СюжетыОбщество

Делайте ставки: что навернется следующим

История неуспеха, или Эпитафия Россграму — очередному проекту, который провалился, танцуя на чужом

Делайте ставки: что навернется следующим

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Сервис Россграм, обещавший стать «убийцей Instagram*», почил в бозе, так толком и не запустившись. Инвесторам обещали нереальную доходность, пользователям — фантастический функционал. Но все это так и осталось мечтами разработчиков, которые явно претендовали на бюджетное финансирование.

Раз мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус, так и просить прощения за повторение прописных истин не стоит. Впрочем, некоторые подробности этой истории могут быть полезны тем, кто в очередной раз захочет наступить на грабли.

У Instagram, команда которого не превышала десяти человек, сразу несколько линий успеха. Одна из них была для пользователей. Квадратный кадр и фильтры, чтобы было красиво. Первое было заимствовано у камер Hasselblad. Формат кадра, видимо, заставлял проявлять фантазию и экспериментировать, отходя от привычного золотого сечения. С фильтрами понятно — сделай красиво, и все.

Это было 15 лет назад, и даже тогда рынок был вполне себе конкурентен. Для изготовления подобных фотографий было множество приложений. Самое известное — Hipastamatic. Подразумевалось, что жанр фотографий с ретро-эффектами — удел хипстеров. Но

Instagram удалось главное — создать сообщество. Создатели квадратных и не очень фотографий со всего мира начали дружить, знакомиться, общаться.

В небольших галереях по всему миру начали делать выставки. Одна из первых прошла в Лондоне, где редкие посетители и пользователи приложения радовались друг другу и взаимно подписывались на аккаунты.

Но то была верхняя часть айсберга. Еще до сделки с Facebook* за баснословный тогда 1 миллиард долларов о главном преимуществе Instagram перед конкурентами знали лишь специалисты. Это — уникальные алгоритмы сжатия фотографий. Чтобы загружалось быстрее, чтобы трафик экономило, чтобы было красиво без потери качества.

Эта история — лишь иллюстрация к тому тезису, что нельзя просто так взять и сделать сервис с лентой фотографий или видеороликов. Внутри, все мягко говоря, сложнее.

Что до создателей «убийц» — а попыток создать аналог после блокировки сервиса в России было немало — их имена хоть и известны, но для истории они не значат ровным счетом ничего. Их безуспешные попытки лишь подтверждение аксиомы: на чужих костях успеха не добьешься.

И тут история теперь уже очевидных поражений также имеет свои ветки, как и истории успеха.

Для начала, взлет того или иного проекта вызывает логичную зависть других и бессмысленные попытки построить аналоги. Проходили этот опыт на «Одноклассниках» и в «ВК», когда десятки предпринимателей и компаний потратили столько же миллионов долларов. Проходим и сейчас, когда все крупные российские компании делают свой TikTok, — сервисов для коротких видео расплодилось как грибов после дождя, потрачено много, но пользователь, как турист, проходит по ним ботинками, втаптывая в грунт истории. Использовать хочется то, чем живет весь мир.

Пленарное заседание Государственной думы России. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Пленарное заседание Государственной думы России. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Суверенизация интернета, выраженная в блокировке массовых сервисов, дала надежду на мифическое преимущество. Получилось же у фермеров моцареллу делать, не тянет больше покупателя к иностранным продуктам. Почему в интернете так нельзя? Доступ закрыт, пользователь запуган, глядишь — пойдет на отечественную копию. Но нет. Не работает оно так. Пропустим профессиональные моменты, тот же Instagram — давно не сеть для фотографий, а мировой маркетплейс с соответствующим функционалом. Бижутерия, мебель, искусство, одежда в конце концов. И это не только в родном городе, а по всему миру. Такое не заменишь локальным продуктом.

Ну и еще раз про мир. Все популярные сервисы — это глобальное сообщество, а не просто возможность размещения фотографий или видеороликов. Как бы ни был обособлен в своем огороде несчастный российский юзер, а желание сопричастности никто не отменял. Местные селебрити, за исключением, пожалуй, Юрия Лозы, готового комментировать плоскую форму земного шара, — никто с точки зрения влияния. Условную Леди Гагу, Снуп Дога или, прости господи, Илона Маска на местный сервис не затащить. А идут-то за ними. Так что и в этом смысле попытка проехаться на чужой истории успеха обречена на провал.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Читайте также

А чегой-то они зарабатывают?

А чегой-то они зарабатывают?

Не только фискальные надобности, но и логика тоталитаризма подтолкнула власть к антиблогерскому закону, ломающему рынок

Ну и, наконец, третий пласт, к которому относятся создатели печально не очень известного Россграма. Это многочисленные авантюристы, единственная мотивация которых слупить легких денег. Ни о каких других сверхзадачах речь не идет. И их происхождение тоже понятно.

Открываем новости за любой день. Поручили создать аналог Wikipedia. В который раз. В России нужен свой поисковик. Вы, конечно, не помните «Спутник». А он был. Недолго, правда, и с позором закрылся. Нужен свой браузер, операционная система, смартфон… Часть безуспешных усилий возьмут на себя крупные компании, со своими средствами разработки и продвижения, а вот на другую половину пирога, состоящего из многочисленных государственных и окологосударственных фондов, как шакалы, набросятся многочисленные предприниматели, рисующие фантастические презентации: как тот или иной сервис, рассчитанный исключительно на российскую аудиторию, непременно добьется успеха.

Еще раз, медленно и печально повторяем базовые истины. Не существует в природе популярных развлекательных сервисов, созданных по указке сверху, копирование, кстати, часто имело успех, но в очень определенных нишах — типа купонных сервисов, что размножились в какой-то момент по всему миру. Кто-то скажет: а как же «ВКонтакте», интерфейс которого похож на Facebook? Но и тут ошибется: скопирован был только внешний вид, а вот архитектура, механика и даже способы использования были уникальной идеей Дурова.

А распил — так уж вообще традиционная российская тема. В нормальных средах венчурный капиталист три шкуры снимет с начинающего стартапера, а крупные фонды вообще связываться не будут.

А тут — бесконечные организации, которые в рамках «поддержки развития национального сегмента сети Интернет» получают деньги, а их необходимо куда-то деть, что логично создает поток желающих ими завладеть. Никакой опыт, никакая история не могут остановить этот бессмысленный процесс.

Что, в условном Иране, где тоже все заблокировано, мало аудитории? Мало талантливых программистов? Денег мало? На ядерную программу есть, и на свой инстаграм могли бы найти. Однако нет там своих альтернатив и не будет.

Но все будет повторяться снова и снова. Каждый новый сервис, каждая новая блокировка, каждая новая инициатива будет отражаться в новостях, как вот-вот создадут свой аналог, вот-вот появится очередной убийца того или иного популярного приложения. А в результате — потраченные и списанные деньги и нечто, канувшее в Лету, названия которого мы уже не вспомним.

История сервиса Россграм — через запятую среди других бесконечных попыток — в копилку прописных истин. Не залог, но основание успеха — в достойной мотивации: если хочешь изменить мир и сделать жизнь окружающих лучше, есть пусть и небольшой, но шанс что что-то получится. Если же хочешь воспользоваться несправедливой и нечестной ситуацией, хайпануть или просто хапнуть, тебе гарантировано место на свалке.

Тема Instagram или даже TikTok — уже прошлое, будущее — искусственный интеллект. И не надо быть предсказателем, что следующий на очереди какой-нибудь РосGPT или другое подобие популярных языковых моделей. Впрочем, его судьба заранее предопределена. Чудес не бывает.

* Принадлежит компании МЕТА, деятельность которой в РФ признана экстремистской и запрещена.

Этот материал входит в подписку

Виртуальный Меркуров

Тренды цифрового мира

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow