КомментарийКультура

Камуфляж «мох» и занозонька для Шамана

О том, как Z-пропаганда эксплуатирует образ женщины в культуре

Камуфляж «мох» и занозонька для Шамана

Выставка «Сила России — в каждом из нас!» в Театре Российской Армии, Москва. Фото: официальный сайт партии «Единая Россия»

Год семьи в России плавно перетек в Год защитника Отечества, а образ женщины из ожидающей мужа с фронта превратился в героиню, готовую к реальным действиям на благо родины. Женщины все чаще надевают военную форму, шьют бойцам одежду и спальные мешки, плетут масксети, делают окопные свечи, готовят сухпайки, вяжут носки и так далее. И пропаганда активно эксплуатирует этот образ и использует его в культуре.

Все, кто хоть раз устраивал себе бар-хоппинг в Северной столице, не понаслышке знают, что несколько лет назад происходило на Думской улице. Каждый здравомыслящий человек после первого посещения обходил это место с валяющимися на земле пьяными маргиналами стороной. Тем ироничнее, что на улице, которая раньше была известна как самое злачное место Петербурга, в феврале этого года открылся Народный музей СВО (похожее заведение уже год функционирует в Нижнем Новгороде).

Большая часть экспозиции — вещи, которые волонтеры делают для фронта: маскировочные сети и даже самодельные устройства радиоэлектронной борьбы. Но к 8 Марта «музей» приготовил кое-что «особенное»: тут открылась выставка, посвященная участию женщин в СВО. Выставкой это назвать трудно, по сути, это просто фотографии женщин-волонтеров, так или иначе помогающих фронту.

Посмотреть на женщин в форме и не только приходят в основном школьники, о чем сразу же делается пост во «ВКонтакте», ведь родину любить надо публично! Школьники общаются с героинями выставки — и тоже плетут маскировочные сети.

Народный музей СВО, Санкт-Петербург. Фото: телеграм-канал Народного музея СВО

Народный музей СВО, Санкт-Петербург. Фото: телеграм-канал Народного музея СВО

«Каждое время приносит свои вызовы и возможности, и сейчас, как никогда, важно помнить о том, какую удивительную силу представляют собой женщины. Год защитника Отечества становится символом не только мужского героизма, но и женской стойкости, заботы и преданности», — говорит автор выставки и председатель общественного совета «Женского движения Единой России» в Санкт-Петербурге Дарья Аввакумова.

Лозунги вышеупомянутого женского движения могли бы вполне сойти за феминистские:

«Женщинам России необходима системная поддержка государства во всех сферах жизни. Они должны быть уверены в том, что любая гендерная дискриминация осталась далеко в прошлом. У них абсолютно равные с мужчинами права и возможности для профессиональной самореализации, карьерного роста и активного участия в общественно-политической жизни страны», — написано на сайте объединения.

Но феминизм в России — особый, и основной своей задачей приверженцы «российского феминизма» видят поддержку СВО. Члены организации встречаются с участниками военных действий, проводят политические школы в разных регионах России и так далее. В общественный совет «Женского движения Единой России» входят самые разные люди: от депутатов и бизнесвумен до журналистов и малоизвестных артистов.

Для небольшого села распечатать фото и купить большие рамки — не по карману, поэтому масштаб таких выставок поменьше, но и там они тоже есть. Так, в селе Кизиловое в Крыму открылась выставка к 8 Марта, на которой была представлена литература о женщинах, весне и празднике, поэтические сборники со стихотворениями о самой прекрасной половине человечества. А еще — мать погибшего участника СВО. Функция этого «экспоната» (иначе эту несчастную женщину в данном контексте не назвать) заключалась в том, чтобы рассказать о героизме своего сына и убедить присутствующих женщин в том, как важно отправлять своих детей на спецоперацию.

Читайте также

Победные фигуры умолчания

Победные фигуры умолчания

В Питерском «Манеже» открылась выставка «Великая страна — Великая победа. 1941–1945». Стерильная, официозная, без намека на людей

Еще одна похожая выставка, посвященная женам и матерям бойцов, находящихся на фронте, открылась (ко Дню театра!) в Театре Российской армии. На торжественном открытии героини проекта фотографировались на фоне все той же маскировочной сети, держа в руках розочки в целлофане. Эта экспозиция, как, впрочем, и все подобные, напоминает доску почета возле районной префектуры какого-нибудь спального района. Какой-либо привязки ко Всемирному дню театра в этой выставке мне, к сожалению, найти так и не удалось.

Во времена, когда я еще грезила актерской карьерой, подписалась на телеграм-каналы нескольких кастинг-директоров. В феврале 2022 года канал одной из них изменился до неузнаваемости — она стала волонтером СВО. Обычные сторис о том, что в эпизод сериала требуется полный мужчина 50+ лет, сменились на монологи участников СВО с замазанными лицами. Она возит им подарки, собирает деньги на боеприпасы и призывает подписчиков немедленно от нее отписаться, если им что-то не нравится.

Вообще, волонтерство — эта самая понятная и доступная форма поддержки СВО для женщин. Но есть и другая опция — непосредственно отправиться на фронт. В 2023 году «Аргументы и факты» сняли небольшой репортаж именно о таких женщинах. «АиФ» вообще любит эксплуатировать тему женского героизма в своих материалах, но они делают акцент на том, что Россия (якобы в отличие от Украины) женщин на передовую не пускает. На фронте они занимаются медицинской деятельностью и доставляют боеприпасы на линию фронта. Правда, точнее о том, что они делают, в сюжете не говорят. Зато спрашивают про моду!

Из ролика мы узнаем о том, какой камуфляж нравится носить девушкам: «пиксель» — скучно, «мультикам» — мейнстримно, «мох» — топчик. Оказывается, камуфляж нужен для красоты, а не для маскировки.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В материале говорится, что по состоянию на 2023 год численность женщин-военнослужащих составляет 44,5 тысячи человек. Сообщается, что женщины и раненых из боя выносят, и прикрывают бойцов своим телом от обстрелов, но тут же приводится комментарий режиссера Кима Дружинина, который говорит, что фильмы про женщин на СВО снимать не надо, потому что «излишняя пропаганда участия женщин в боевых действиях не совсем уместна». Но то было в 2023 году.

На торжественном открытии выставка «Сила России — в каждом из нас!» в Театре Российской Армии, Москва. Фото: официальный сайт партии «Единая Россия»

На торжественном открытии выставка «Сила России — в каждом из нас!» в Театре Российской Армии, Москва. Фото: официальный сайт партии «Единая Россия»

К 2025 году героиня спецоперации в Z-журналистике в целом и в «АиФ» в частности стала еще более востребованным персонажем. Вот, например, миниатюрная девушка из Донбасса пошла служить, стала фельдшером роты и встретила здесь мужа. Акцент в материале сделан на том, что она совсем юная, похожа на Дюймовочку, но все равно пошла служить. Это и правда очень романтичный образ, который, безусловно, может повлиять на других девушек: маленькая девочка, защищает родину, живет среди мужчин, да еще и мужа встретила. Ну сказка же! А вот девочка из медицинского взвода тащит раненого бойца, но при этом (отмечает корреспондент) на руке у нее кольцо, а глаза подведены тушью. Российская повестка буквально говорит нам: ваши подвиги — это, конечно, хорошо, но вы главное женщинами оставайтесь, а то вам еще детей рожать!

Если говорить об образе женщины, который пропаганда использует в культуре, то его олицетворением является исполнительница хита «Матушка» Татьяна Куртукова. Она по праву может считаться Шаманом в юбке, поскольку ее творческий путь строится по тому же алгоритму, пусть и не так масштабно. Ее карьера, основанная на патриотических текстах о России, резко пошла в гору как раз в 2022 году — правда, сама Куртукова утверждает, что не старалась попасть в «бум патриотизма», а свои тексты считает даже провокационными, ведь в них она признает, что Россия может быть для кого-то «занозонькой». О времена — о провокации!

При этом Куртукова вполне может обойти по славе и влиянию народного любимца Шамана, а может, и уже обошла: во-первых, ее хит годами (!) держится в чартах, да еще и в тройке лидеров (треки Шамана в топах прослушиваний, как правило, отсутствуют — он берет стадионами с загнанными туда бюджетниками). Если вы придете на любой сборный Z-концерт и встанете рядом с патриотично настроенными подростками, то во время выхода на сцену Шамана, они, скорее всего, засмеются. Он превратился в шута — а вот Куртукова, надев «русский народный» костюм, продолжает тянуть лямку патриотизма.

Татьяна Куртукова. Фото: Сергей Киселев / агентство «Москва»

Татьяна Куртукова. Фото: Сергей Киселев / агентство «Москва»

Во-вторых, песня «Матушка» написана гораздо более талантливо, чем тот же «Я русский». Народные мотивы мастерски сливаются с современным битом, в песне есть развитие, да и смыслов заложено в ней гораздо больше. Ну и в-третьих, Татьяна — каноническая русская женщина: православная, патриотичная, веселая, красивая, при муже, уже родила первого и мечтает стать многодетной мамой. А Шаман после развода в Год семьи народную любовь растерял, и пиар-роман с главой «Лиги безопасного интернета» ему уже не поможет.

Но к чему же приводит подобная эксплуатация женского образа? Казалось бы: ну хочет женщина плести маскировочные сети — пусть плетет, если верит в священность так называемой СВО и ей от этого становится легче. Но все дело в том, в каких масштабах мы это наблюдаем. Прямо сейчас маскировочные сети превращаются в фотозоны, и, оказывается, обязаны уметь их плести даже школьники. Женщин, которые потеряли близких на СВО, начинают таскать по выставкам, принуждать говорить о боевых подвигах, и по их лицам мы видим, насколько им больно и тяжело это делать. Женщина на передовой преподносится как красивый аксессуар, все ее реальные действия не озвучиваются или обесцениваются.

С каждым годом у женщины становится все меньше прав, а равенство полов, которого феминистки добивались десятилетиями, снова перестает существовать. Россия с молчаливого согласия женщин возвращается к традиционному обществу, где главная женская цель — быть красивой, любить мужа и рожать детей.

Даже артистки, которые хотят добиться признания в российском шоу-бизнесе, должны придерживаться такой модели жизни. Маленькими шагами вроде выставки в сельской библиотеке российская пропаганда, с одной стороны, возвышает образ женщины, а с другой — уравнивает его с системой. Думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать эксплуатацию женского образа еще более интенсивную — все ведь уже поняли, что эта проверенная героическим прошлым схема работает. Вопрос только в том, насколько богатая фантазия окажется у пиарщиков.

К. Арарат

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow