С октября этого года в силу должны вступить новые правила, которые перекраивают рынок такси в России. Лозунг «Дорогу отечественным производителям» воплощают на наших глазах. Причем воплощают, не стоя за ценой (буквально): эксперты предполагают, что средняя поездка в такси может подорожать на 30–50%.
Первоначально инициатива была разработана главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и председателем комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Проект уже принят в первом чтении. В нем депутаты определили требования к «уровню локализации» автомобилей, которые используют как такси: с 1 октября для перевозки пассажиров они предложили использовать только авто с высокой долей российской сборки. А конкретно — продукцию АвтоВАЗа. Только она изначально и подпадала под критерии законопроекта.
«Смотрю, вы развиваете завод-то. Здорово. Все предрекали кончину АвтоВАЗу, но ничего не получилось у тех, кто… Не дождутся, согласен, правильно, — заявил Владимир Путин во время своего визита к автомобилестроителям в январе. — И развитие хорошее, производительность труда увеличивается, количество выпускаемых машин увеличивается».
Количество машин, может, и увеличивается. А продажи? По итогам марта АвтоВАЗ продал 28 699 «Лад», что на треть меньше, чем за март прошлого года.
Склады переполнены. Автоконцерн даже публично обращается в Кремль с просьбой не допускать в страну западных конкурентов, ведь тогда такую замечательную продукцию станут покупать еще меньше.
Новый закон о такси поможет эту проблему со сбытом объехать. Но вот объедут ли таксисты?

Владимир Путин во время посещения завода «Автоваз», январь 2025 года. Фото: Вячеслав Прокофьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС
Закон составлен так, что с 1 октября все, кто не попал в реестр со своими недостаточно российскими машинами, пускай гораздо более качественными и удобными, таксовать не смогут. Вообще. А сократится количество автомобилей для перевозок — вырастут цены. И не только в столице пассажиры от этого взвоют. Особенно остро проблема коснется регионов — Сибири, Дальнего Востока, ведь в этих краях по традиции используется огромное количество иномарок.
По данным сервиса «Максим», доля иностранных авто в сфере пассажирских перевозок такова:
- Красноярский край — 89,4%;
- Забайкальский край — 97,24%;
- Амурская область — 99,44%;
- Хабаровский край — 99,61%;
- Еврейская АО — 99,66%;
- Приморье — 99,73%;
- Магаданская область и Чукотский АО — 100%.
Даже в Самарской области (родина «Лады») иномарок в такси — почти половина, 43,32%.
Сервис «Яндекс.Такси» в связи с этим уже прогнозирует взрывной рост цен. Во-первых, из-за грядущего дефицита автопарка (всех мощностей АвтоВАЗа не хватит, чтобы его насытить), а во-вторых, из-за аппетитов производителя. Закон еще даже не вступил в силу, а «Национальный совет такси» уже попросил ФАС провести проверку по факту завышения цен на Lada Granta и Lada Vesta для таксомоторных перевозок. И это еще существует видимость конкуренции, что же будет после 1 октября!
По данным опроса РОМИР, около четверти пассажиров готовы отказаться от услуг такси, если им будут доступны только российские машины. А остальные пересядут на общественный транспорт из-за неминуемого роста цен. Больше 80% опрошенных признаются, что в услугах такси им важна, прежде всего, цена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Предчувствуя беду, администрация президента ко второму чтению внесла вроде бы смягчающие закон поправки. Согласно им, допускать в такси можно будет не только «Лады», но и те машины, которые произведены в рамках Специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го либо специально согласованных с правительством.
Что там Белый дом согласует, еще непонятно, но пока под эти поправки подпадают только «Моторинвест», выпускающий электромобили Evolute, и «Москвич» (фактически китайский JAC). При этом столько «Лад» и «Москвичей», и тем более Evolute, сколько надо таксистам, российская промышленность все равно не выпускает. С таким подходом рынок такси просто упрется в тупик. Глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин уже направил президенту Путину письмо с просьбой не принимать законопроект в его нынешнем виде.

Дмитрий Потапенко. Фото: соцсети
Владимир Гутенев для «Новой газеты» поправки в законопроект прокомментировать отказался. А вот предприниматель Дмитрий Потапенко* видит в нововведениях много нестыковок. Он считает, что благую задачу поддержки российского автопрома власти, как всегда, пытаются решить неподходящими методами:
— По идее, сначала следовало бы учесть это и принять во внимание наращивание производства новых таксомоторов, а у нас так не происходит. Вот говорится, что надо развивать так называемую отечественную промышленность. Но какая же она отечественная? «Москвич», например, как вдруг стал нашим?
По словам критиков, с самого начала из отечественного в автомобиле «Москвич» была только система ГЛОНАСС и технические жидкости — даже наклейки с логотипом на капот и дверь багажника решили производить в Китае.

Антон Данилов-Данильян. Фото: сайт President of Russia
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян также замечает, что основная проблема поправок в том, что критерии по СПИК очень размыты. А дополнительное согласование с правительством только усложняет ситуацию:
— Никто не понимает, какие именно СПИКи, заключенные после 2025 года, будут допущены в такси. Свободных участников отрасли фактически заставляют покупать только конкретные модели автомобилей.
Экономист рассказал «Новой газете», что Союз промышленников и предпринимателей (СПП) и общероссийская общественная организация «Деловая Россия» уже написали отрицательный отзыв на документ с просьбой если не отклонить, но сильно его доработать.
— У подобного законопроекта может быть будущее, — считает Данилов-Данильян. — Потому что авторы сильные, представляют очень серьезные структуры. Силы достойные, и мы к ним с уважением относимся, но надо понимать, что есть истории своевременные, а есть, мягко говоря, не очень. Вот эта история не очень своевременная, потому что у отечественных производителей нет сейчас возможности произвести столько автомобилей, сколько требуется на замену, не говоря уже о расширении.
Даже таксист Владимир, с которым пообщалась «Новая», хоть и не экономист, уверен, что поправки к закону о локализации просто не пройдут:
— Разговоры разговаривают уже давно, но когда начинают разбираться, понимают: задача на данный момент — невыполнимая.
На этом фоне, не дожидаясь 1 октября, свою очередную поддержку АвтоВАЗу с «Москвичом» уже оказал Минпромторг. Правительство выкатило новый список автомобилей, на которые распространят повышенный транспортный налог: и это не только Audi, BMW и Mercedes, но и вполне китайские Tank, Voyah и Zeekr.
Тех, кто хочет ездить на иностранном, будут бить рублем, чтобы поняли, что автомобиль и такси — это не роскошь, а средство передвижения эконом-класса. Пусть даже тоже недешевое.
Александра Прошина
* Включен в список «иностранных агентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68