Регионы Центральной и Восточной Сибири восстанавливаются после урагана и сопутствовавших ему пожаров, обрывов проводов, локальных затоплений. МЧС сообщает о 570 кровлях, поврежденных в трех регионах Сибири. Прокуратура Красноярского края обращает внимание на интересную тенденцию: из 28 зданий, с которых в крае унесло крыши, всего пять жилых домов, остальное — социальные объекты, в том числе восемь школ и один детсад. Замечу к этим цифрам: из пяти жилых домов — ни одного частного, а все соцобъекты регулярно (куда чаще частного жилья) ремонтируются.
Мастер домостроения (пожелавший остаться неназванным), посмотрев видео с обрушением крыши общежития Сибирского федерального университета (СФУ) в Вузовском переулке, объяснил, почему крыша слетела (приземлилась рядом на дорогу, завалив автомобили; погибших нет по стечению обстоятельств):
— Нарушена вся технология установки и крепления кровли. По-видимому, когда делали ремонт/реконструкцию (а судя по сообщениям из СФУ, ремонтировалась крыша своевременно, нареканий не было), болгаркой просто отпилили ее старые элементы, а заново крышу к дому не привязали. Вижу вот брус 180 от мауэрлата, вижу, что он закреплен не был. Мауэрлат — это опорный брус/балка по периметру верхней части стен здания, служит опорой для стропил, обеспечивая их надежное соединение со стенами, равномерно распределяя вес крыши, снеговую и ветровую нагрузки на все несущие конструкции здания.
Раньше как крепили мауэрлат? Делали обвязку проволокой-«шестеркой»: притягивали к кладке, этой же проволокой привязывали к стропилам (хотя бы через одну). То есть через метр-полтора весь обвязочный брус и несущие стены через мауэрлат были намертво соединены. Еще используют вкладки, анкера, фиксирующие проволочную обвязку к стенам. Помимо проволоки, мауэрлат крепят к стенам шпильками — те проходят сквозь брус и монолитный армопояс. Здесь не вижу ни шпилек, ни проволоки, ни следов от нее. Анкера, вкладки на таких старых стенах держаться не будут, там кладка уже полупустая. Да и вряд ли анкера там вообще были. Новая крыша просто лежала на стенах с помощью собственного веса, а мауэрлат к стенам привязан не был. Ну, это то, что я вижу.

Рухнувшая крыша 14-го общежития СФУ. Фото: стоп-кадры видео очевидца
Слушал объяснения мастера, и почему-то вспомнились другие шпильки. На Саяно-Шушенской ГЭС, где катастрофа случилась 15 лет назад. Правительственная комиссия по расследованию ее причин тогда много говорила о шпильках, которые должны были удерживать турбину, но вдруг отказались. Устали. Дело, конечно, было не только в том, что механики не обтягивали шпильки и не ставили гайки, просто дальнейшие причины можно было уже не перечислять.
СФУ известил, что расселит жильцов всего общежития, не только верхних этажей. «Это около 150 человек». О компенсации ущерба владельцам четырех попавших под обломки автомобилей, стоявших и проезжавших мимо, не говорят.
А вот Солгонская школа. Ужурский район Красноярского края. В 2023 году крышу отремонтировали по муниципальному контракту. Прошло несколько месяцев, подул весенний ветер, 19 апреля 2024 года кровлю разрушило. Снова отремонтировали. Наверное, на саморезы посадили на сантиметр длинней. И вот крыша снова улетела. Цитирую краевую прокуратуру, релиз от 7 апреля 2025-го:
«Прокурорская проверка показала, что ненадлежащее качество недавно выполненных работ по текущему ремонту кровли здания МБОУ «Солгонская СОШ» и их ненадлежащая приемка привели к ее разрушению».
Тут же — о том, что для школ это чуть ли не повсеместная беда. Ну да, на ком еще экономить, при этом регулярно все детские учреждения ремонтируя. «Прокуроры Дзержинского, Идринского, Каратузского, Курагинского и Ужурского районов, где произошло обрушение кровли школ, направили материалы проверок в следственные органы для возбуждения уголовных дел».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Сорванная школьная крыша. Фото: прокуратура Красноярского края
Вернемся в Красноярск. На улицу Северо-Енисейскую. Там половина крыши жилого многоэтажного дома подлетела и рухнула, покалечив мужчину, переломав балконы и автомобили во дворе. В прошлом году при подобных обстоятельствах — шквалистом ветре — сносило другую часть крыши, на второй половине дома. Тогда отремонтировали лишь разрушенную половину.
А месяц назад, 3 марта, бывшему гендиректору фонда капитального ремонта Красноярского края Михаилу Попелышеву дали семь лет строгого режима и штраф в 24 млн рублей, признав виновным в коммерческом подкупе (6,6 млн) за гарантии знакомому в получении строительных контрактов.
Когда его задерживали, госСМИ негодовали: как так получилось, что работу фонда капремонта, ежегодно собирающего с жителей края четыре миллиарда, никто не контролировал?
6,6 млн — это два первых транша, всего Попелышев должен был получить 12 млн, после чего обещал бизнесмену и контракты, и решение вопросов по принятию выполненных работ, пусть они и будут выполнены ненадлежаще. Сумма возникла как процент от дохода самого бизнесмена на его сотрудничестве с фондом. Тогда всему краю показали визит силовиков в особняк Попелышева, севшего на фонд с должности полпреда губернатора, а до этого трудившегося в ГУФСИН: шикарная винотека, множество золота, часов, валюты чуть не всех стран мира, десяток сертификатов на бриллианты, обязательная шкура (на этот раз волка) в бильярдном зале. Кроме красноярской, недвижимость была и в Москве — арестовали тоже. Новым гендиректором фонда после ареста Попелышева стал бывший глава ГУФСИН генерал Попето.
В особняке Попелышева ветер крышу не сносит. Но дело, конечно, не только в нем. Не только в вороватом чиновничестве.
Из «Чевенгура» Андрея Платонова:
«Захар Павлович от душевного смущенья действительно терял свое усердное мастерство. Из-за одной денежной платы оказалось трудным правильно ударить даже по шляпке гвоздя. Машинист-наставник знал это лучше всех — он верил, что когда исчезнет в рабочем влекущее чувство к машине, когда труд из безотчетной бесплатной естественности станет одной денежной нуждой, тогда наступит конец света, даже хуже конца — после смерти последнего мастера оживут последние сволочи, чтобы пожирать растения солнца и портить изделия мастеров».
Красноярск
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68