Министерство юстиции США требует разделения Google. В том числе и продажу Chrome — браузера, который приносит компании миллионы. Антимонопольные тяжбы вокруг, казалось бы, обычного приложения стали привычным фоном последнего десятилетия.
Политический уровень модели интернета, тот самый, на котором многочисленные чиновники из разных стран при поддержке конкурирующих корпораций пытаются изменить естественный ход рыночных событий, снова в деле. История с Chrome — не первая и не последняя. Именно браузер — приложение для формального доступа в интернет — давно является камнем преткновения и источником многочисленных судебных разбирательств.
Причина проста: это главная программа для доступа ко всему. Больше вам на компьютере и смартфоне ничего не надо. Тут все. Работа с документами — пожалуйста, общение и социальные сети — легко, игры, даже со сложной графикой, — тем более. Специальные приложения для перечисленного — уже тонкости и мелкие удобства. Более того, часть из них, по сути, тот же браузер. Просто называется по-другому и отображает конкретный сайт.
Кто владеет браузером — владеет миром. Речь не только про доступ к интернету, но к большим деньгам: владельцы браузеров получают комиссию от рекламы и возможность интеграции собственных сервисов.
Как пример — Яндекс.Браузер. Помимо специального функционала для работы с сервисами компании там, как и во всех без исключения аналогах, реализована главная фишка — домашняя страница по умолчанию. Вы запускаете приложение и в любом случае попадаете на главную страницу портала. И может, дальше вы пойдете куда-то еще, но это не важно — реклама показана, деньги получены.
Google Chrome сегодня занимает большую часть рынка. К его предшественнику Microsoft Internet Explorer когда-то были те же претензии. От Apple требовали перестать подсовывать браузер Safari. И да, в какой-то момент давление принесло свои результаты, и сегодня на iPhone или iPad вы можете установить по умолчанию любой другой браузер.
Но возвращаясь к Chrome, имеет смысл заглянуть внутрь популярных приложений. Браузер — лишь оболочка. Внутри — движок, ядро, обрабатывающее бесконечный код и выдающее нам картинку, с разной скоростью и результатами. Именно благодаря движку у всех сайты отображаются по-разному, что является вечной головной болью для веб-дизайнеров. Родоначальник Chrome — Chromium, бесплатный браузер с открытым исходным кодом, использующий ядро Blink. На базе этой платформы сейчас работают Opera, Edge — последователь Internet Explorer от Microsoft и тот же Яндекс.Браузер. Так что если вдруг вы захотите создать что-то новое, переписать под себя Chromium — самый простой способ, которым пользуются производители смартфонов с собственными операционными системами.
Есть и другие ядра: Webkit от Apple, Quantum, на котором работает Firefox. Но все эти занудные технические подробности важны для понимания масштаба вклада Google в развитие Всемирной паутины. Доля Chrome при всех технических ухищрениях взялась не из воздуха — за этим стоит большой интеллектуальный труд. Результат труда — доминирование на рынке, большие деньги и многочисленные претензии.
Не смотря на то что основную поляну занимают популярные монстры, на них свет клином не сошелся. В общем-то, никто вас не заставляет использовать тот или иной браузер. Не нравится — есть альтернативы. Помимо теперь уже китайской Opera,
есть, например, Brave от создателя Firefox. Браузер режет чужую рекламу, показывает свою и выплачивает вам за просмотр комиссию в криптовалюте. Редкая возможность заработать за просмотр веб-страниц.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Или набирающий обороты Vivaldi, который приглянется тем, у кого открыты сотни вкладок. И этим рынок не ограничен. Выбор есть, и наверняка будут появляться новые проекты с тем или иным приятным функционалом.
Проблема, которую пытаются решить минюст США и антимонопольные ведомства Евросоюза, в другом: компания-производитель операционной системы ставит свой браузер по умолчанию. Google, со своей операционной системой Android, доминирует на рынке так же, как раньше Microsoft была лидером среди персональных компьютеров. А значит, имеет возможность давать свое приложение, что ведет к соответствующим результатам — доля того же Safari примерно равна распространению iPhone и MacBook. Что человеку дали, то и использует.

Фото: IMAGO / STPP
Внутри этой весенней битвы два основных актора. Первый — то или иное государство: тут лидируют США и объединенный Евросоюз. Дяденьки, которые за свою жизнь не написали ни строчки кода, дорвались до руководящих постов и давай рулить интернетом. Как результат, многомиллионные штрафы для технологических гигантов по тому или иному поводу. К регулированию интернета в тех или иных юрисдикциях есть куча претензий, но это момент истории со всеми издержками демократий. Когда-то и правда проще заплатить. Второй игрок — коллеги по рынку. Искать недовольных Google долго не стоит, тут может быть и Apple, и Microsoft, и теперь уже крупные производители устройств типа Samsung. Юристам тоже надо зарабатывать на хлеб и оправдывать свое существование.
Что любопытно, на практике, в реальной жизни все это проходит незамеченным. Все эти штрафы, суды и разбирательства, которые часто длятся годами и призваны защитить пользователя, в конечном итоге самого пользователя особо не касаются. Ну разрешил Apple устанавливать на iPhone альтернативные браузеры, ну порадовались десяток энтузиастов.
А обычный человек как пользовался Safari, так и будет пользоваться. В этом смысле чем бы ни закончились разборки с Google Chrome — на вас это никак не отразится.
Как показывает жизнь, при всех бюрократических усилиях и попытках регулировать интернет все равно в итоге побеждают технологии. Да, та или иная компания, контролирующая устройство и операционную систему, может навязать пользователю то или иное приложение, да, используя многочисленные технические ухищрения или вполне благородные партнерства, можно добиться существенных результатов. Можно даже адвокатов прислать и с помощью международных судов продавить конкурента, но все перечисленное не дает гарантии, что завтра не появится что-то новое, что полностью изменит рынок. Как сейчас платформы с искусственным интеллектом делают ненужными поисковые системы, так и в будущем браузер может просто перестать быть основным приложением или превратиться во что-то еще.
А пока вы свободны выбирать: Arc, Maxthon, Tor, Avast и еще куча других браузеров ждут вас, каждый имеет свои преимущества и недостатки. Единственное, что от вас требуется — усилие разобраться и желание попробовать что-то новое. В противном случае вам доступен вполне достойный продукт, предоставленный производителем, и вы смело можете ждать, когда за вас примет решение минюст США или политики Евросоюза. Весь секрет в том, что ту самую галочку по умолчанию, которая предлагает установить домашнюю страницу, обычно никто не трогает. Потому что так приятно, когда за вас уже сделали выбор. Даже если это банальный браузер и домашняя страница.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68