явленияОбщество

Мы русские, с нами Бастрыкин

Что такое «Русские общины», как устроены и почему их благословляет даже патриарх

Мы русские, с нами Бастрыкин

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

Этот текст вышел в первом номере журнала «Новое обозрение».

Изображение

Пятница, 14 февраля, для хранителей «традиционных ценностей» была не Днем святого Валентина, а днем начала работы II съезда «Русских общин». Первый съезд прошел в октябре 2023 года. Правда, о нем мало кто помнит — тогда в нем приняло участие, по официальной версии, около 200 человек. В этом году цифра больше: в своих соцсетях «Община» пишет уже про 1200 участников, но проверить это нельзя — участвовать в съезде могли только организаторы и координаторы региональных ячеек, так что впечатления о нем пришлось составлять по открытым источникам.

Зато оказалось можно проверить список высокопоставленных гостей — записи их выступлений «Община» активно постила в соцсетях. Список выразительный, хотя по составу и стабильный: примерно те же люди засветились на фото с прошлогоднего съезда. Среди них, например, викарий патриарха Кирилла архиепископ Зеленоградский Савва, который передал участникам официальное Кириллово благословение и выступал от его имени. Пришли депутаты Госдумы Матвеев и Николаев, автор Z-канала «Сыны монархии» Роман Антоновский, по доносу которого недавно отменили презентации книги об антифашизме; духоподъемные речи произносили Яна Поплавская, «военкор» Живов, гендиректор «Спаса» Борис Корчевников, командир 88-й разведывательно-диверсионной бригады «Эспаньола» Станислав Орлов, генерал-лейтенант Службы внешней разведки Решетников и другие. Все речи имели более-менее похожее содержание: «Никакого другого будущего, кроме русского будущего, у России не может быть!» и «Одна из задач «Русской общины» — чтобы государствообразующий русский народ снова стал хозяином в нашей стране» (слова члена Союза писателей Смолина). Речи эти произносились между награждениями общинных кураторов в разных номинациях: «Безупречная организация слетов общин в федеральных округах», «Вклад в развитие «Русской общины», «Работа в особых условиях» и т.п.

Не менее выразительными, видимо, были и доклады, звучавшие на заседаниях съезда. Текстом одного из них с много о чем говорящим названием «Исторические аспекты возникновения украинства и значение Малороссии для русского народа» поделился в блоге Юрий Кот: в своем выступлении он, например, говорил, что украинский язык является «упрощенной версией «великого и могучего» для малограмотных крестьян Малороссии», которую (версию) создал Пантелеймон Кулиш. Правда, историософией занимались не все докладчики — отдельный блок дискуссий и лекций был посвящен тому, как организовывать работу ячеек и в частности «кибердружин» (тех самых, по чьим доносам обычно отменяют в последнее время концерты и в чьи прямые обязанности входит рассылка жалоб). Полноту картине добавил видеообзор, снятый главной «говорящей головой» РО Андреем Ткачуком. На видео он проходит по коридорам мимо вешалок с мерчем РО и попадает в зал, где на одной из лекций спикер учит собравшихся традиционной русской народной игре: двое стоят на узкой линии и пытаются друг друга с нее сбить.

Все это длилось три дня — с пятницы по воскресенье, когда православные верующие отмечали праздник Сретения, то есть встречи. Под эту «встречу» организаторы и собрали свой съезд всея Руси — и назвали его тоже в честь праздника. 

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

С изнанки

То, как «Русская община» выросла из довольно маргинального ультраправого объединения (такого же маргинального, каким пока остается «Северный человек» Миши Маваши или «Двуглавый орел» Константина Малофеева) в самую раскрученную, приветствуемую «наверху» и даже благословленную патриархом группировку, — история увлекательная, но пока покрытая белыми пятнами. По подсчетам признанного «иноагентом» центра «Сова», всего за год «Община» нарастила количество подписчиков почти в четыре раза: со 166,5 тысячи на 1 декабря 2023 года до 644 тысяч на 1 декабря 2024 года. При этом появилась эта организация давно — еще в конце 2020-го. Основателями ее называют тех, кто входит в ее совет: бывшего вице-спикера Омского городского совета Андрея Ткачука, бывшего координатора движения против абортов «За жизнь!» Евгения Чеснокова, ведущего «Спаса» Андрея Афанасьева. Лицевая сторона деятельности РО выглядит вполне чинно и благолепно: она якобы занимается поддержкой русской культуры, а именно — собирает вместе русских людей, водит их в храмы на литургии, устраивает для них «Русские дворы» с песнями, плясками и народными играми, возит по монастырям, для мужчин устраивает тренировки по рукопашному бою, для женщин — коллективное плетение маскировочных сетей. Вообще, «Община», на первый взгляд, мало чем отличается от обычного церковного прихода: совместный досуг, совместная молитва, взаимопомощь. Разве что совместный досуг часто выглядит каким-то слишком уж милитаризованным. Вот, например, чем занимается, судя по постам в канале, «Русская община» Красногорска:

«В этот раз наши подмосковные братья отрабатывали навыки безопасного применения оружия в ближнем бое. Кроме того, участники осваивали тонкости досмотра и штурма здания, занятого противником с использованием автоматического стрелкового оружия и гранат. Оттачивали взаимодействие в двойках и четверках, оттачивали методику зачистки помещений».

Для чего мирной православной общине такие боевые навыки — вопрос. Но эта схожесть с обычным церковным приходом — только видимость с первого взгляда и первого шага. Основа деятельности «Русских общин» — не культурное времяпрепровождение, а проведение антимигрантских акций и рейдов, из-за чего организация и является ультраправой и националистической. Общинники называют это «помощью пострадавшим от нелегальных мигрантов» (сами они мигрантов обычно называют уничижительно: «абу-бандиты» и прочие производные). Для такой «помощи» существует даже специальная кнопка SOS, которую может нажать любой зарегистрированный пользователь официального приложения РО, и в ответ на вызов тут же выедет группа дружинников (способная, кстати, не только разобраться с мигрантами, но и, допустим, машину починить). Правда, для того чтобы это случилось, нужно вступить в чат «Общины» своего города или района, поговорить с координатором, прийти на личную встречу и пройти регистрацию в приложении, прислав фото паспорта. В одном из постов канала РО требования к вступающему были сформулированы так:

«Отсутствие судимости (в т.ч. погашенной), копия паспорта 1 и 2 листы, 3 фото 3х4 цветные, без уголков, справка с места работы».

Такую тщательную проверку личности общинники обычно объясняют обилием провокаторов и тем, что, как говорит Ткачук, организаторы должны «видеть, что перед нами русский человек». По процитированному посту, в обязанности вступавшего должно входить, например, «обеспечение правопорядка в районе, 3 выхода в месяц по 4 часа». В качестве бонуса предлагался бесплатный проездной на год на все виды московского транспорта и «взаимодействие с правоохранительными органами (СК, УВД ЦАО, ОВД)».

В целом все каналы РО забиты одной повесткой: новостями о том, как очередная группа общинников разобралась с очередными преступниками.

И этим «Община» очень напоминает активно действовавшее в нулевые годы, а сейчас признанное экстремистским и запрещенное ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции) Александра Белова-Поткина. Запретить-то движение запретили, но ныне здравствующая и вполне легальная «Русская община» многое переняла у своих предшественников — в частности, методы уличных разборок с так называемой этнической преступностью: сотрудничество с властями, создание дружин и совместные с полицией рейды, пропаганда антимиграционной политики.

Преступления, с которыми якобы борется РО, всегда этнические (совершают их, по словам общинников, только мигранты, но никогда не русские), и часто эти преступления приводят к тому, что делом начинает интересоваться СК и лично Александр Бастрыкин. Правда, в реальности такие преступления часто выглядят иначе, чем подают их «Русские общины», из-за чего вокруг их деятельности постоянно разгораются скандалы. Один из громких, например, произошел в ноябре прошлого года: РО тогда выложила видео, на котором якобы группа из 30 мигрантов в масках избивает дружинников, слышны выстрелы. Через некоторое время после того, как «Община» выложила пост, журналисты нашли полное видео потасовки, и оказалось, что девять общинников в масках напали на двоих подростков, после чего к подросткам присоединились несколько молодых людей и попытались их отбить, начали драку, дружинники начали стрелять.

Александр Бастрыкин. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Александр Бастрыкин. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Другой случай: на одном из многочисленных антиабортных видео на канале РО солдаты, находящиеся в укрытии, призывают к расправе над «врачами-детоубийцами», проводящими операции. У одного из солдат в кадре на форме нашиты шевроны с нацистскими символами: коловратом и рунами. Кстати, хотя обычные мелкие националистические группировки обычно относятся к РО скептически (для них общинная тактика сотрудничества с властью означает «подментованность»), периодически «Общины» напрямую взаимодействуют с нелегальными неофашистскими группировками. Самый известный пока случай — Нижегородский совет националистов, который тесно взаимодействовал с РО и считался его «молодежным крылом», пока у членов группировки не прошли обыски. После этого организаторы местной РО от сотрудничества с националистами открестились, но на просторах соцсетей остались его многочисленные следы. Подобные случаи главы центральных «Общин» обычно называют «перегибами на местах», но проблема в том, что подобные «перегибы» к неонацизму являются частью общей официальной риторики «Общины».

Что бог послал

Свою риторику «Община» транслирует через соцсети, которых у нее, кстати, много: и центральный новостной канал в телеграме, и каналы регионов, и каналы городов, и каналы районов, и группы ВК и на других платформах (правда, посты везде обычно полностью дублируются). Помимо этого, есть чаты участников, тоже делящиеся по городам и районам (сейчас чаты «Общин» есть почти в каждом крупном городе страны). И хотя «Русская община» настойчиво и по несколько раз в день пишет во всех своих соцсетях, что существует «исключительно на пожертвования», давно стало понятно, что за ней стоит кто-то большой и денежный. Понятно это стало и по тому, как быстро «Община» набрала популярность, и по тому, как активно ведутся ее соцсети, и по тому, сколько мероприятий и социальных активностей она может себе позволить, и по тому, что имеет возможность выпускать собственный мерч и проводить довольно масштабные съезды и фестивали народной культуры «Сретение», и по тому, в конце концов, что на этих мероприятиях выступают широко известные в своих кругах Z-активисты. Понятно, что все это не может быть организовано на чистые пожертвования, да и чистыми они, судя по официальным же финансовым отчетам, не являются.

Дело в том, что в 2022 году на сайте РО появился отчет о благотворительной деятельности, на который обратили внимание «Вечерние ведомости»: согласно этому отчету, благотворительному фонду «Община» откуда ни возьмись было пожертвовано 10 млн 200 тыс. рублей (при этом за год фонд не провел ни одной благотворительной программы). В 2023 году фонд «Община» опубликовал годовой отчет — и те же «Вечерние ведомости» обнаружили, что на благотворительную деятельность он потратил более 22,5 млн рублей (на 20 млн больше, чем годом раньше), при этом источников финансирования у него указано только два: поступления от граждан РФ и от российских НКО. Больше отчетов фонд пока не публиковал, зато статистику его финансовой деятельности за 2023 год сохранил портал Rusprofile.ru, согласно которому в 2023 году БФ «Община» получил 19 млн рублей «взносов и пожертвований», а потратил 26 млн рублей (из них 18 млн — на «целевые мероприятия» и 2,4 млн — на «содержание организации»). При этом все пожертвования, объявления о которых регулярно и настойчиво публикуются в соцсетях «Общины», собираются на личные, а не на корпоративные счета (в постах указаны реквизиты личных карт — того же Ткачука, например).

Все это со стороны напоминает знаменитую сцену из «12 стульев»: «Застенчивый Александр Яковлевич тут же, без промедления, пригласил пожарного инспектора отобедать чем бог послал. В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок». Напоминает не только мне, потому что уже довольно долго пытливые журналисты и блогеры ломают голову над тем, кто же так щедро одаривает молодую, но гиперактивную «Общину». И долгое время наиболее подходящим на роль Deus ex machina казался Константин Малофеев, уже замеченный в благоволении ультраправым и финансировании разных подобных организаций большей или меньшей степени успешности, причем не только гражданских, но и военных — вроде батальона «Москва».

Константин Малофеев. Фото: Алексей Белкин / Бизнес Online / ТАСС

Константин Малофеев. Фото: Алексей Белкин / Бизнес Online / ТАСС

К тому же с его проектами были тесно связаны и два соучредителя РО — Ткачук и Афанасьев. Но события прошлой весны и лета заставили почти со стопроцентной уверенностью этот вариант отмести: в мае 2024 года в «Общине» произошел раскол — от нее отделилось несколько региональных ячеек (Сахалинская, Калининградская, Краснодарского края). Официальным предлогом было несогласие с политикой материнской организации: мол, РО обещала региональным отделениям автономию, а на самом деле полностью контролирует и диктует политику каждой. Отколовшиеся ячейки создали новую организацию — «Русскую дружину», почти во всем повторяющую РО, кроме, пожалуй, логотипа, на котором вместо Георгия Победоносца изображено римское рукопожатие. И вот связь РД с Малофеевым уже почти не подлежит сомнению:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

  • во-первых, «говорящей головой» «Дружины» вместо Ткачука стал руководитель малофеевского «Братства академистов» Никита Изюмов,
  • а во-вторых, довольно скоро о своих «братских отношениях» с РД заявил малофеевский же «Двуглавый орел», который написал: «С этого момента наша федерация традиционных видов спорта готова оказывать всю необходимую помощь и поддержку «Русской Дружине» по всей стране».

Естественно, оставшиеся в РО тут же обвинили в расколе «западные спецслужбы», а Ткачук в видеообращении заявил: «Если вас зовут в другую общину, дружину — это враги России». Тем не менее конкурирующей фирмой РД назвать можно пока с большой натяжкой: в ее тг-канале всего 7 тысяч подписчиков, и до раскрученности «Общин» ей далеко. Впрочем, «Дружина» очень старается нагнать старшую соперницу, полностью повторяя все уже сделанное: на следующий день после окончания II съезда «Общин» малофеевские каналы проанонсировали выход онлайн-приложения РД, которое полностью повторяет общинный функционал — вплоть до кнопки SOS.

«За что банят? За то, что он предложил полюбовно решить вопрос?»

Но разделяет «Общину» не только передел сфер влияния — при ближайшем рассмотрении оказывается, что в этом «русском братстве» не такие уж идиллические отношения, какими их хотят показать на фестивалях «Сретенье». Когда я (представившись корреспондентом «Новой газеты», кем на самом деле и являюсь) дозваниваюсь до одного из бывших членов «Общины», на том конце слышится хрипловатый и какой-то по-фольклорному русский голос, немного растягивающий гласные. Собеседник начинает с довольно продолжительного дисклеймера, в котором клянется в вечной любви к Путину и высыпает многоэтажные проклятия в адрес всей либеральной оппозиции в целом и «Новой газеты» в частности, не ленясь поименно перечислить бывших и настоящих редакторов, авторов, основателей, сооснователей и акционеров — и все это с трогательной оговоркой «только без обид». Убедившись, что позиция обозначена достаточно внятно (и после моего «угу, но все-таки»), он начинает рассказывать.

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

Он был администратором «Русской общины» в одном из подмосковных районов, отвечал за спорт. То есть за те самые «навыки безопасного применения оружия в ближнем бое» и прочее подобное.

«Я пришел туда помочь. А чем я могу помочь? Например, тем, что русским пацанам сделать бесплатные занятия: физподготовка, бросковая тематика, ударная тематика. Чтоб научились за себя постоять. Подсказать, как травмы лечатся, и так далее. То есть в «Общину» я пришел не просить, а предложить помощь.

Тогда я знал только три организации: «Русская община», «Северный человек» и «Сорок сороков». Поначалу пытался голосовать за «Сорок сороков», но, честно говоря, не сильно они продвигались. Из «Северного человека» я почти ни с кем знаком не был, а вот «Русская община» вдруг начала расти как снежный ком, летящий с горы. Ну, я подумал, почему бы и нет — пойду к ним.

Я вообще не расист, честное слово. Считаю, нет плохих национальностей, есть плохие люди. Но я за русский народ, я считаю, что такие организации нужны. Просто в «Общине» много откровенного бардака.

Мне вообще-то и сам процесс вступления в «Общину» не понравился. Я думаю, как должно быть: вот приходите вы в организацию, о которой ничего не знаете, и видите: сидят серьезные дяди и тети, обсуждают важные дела, выясняют, что сделано, что не сделано, почему не сделано, кто за это отвечает. И тогда вы думаете: серьезная организация, надо вступить. А в той «Общине», куда я попал, как было? Вот знаете, есть такие клубы анонимных алкоголиков, где все садятся в кружок и начинают: меня зовут Маша, Вася, Петя, страшно жить теперь на свете, таджиков и узбеков боюсь. И все в ответ: здравствуй, Маша, Вася, Петя, рады тебя видеть. Каждую неделю встреча, и каждую неделю одно и то же. Когда человек приходит, зачем ему представляться? Он хочет услышать, куда он пришел, чем организация занимается.

Или еще такой момент. Лично я человек гордый — не в том смысле, чтоб себя превозносить, а в том смысле, что я никогда не пойду с протянутой рукой. А эти постоянно просят пожертвований и бегают по спонсорам. Я предлагал: давайте выстраивать бизнес. Создаем фирму, даем рабочие места своим, хорошие зарплаты — и 100% прибыли идет в казну «Общины». То есть давайте зарабатывать. Меня бесят «донаты» — я всегда был против этой системы. Нужны деньги? Создай бизнес! Не можешь создать бизнес? Тогда живи без денег.

Или еще: вся работа «Русской общины», которую я увидел, пока там был, направлена на медиа. Освещается в новостях? Значит, участвуем. Не освещается в новостях? Значит, извини, брат, решай свои вопросы сам. Ты в такой ситуации неинтересен. Например, было такое громкое дело, когда в районе Нахабино девочку ударил то ли таджик, то ли узбек. Красногорская община тогда отказалась что-нибудь делать. Только когда подключились медиа, тогда подключилась и община. Вопрос: почему без пиара ничего не делали? Потом:

цензуры в чатах много. Неугодных пытались убрать из «Общины» — под любым предлогом. Я пока там был, видел очень много по-настоящему хороших профессионалов из разных областей, которых просто выгоняли.

Кто-то сам уходил, не хотел в таких условиях оставаться. Вот вам пример. Пишет в чат один русский, что ему жалко собаку: сидит собака где-то на цепи, ее какие-то таджики голодом морят, плохо относятся. Надо, мол, ее выкрасть и этим спасти. А другой русский на это отвечает, что воровать нельзя, а можно просто подойти, поговорить, попросить, чтоб отдали собаку, выкупить, может быть. И его, второго, просто берут и банят. За что банят? За то, что он предложил полюбовно решить вопрос? Я таких случаев видел много.

А еще всем запрещается друг с другом общаться. Я не отвечаю, что это факт, но в нашей «Общине» было так. Например, я прихожу на Яблочный Спас — все сидят разрозненно. Подхожу к «Северному человеку», говорю: а чего вы особняком сидите, давайте к нам! А они отвечают: нам нельзя. Вот и в «Русской общине» — к другим подходить нельзя, с другими общинами разговаривать нельзя. Я не мог даже подойти к русским, например, из Дедовска или из Архангельска. Наш куратор говорил, что сверху это запрещали. А что будет-то из того, что я буду общаться с другими общинами? Я русским, что ли, быть перестану?»

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

В общем, в конце концов из «Общины» он ушел — к перечисленным проблемам добавились еще и плохие отношения с местными кураторами, и, как он говорит, неуважение лично к нему. Но свой монолог он то и дело прерывает долгими вставками про то, что с удовольствием вольется в любую подобную организацию и вообще подумывает снова вступить в «Общину», только другого района, и именно поэтому просит его имени в тексте не упоминать.

Монолог этого человека интересен не только тем, что дает понять, как устроена «Русская община», — он описывает черту, которая раньше ни в каких ультраправых и националистических организациях не проявлялась. Главная стратегия рекрутинга в РО в том, что туда могут прийти люди с улицы — люди, которые хотят «просто помочь». И это, наверное, главное отличие «Общины» от любых ранее существовавших и существующих группировок.

Читайте также

«Действуйте прямо сейчас!»

«Действуйте прямо сейчас!»

Что объединяет «здоровое национальное движение» и благоволящих ему силовиков и чиновников?

По зову сердца, а не по закону

Но есть и то, что объединяет почти все конкурирующие друг с другом ультраправые организации и различные ячейки РО, — это фигура главы СК Бастрыкина. Даже с днем рождения они поздравляют его синхронно: в общем порыве благодарности объединяются и «Двуглавый орел», устраивающий поздравительные акции с транспарантами, и «Русская дружина», устраивающая праздничные облавы на мигрантов, и «Русская община», сыплющая поздравительными постами. Такое единодушие неудивительно: почти каждый донос, исходящий от РД или РО, пишется на имя Бастрыкина, и он чаще всего отвечает, то беря ситуацию «под личный контроль», то «под контроль СК». Жалуются общинники, как мы знаем, не только на действия мигрантов — в последнее время именно доносам «Русской общины» обязаны, например, запретами своих концертов исполнители Глеб Самойлов, Лолита, рэпер Кишлак или рокеры Otto Dix. Если некоторое время посидеть в чатах «Общины» (точнее, ее подразделения «Кибердружина), можно увидеть, как этот механизм доносительства работает: со словами «надо закидать жалобами» администраторы или обычные участники присылают в чат скрины не понравившихся им постов, или афиш, или просто описание ситуации (например, если член «Общины» видит на улице открыто молящегося мусульманина). Администратор чата составляет «рыбу» жалобы и тоже присылает ее в чат.

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

II съезд «Русских общин». Фото: Vkontakte / Русская Община

Помимо всевидящего онлайн-ока «Общины» проявляют и физическую активность: проводят вместе с полицией рейды не только против мигрантов, но и против музыкантов и посетителей ночных клубов.

Делают они это, опираясь на федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Вот только одна проблема — закону чаще всего это не соответствует.

Дело в том, что для деятельности добровольных дружин должны выполняться несколько условий:

  • Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр (статья 11.2). Далеко не все самоорганизованные общины районов и маленьких городов в этом реестре значатся.
  • Они должны уведомить о своей деятельности органы местного самоуправления (статья 12.1), что тоже происходит далеко не всегда, потому что мелкие ячейки возникают часто спонтанно.
  • Они должны действовать на определенной, указанной им территории (12.2). При этом на одной территории может быть создана только одна дружина.
  • Создание религиозных объединений в народных дружинах запрещены (12.9). И хотя то, что РО претендует на звание политической партии, участники всегда отрицают, но религиозная направленность ее очевидна.
  • Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника (статья 16). Ни униформы, ни удостоверений у общинников тоже, конечно, нет.

Так что «Русские общины» в среднем нарушают сразу пять пунктов федерального закона, на который сами же ссылаются. По сути, они являются милитаризованной ультраправой организацией, действующей нелегально в легальном поле, но полиция ни к ней, ни к ее нарушениям претензий обычно не предъявляет. А если предъявляет, то это тоже становится поводом для жалобы в СК.

Со стороны общинников, естественно. Они же русские, с ними Бастрыкин.

Читайте также

«Только не нужно называть нас нацистами»

«Только не нужно называть нас нацистами»

Корреспондент «Новой» два месяца наблюдал за ячейкой «Русской общины». Организации, которая насчитывает десятки тысяч человек по всей России

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow