Этот текст вышел в первом номере журнала «Новое обозрение».

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Все остальное — приятный бонус, который ошибочно воспринимают спасенные как данность или тем более обязанность.
Задача бизнеса — умножение капитала. И всё. Раньше даже модное словечко было — moneymaker, очень точно описывающее природу предпринимательства. Все остальное — издержки. Если есть возможность сэкономить на фонде оплаты труда — надо экономить, если можно без больших рисков кинуть контрагента — надо кидать. И обманывать тоже можно. Все остальное — от лукавого. Точнее, от государства.
Герой Данилы Багрова, утверждающий, что сила в правде, — сказка, как и все творчество. Оглядываясь на окружающий мир, понимаешь — сила в деньгах.
И нет, это не плохо. Это просто жизненный факт. Конечно, есть подвижники, чаще всего это люди в области благотворительности, сами пережившие травму и своей деятельностью заглушающие боль. Есть те, кто решает личные проблемы и комплексы. Есть просто сумасшедшие, как великая художница Яйои Кусама: днем работает в студии, выполняя монотонную деятельность, ночь проводит в психушке. Есть, конечно, преданные своему делу. Но не зря в начале многих книжек есть благодарность. Любимое занятие чаще всего проходит за чужой счет. Остальные тупо продают свои навыки, чаще всего без особого удовольствия. Отсюда масса печальных шуток про работу как синоним рабства.
Практически любая деятельность требует средств производства. Чем бизнес сложнее, чем больше затрат. Даже самая, казалось бы, простая деятельность — писательство — требует расходов уже не на перо и ручку, но как минимум на смартфон. А чем дальше, тем больше.
Создание чего угодно, от онлайн-сервиса до завода, — это инвестиции. В материалы, оборудование, в людей, в конце концов. Которым, кстати, помимо рабочего места, надо где-то жить и что-то есть.
В каком-то идеальном мире есть баланс. Рынок капитала, когда можно взять деньги в банке или у инвестора. Бизнес, которому надо решать многочисленные задачи, а значит — тратить деньги. Когда расцветают индустрии. В этом идеальном мире счастливы все: от управленца коллективом с большими бонусами и рисками до простой уборщицы, которая каждый вечер прибирает последствия всей этой деятельности.
На практике все сложнее. Ресурсы, в том числе и предпринимательские таланты, распределяются неравномерно. Где-то за успехом действительно стоит упорный труд, а где-то — лотерея. Наемный труд — в общем-то халява с минимальной ответственностью. Главные риски у создателей и владельцев. Учебник экономики за первый курс — высокие риски с одинаковой вероятностью ведут как к большим потерям, так и к большим заработкам.
Большие деньги сами по себе не проблема. В конце концов, их можно тратить, не привлекая внимания. Проблемой становится большой бизнес, который редко существует в вакууме, а значит, вынужден считаться с обстоятельствами. Это не для святых. Хочешь работать и зарабатывать — научись плевать на представление общества о прекрасном.
Очередь айтишников на поклон к Трампу — живое тому подтверждение. Думаете, Джефа Безоса, создателя «Амазон» и владельца Washington Post, интересует демократия, свобода слова или спасение человечества? Оставим это для промороликов. Его интересуют контракты от NASA для его компании SpaceOrigin. Так же и с остальными.
Все декларируемые ценности — лишь инструмент для обогащения. Больше за этим ничего не стоит.

Джефф Безос, генеральный директор Google Сундар Пичаи и Илон Маск на инаугурации президента Трампа. Фото: Zuma / TASS
Кто не рискует, тот не пьет шампанского. А те, кто рискнул и достиг желаемого, в сегодняшней экономике может пить шампанское всю оставшуюся жизнь, которую за деньги можно сделать очень комфортной.
Проблемы простых людей неприятны. И если есть возможность отвернуться, надо отворачиваться, есть возможность бежать, надо бежать. Звучит цинично. Но что делать. Большинство ваших проблем потому, что вы бедные. За деньги можно убежать от проблем, сделать документы, даже в каких-то случаях снять мировые санкции или как минимум заставить СМИ писать опровержения. Деньги позволяют закрыть глаза на все беды человечества и наконец-таки насладиться вполне заслуженным бокалом шампанского.
Появление интернета наивно обещало чудо. Протоколы, в теории, обеспечивают равенство для всех. Даже общались на «ты». Неважно, кто по ту сторону экрана, неважно, какой у тебя компьютер. Важно — кто ты. Сеть строили энтузиасты, мечтавшие о дивном новом мире, свободном и счастливом. Спустя годы оказалось, что это не так. И нет, нас не обманули. Сработало два фактора: мир не такой, каким мы бы хотели его видеть, и понимаешь это только с возрастом. А с ним же, если повезет и усердно трудиться, появляется возможность закрыть глаза на все его несовершенство.
Вполне вероятно, что условный Стив Джобс, Марк Цукерберг или Павел Дуров на ранних этапах своей карьеры действительно думали о прекрасном, реально хотели изменить мир со всеми его недостатками. Сделать жизнь конкретных людей лучше. Но возраст и деньги берут свое. Первый делает тебя реалистичней и циничней, а деньги позволяют не обращать внимания на кучу вопросов, в том числе и морально-этического характера.
Политическая ситуация изменилась — так прокомментировали сильные от IT-мира изменения в работе своих компаний. Вся вот эта инклюзивность, забота о пользователях, миссии и высшие цели — лишь маркетинг и адаптация под обстоятельства. В реальности — это тупо бабки. Последний финт от компании Apple — отключение шифрования в iCloud на территории Великобритании. Под давлением богатого государства с развитым рынком все ценности были спущены в унитаз.
Не единичный случай, но последние годы показали крах того, что считалось добром. Военный конфликт России и Украины можно было остановить стремительно, но в итоге появилось множество бенефициаров процесса, либо тех, кто предпочел ковыряться в носу, не обращая внимания на происходящее. Война в Израиле, где зверства ХАМАС были задокументированы с разных ракурсов, явила миру массы, готовые закрыть глаза и на это. Уничтожение Нагорного Карабаха как самостоятельного образования на этом фоне прошло незамеченным. Это была вершина айсберга. Его подводная часть — кажущийся безграничным цинизм и полное отсутствие каких-либо гуманитарных ценностей.
Человечество, несмотря на все свои достижения, внутри себя осталось первобытным. Убить мамонта и не дать соседу зайти на свою поляну. Все остальное мелочи.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Обида? Досада? Разочарование? Сложно подобрать правильные слова, когда все то, во что ты верил, оказалось фуфлом. Даже радикальные крайности — вроде религии вообще и христианских ценностей в частности — пропаганда для нищих духом. Мало того что именем виртуального Всевышнего совершаются самые страшные преступления, так еще и ценность легендарных заповедей оказалась сравнима с мемом из интернета с какой-то мудростью. Можно воровать, можно возжелать жену ближнего, можно убивать. И можно избежать ответственности. Нужны деньги, хороший адвокат и в каких-то случаях самолет, чтобы побыстрее смотаться. Карма, кара и прочее — для наивных. Для реальных — деньги, власть и сила.
Многочисленные сервисы по сбору средств решают понятные задачи. Не все вопросы в мире может решить государство, не везде может помочь бизнес. В идеальном мире все это может решить общество или группа лиц. Интернет вроде как дал возможность разговаривать друг с другом без посредников.

Фото: AP / TASS
Истории успеха действительно были. Созданные продукты, спасенные жизни, добрые дела. Зайди на любую платформу, помогающую сбору средств, — сплошные громкие слова. Помогаем креаторам быть независимыми, спасаем животных, участвуем в создании инновационных продуктов — но это только одна сторона медали, причем яркими буквами на главной странице. Чуть ниже, нечитаемое соглашение, составленное юристами: мы кинем вас при первой необходимости.
Есть еще одна неприятная правда. Когда Apple удаляет приложения для обхода блокировок, когда Telegram блокирует «Умное голосование», когда Busty, на который как на инструмент для получения средств рассчитывали разнообразные проекты, хочется поднять флаг и пойти в бой за ценности, этику и мораль, но это только в том случае, если нет альтернативы. А точнее, денег и возможностей.
Потому что когда они есть, проще налить очередной бокал шампанского и обо всем этом не думать. Что там с миром будет, неизвестно, но на личном уровне — это более выигрышная стратегия.
Было бы слишком радикальным заявлять, что зло победило добро, но и мир — это не полянка с розовыми пони.
Конечно, есть святые, есть приличные люди, есть места, где хорошо, тепло и безопасно. А в остальном — дрянь, уродство, нищета.
А любое дело — это бизнес. Да, иногда он может быть социально значимым, что позволяет повесить кучу красивых флагов: мы несем правду и объективную информацию, мы спасаем людей, животных и природу, мы за вас богу молимся, в конце концов. Но какими бы благими намерениями не руководствовалось предприятие — оно подвигается суровым законам реальности и бизнеса, а не сказок и кинематографа. И в этой реальности каждый выживает как может. Одним везет, другим нет. Мир несправедлив. Все проблемы исключительно ваши.
Так и донаты — это бизнес-модель. Раньше, особенно СМИ, зарабатывали на рекламе. Потом — на подписках. Теперь вот пробуют собирать с публики. Все честно, никаких претензий. Мы вас развлекаем, утешаем и каждый час проходим с шапочкой в надежде, что в нее кинут монетку. Обида на тех, кто обеспечивал сервис, который отказал в сотрудничестве, понятна: никто не ожидал такой подставы. Но в этом и есть весь цинизм предпринимательства. И несправедливость мира. Кто-то выдумает новый способ заработка, а кому-то предстоит свернуть лавочку. Особо безбашенные возьмут флаги и пойдут сражаться с окружающим пространством.
Мир изменился. Нет ни общих ценностей, ни представлений о добре и зле. Даже Запад и Восток рассыпались на разные, часто конфликтующие группы. Государства эфемерны, компании циничны. Остаются люди. И между ними все меньше общего. Разрыв колоссален. Кто-то — на яхте, кто-то пытается спасти окружающих, кто-то — тот самый, кого спасают. И пропасть между ними. У первых проблемы тендеров на миллиарды, у последних — кусок хлеба.
Впереди киберпанк, где в одном углу рай, а в другом — гетто. И в этой суете, кроме как успеха, пожелать нечего. Надеяться на остальное было бы наивно.
Этот текст вышел в первом номере журнала «Новое обозрение».
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68