В 2023 году заведующая терапевтическим отделением НИИ Склифосовского Ирина Осипова продлевала себе удостоверение о присвоении ей высшей категории.
Врач зашла на сайт, где ей обещали продлить необходимый документ, предоставила свои данные, прошла тестирование и через несколько недель получила лицензию. Казалось бы, ничего подозрительного — обычная рутина. Однако после проверки выяснилось, что Осиповой якобы выдали недействительное удостоверение. В НИИ этой бумажке не придали значения, но доктор решила сама написать заявление в полицию о «липовом» документе. Полиция отказалась возбуждать дело и проверять, кто выдал «фальшивку». Вместо этого после доноса в прокуратуру преследовать начали саму Осипову по подозрению в мошенничестве. Как предположила врач, это могло произойти из-за конфликта на работе.
Дознание по уголовному делу тянется с июня прошлого года. За это время производство по делу прекращали, Осипову по реабилитирующим основаниям признавали непричастной к мошенничеству, но в начале года разбирательство возобновили по требованию прокуратуры.
Ирина Александровна с трудом пережила эту новость. Полицейские обрадовали ее реанимацией дела и задержали ее прямо в поликлинике, с инсультом. Силовики доставили доктора в отдел, где заявляли, что она симулянт.
Врача все-таки госпитализировали в больницу, где диагноз подтвердился. Но и там от женщины не отстали, намереваясь провести следственные действия прямо в палате.
Липовое удостоверение
Чтобы понять, как все к этому пришло, требуется предыстория. 56-летняя Ирина Александровна после окончания мединститута по распределению в 1997 году оказалась в НИИ им. Склифосовского. Начинала карьеру в должности врача-интерна. Позже стала врачом функциональной диагностики, потом переучилась на терапевта и устроилась в приемно-диагностическое отделение. С марта 2023 года его и возглавила.

Ирина Осипова. Фото: сайт НИИ им. Склифософского
В разговоре с «Новой» Ирина вспоминает, что самое тяжелое время было, когда начался ковид. «До сих пор помню, как мы первые вошли в отделение ковида, которое было тогда создано», — рассказывает Осипова. Никто из ее коллег не знал, что это за новый вирус и как с ним бороться. Все боялись, но продолжали работать. К тому же президент Путин пообещал щедрые выплаты врачам, которые работали в «красной зоне».
«Тогда эти выплаты составляли 150 тысяч рублей. Но после того, как мы отработали первый месяц, нам выплатили другую сумму», — рассказывает Ирина. — «Я пришла домой и заплакала. У меня было отработано почти 372 часа, мы не выходили из отделения. Это была первая волна, и мы не понимали, что происходило. Мои медсестры плакали, когда заходили туда [в «красную зону»]. Потому что боялись».
Тогда она решила взять удар на себя и пошла добиваться выплаты «ковидных». И ей это удалось. А в конце 2022 года случилась еще одна конфликтная ситуация, связанная с увольнением Осиповой и ее коллег по сокращению, которая рассматривалась в Мещанском суде Москвы. Решение вынесли в пользу истцов. На заседании руководство института заключило мировое соглашение, и всех восстановили на работе.
Вот тут-то и появляется злосчастный документ.
Как раз перед аттестацией Осиповой необходимо было продлить удостоверение для подтверждения высшей категории. Срок документа истек еще в 2021 году, но из-за ковида имеющиеся сертификаты автоматически продлили по приказу Министерства здравоохранения РФ до особого распоряжения, оно и поступило. «Я опасалась, что тогда нас всех могли уволить и я не смогла бы продлить лицензию, если бы осталась без работы», — объяснила Осипова.
Для этого она пыталась найти в интернете информацию и случайно наткнулась на сайт Московской академии современных кадров dpomask.ru. В настоящее время сайт недоступен (имеется лишь сохраненная кэш-копия). «Наша компания предлагает широкий спектр образовательных услуг от повышения Вашей квалификации до профессиональной переподготовки», — гласила информация на портале. Сейчас аналогичные сведения с контактами и адресом содержатся на другом сайте уже с новым названием — «Московский центр повышения квалификации» (МЦПК). Обе организации зарегистрированы на имя Нины Шатурной.
По словам Осиповой, на сайте dpomask.ru она подала заявку, с ней связались по телефону, после чего предоставила все необходимые документы. В онлайн-режиме врач выполнила тестовые задания и отдала за аттестацию 2000 рублей. Спустя несколько недель ей по почте прислали удостоверение о присвоении высшей квалификационной категории. «При этом документ ничем не отличался от предыдущих удостоверений, более того — удостоверение было заполнено одним почерком с тем, которое я раньше получала», — пояснила Осипова, добавив, что ничего подозрительного она не заметила.
Полученное удостоверение врач отнесла в отдел кадров, документ приняли, и директор оформил ей надбавку. В декабре 2023 года необходимо было продлить аккредитацию для работы терапевтом. Осипова также предоставила все документы, и после проверки выяснилось, что удостоверение недействительное. «То есть мне выдали «липовую» лицензию! Я сразу написала заявление в полицию. Но мне было отказано в возбуждении дела».
В постановлении об отказе (имеется в распоряжении редакции) указано, что «в ходе проводимой проверки установить лицо осуществляющее продажу удостоверение врача не представляется возможным», а «данное деяние не представляет собой общественную опасность с силу малозначительности». Хотя всех причастных лиц можно было установить за пару минут. На сайте dpomask.ru имелись контактные данные, имена сотрудников и адрес организации.
Анонимка
А в мае прошлого года у врача произошел еще один рабочий конфликт — с одним из заместителей директора НИИ Склифосовского. Нам известно, с кем именно и по какому поводу, но суть противостояния исключительно внутренняя, связанная с кадровыми вопросами, поэтому в подробности вдаваться смысла нет. Просто как должностное лицо Ирина приняла решение проинформировать о ситуации директора НИИ Склифосовского. Однако именно с этим и прошлыми конфликтами Ирина Осипова связывает обрушившиеся на нее беды. Иначе дальнейшая она объяснить не может.
«Разговор состоялся 8 мая, а 6 июня в прокуратуру поступил донос против меня от некого Петрова из-за истории с удостоверением», — продолжила свой рассказ Осипова. Когда ее вызвали в прокуратуру для дачи объяснений, заметила Осипова,
сотрудники ведомства сами были удивлены заявлением против врача и предупредили, что она «очень насолила этому Петрову». «Собственно, тогда меня начали мочить», — предполагает доктор.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: Елена Волжанкина / Коммерсантъ
Волокита
25 июля 2024 года дознаватель ОД ОМВД по Мещанскому району лейтенант полиции Никончук возбудила дело по ч. 1 ст. 159 УК («Мошенничество»). В постановлении указано, что «неустановленное лицо» «путем обмана предоставило удостоверение о прохождении аттестации о присвоении высшей категории», но процедуру проверки не проходило. «Тем самым [неустановленное лицо] получило за период времени 13.04.2023 по 30.11.2023 денежные средства в размере 151 585 рублей 94 копейки», — говорится в постановлении о возбуждении дела.
Осипову несколько раз допрашивали, была проведена экспертиза той злополучной лицензии. Согласно результатам проверки, эксперт пришел к выводу, что бланк удостоверения «не соответствует сравнительному образцу». Адвокат Осиповой Дмитрий Джулай считает, что выданная лицензия не является поддельной, поскольку эксперт об этом не указал в исследовании.
«Различия в размере удостоверения и конфигурации шрифта не свидетельствуют о том, что бланк удостоверения на имя Осиповой И.А. является поддельным, поскольку выполненные в разное время бланки и на разном типографском оборудовании могут различаться между собой, но при этом оба быть подлинными. При этом наличие средств защиты бланка, таких как водяные знаки, микротекст, скрытые изображения, пленочные элементы, вшитая фольга и т.п., а также их фальсификация на удостоверении Осиповой И.А. экспертом не исследовались», — указано в жалобе адвоката о незаконном возбуждении уголовного дела.
Больше никаких следственных действий не происходило, и дело заглохло. В конце декабря 2024-го дознаватель вынесла постановление о прекращении уголовного преследования Осиповой «в связи с непричастностью». Но такой итог не устроил Мещанскую районную прокуратуру, и там постановление отменили. По мнению надзорного ведомства, решение дознаватель принял преждевременно и необходимо выполнить еще ряд процессуальных действий: установить и допросить свидетелей, направить запрос в Департамент здравоохранения Москвы, провести осмотр сайта dpomask.ru и приобщить выписку из ЕГРЮЛ на ООО «МЦПК».
«27 декабря прошлого года прокуратура отозвала прекращение дела, а мы узнали об этом только 24 февраля. Меня вместе с адвокатами вызвали на допрос. Я сильно расстроилась и потеряла сознание. Мне дважды вызывали скорую, но я отказалась от госпитализации. Не могла тогда лечь в больницу — мой муж готовился к операции. Тем более у меня еще дома животные, за которыми нужно ухаживать. Меня отправили на больничный», — поделилась Ирина Александровна.
10 марта она пошла в поликлинику, но вместо врача ее приняли правоохранители. Ирину задержали и доставили в отдел Мещанского района. «Там полицейские говорили, что я симулирую болезнь, устроила им «театр одного актера», два часа не пускали моего адвоката и врачей. Чуть позже Дима [адвокат Джулай] смог все-таки прорваться в отделение, увидел, что у меня рот перекосило. У меня тогда произошел инсульт. Только благодаря бригаде скорой у меня не развился обширный инсульт. Мне стали оказывать помощь на месте, а потом отвезли в больницу», — с дрожью в голосе вспоминает Осипова. Она собирается написать жалобу на имя главы МВД Колокольцева о превышении полномочий сотрудниками полиции.
Но и после этого силовики не оставили врача в покое — на следующий день дознавательница Никончук пришла к ней в больницу в семь вечера и собиралась прямо в палате провести следственные действия. Однако вступились адвокаты, дознаватель ушла ни с чем.
17 марта ее выписали из больницы. Дело врача долгое время находилось в подвешенном состоянии, а все процессуальные сроки дознания прошли еще 26 февраля. Задержание и все остальные процессуальные действия провели незаконно, настаивает адвокат Джулай. Но несмотря на эти процессуальные нарушения и не соблюдение всех необходимых сроков прокуратура все-таки передала дело из дознания в следственные органы.
«Максимальный срок дознания составляет 6 месяцев. Он у них истек 26 февраля. После этого дело должно было быть передано в следствие. Они этого не сделали. Они 10 марта, за сроками, оформили ей привод и приволокли в ОМВД, где у нее случился инсульт. И потом 14 марта, опять за сроками, пришли к ней в больницу уведомлять о следственных действиях. То есть мало того, что ее жизнь подвергали опасности, еще и делал это дознаватель, который на тот момент не имела права расследовать дело», — отметил защитник.
На прошлой неделе, 24 марта, Ирину вызывал следователь для ознакомления с материалами дела, когда она еще находилась на больничном после выписки из больницы. Следствие продолжается.
P.S.
«Новая газета» направила запрос в НИИ им. Склифосовского, чтобы прояснить отдельные моменты, связанные с уголовным преследованием врача. Однако, к сожалению, к моменту публикации ответа не поступило. Если у руководства НИИ появится возможность ответить на наши вопросы и высказать свою позицию по поводу уголовного преследования сотрудника, мы обязательно опубликуем ответ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68