. Почему в той или иной ситуации отдельный индивидуум ведет себя не так, как все? Как приходят гениальные мысли? Или ужасные?
Правила — это прошлое, изучив которое, ИИ давно превзошел человека. А будущее — их постоянное нарушение, на которое машинный интеллект пока не способен.
Висит в воздухе и вопрос цены ошибки. Наверное, во многих отраслях она может быть ничтожна, но если брать правосудие, то милосердие — очень субъективный фактор, и способна ли бездушная машина его проявлять, очень хороший вопрос. И таких вопросов, особенно при имплементации технологий в реальную жизнь, будет становиться все больше. Сейчас мы в самом начале пути, реальные случаи применения искусственного интеллекта хоть и уже вовсю присутствуют, но все еще кажутся фантастикой.
Прогресс не оставить, и ближайшее будущее грозит событиями во много раз более масштабными, чем промышленная революция начала прошлого века. Грядут социальные перемены, технологические катастрофы и среда, более чем полностью управляемая компьютером, принимающим важные решения без какого-либо участия человека. Это, наверное, плохие новости. Хорошие — в том, что во многих аспектах, включая медицину, наша жизнь станет проще, в странах, где искусственный интеллект возьмет на себя управление, как минимум будут меньше врать и воровать. А главное, как бы бездушная машина ни завоевала пространство, всегда будут места, где от нее можно будет скрыться. Во всяком случае, в фантастических фильмах так оно и происходит.
При, казалось бы, всемогуществе искусственного интеллекта, интегрированного с робототехникой, кажется, что скоро он заменит все. Труд, собеседников, политиков… Все это станет вызовом для человечества. И если очевидной задачей на ближайшие будущее кажется предотвращение катастрофы и восстания машин, то сегодня главным, как представляется, стоит не вопрос развития ИИ (этим и так занимаются лучшие умы человечества), а сохранение собственного сознания и интеллекта. Ибо как ни крути, а решения все равно принимать нам. Людям.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68