
Акция устрашения в Ачхой-Мартане. Скриншот
В Чечне, в Ачхой-Мартане, на площадь вынесли труп подростка. Покойник напал на полицейских и убил одного из них. Это тяжелое преступление. Которому может быть объяснение, но нет оправдания. Однако есть ли оправдание тому, что труп этого парня принесли и бросили на площади — и он продолжал лежать там и после того, как митинг закончился? Рамзан Кадыров еще отдал распоряжение выселить из Чечни родственников этого молодого человека.
Действие происходит на территории Российской Федерации. Какие законы РФ позволяют выселять из дома и лишать жилища граждан по распоряжению главы региона? Какие законы позволяют выставлять труп на всеобщее обозрение? Кстати, исламские нормы тут вообще ни при чем. В исламе подобного нет!
Когда вместо обычного молчания кто-то все-таки пытается объяснить то, что Чечня живет внутри страны по своим отдельным правилам (не законам!), говорят, мол, это традиции такие. Отлично! Тогда мы должны знать, что где-то в России есть законы, а где-то «традиции». А еще существуют «понятия». И кто-то при этом скажет, что «за справедливостью надо к бандитам идти, а не к ментам».
Впрочем, традиция показывать народу труп с целью устрашения — не чисто чеченская. В послевоенные годы в прибалтийских республиках население стращали телами убитых «лесных братьев». Это было при Сталине. Которого, кстати, Рамзан Кадыров ненавидит за то, что он сделал с чеченцами и другими народами Кавказа во время насильственной депортации, и постоянно говорит об этом публично. Но это — к слову.
Вспомним трагедию в «Крокусе». Террористов поймали, и что сделали потом? Избили, кому-то отрезали уши — и все это тоже показали, но уже не на площади, а практически официально, чтобы видели миллионы.
Это было не в Чечне. Это было в той части страны, где вроде бы законы важнее «традиций».
В СПЧ случай в Ачхой-Мартане назвали средневековьем. Что ж, можно и так сказать. Тем более что никто из нас в ту пору не жил, а средневековье мы знаем только по книжкам — и то не точно. Но всякие безумства и дикости привыкли ассоциировать либо с теми временами, либо с «первобытно-общинными», либо еще с какими-то далекими, к которым мы отношения не имеем и иметь не хотим.
А точно не хотим? Вот протоиерей Андрей Ткачев на днях сообщил, что смысл жизни для женщины в том, чтобы быть при муже, который хозяин и господин. А жена должна быть его слугой, и нормальная женщина заплачет от радости. В книжках писали, что в Средневековье так и было. Впрочем, так было и в более поздние времена, и даже припомнят «Домострой». Но для нас это все — обобщенно далекие, Средние века.

Суд над напавшими на Крокус. Фото: Василий Кузьмичёнок /агентство Москва
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Регион за регионом вводят в действие совершенно дикие программы поощрения беременности среди школьниц. Как-то вяло называя это программами поддержки девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию. Хотя для настоящей поддержки нужны не просто 100–150 тысяч, а целый комплекс мер, среди которых единовременная выплата будет точно не на первом месте. Но про другие меры мы ничего не слышали, зато про копеечные, на самом деле, суммы написали подробно. И вот это уже точно средневековье. Когда девушкам не нужно было учиться, а нужно было поскорее выходить замуж и тут же рожать. В те времена лет в 18 можно было считаться уже старой девой. И какая там карьера и какая еще судьба, кроме сидящей дома, блюдущей очаг и непрерывно рожающей, могла быть у какой-нибудь крестьянки?
Нам трудно найти какую-то опору в настоящем. Есть спецоперация, но она пока еще не ценность сама по себе — недаром же она постоянно подкрепляется параллелями с Великой Отечественной и борьбой с фашизмом. Поддержку мы ищем в прошлом. Часто — в советском. Но советские идеалы годятся не для всех. Победа, Гагарин, великая страна — это прекрасно. Но возвращаться к советской уравниловке люди уже не готовы. В первую очередь те же чиновники, которые были бы рады сочетать социалистические методы руководства с капиталистическим образом жизни. И распад Советского Союза, конечно, «величайшая геополитическая катастрофа XX века», но как только заходит разговор о гражданах азиатских республик или кавказцах, то в чаще всего звучит слово «выгнать» и его синонимы типа «депортировать». СССР вернуть было бы здорово, но жить в одной стране с таджиками почему-то мало кому хочется.

Гравюра. Наказание разбойников. Источник: Википедия
В поисках ориентиров приходится копать глубже. Петровские времена блистательны и державны. Но есть проблема: Петр прорубал окно в Европу и в Европе видел образец. Такой путь нам категорически не годится! Мы уж и с Америкой почти помирились — но не с Европой. Она наш главный враг. И западные ценности, пришедшие с Петром Великим, — теперь не наши. Более того: мы говорим, что они и не были никогда нашими! И приходится углубляться еще дальше.
И вот уже по стране то тут, то там, то сям встают памятники Ивану Грозному. Который почти идеально сочетает средневековость с нашим особым путем не пойми куда с понятной всем сталинской традицией. Недаром же предыдущая реабилитация Грозного была именно при Сталине — он видел в нем родственную душу и такого же «эффективного менеджера».
Но не только Грозный. Рядом с Кремлем вырос князь Владимир. Александр Невский стремительно поднимается в хит-параде. И даже на художественном фронте Средние века наступают. «Троица» Андрея Рублева вопреки всем доводам светских ученых почти силой доставлена в храм, где ее сейчас толком и увидеть не получается в полумраке. Зато церковь четко показала, кто хозяин в доме.
Что из всего этого получится? В конечном итоге — ничего. Разумеется, в средневековье страна не вернется. Отдельные порядки, бредовые инициативы и «традиции» себя проявят и на какое-то время могут даже стать нормой. Но глобально перетащить, как ни крути, но современную страну из XXI века лет на четыреста назад не выйдет. Да и не думаю я, что такую задачу ставят всерьез. Просто ставка на консерватизм и мифические ценности выливается в пропагандистскую архаику. Главное последствие здесь состоит в том, что мы просто теряем время. Мы могли потратить его на развитие, а тратим на пародию на «Домострой». У истории времени много. У нас с вами — гораздо меньше.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68