СюжетыОбщество

А фото вклеили в чужой паспорт…

Момент истины для митрополита Тихона: почему молчит потерпевший, на которого его доверенные послушники якобы готовили покушение

А фото вклеили в чужой паспорт…

Митрополит Тихон (Шевкунов). Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Почему обвинение послушников митрополита Тихона (Шевкунова) в подготовке теракта против него по заданию украинских спецслужб не звучит убедительно? И почему молчит сам «потерпевший»? Обозреватель «Новой» присмотрелся как к нестыковкам в материалах дела, так и к личностям подозреваемых: их убеждениям, служениям, репутации, поговорил с их друзьями…

…Дело о подготовке теракта в отношении митрополита Тихона (Шевкунова) , несмотря на секретность, постепенно обрастает подробностями. Напомним, что 27 февраля «Новая» рассказала о задержании сотрудниками ФСБ в Москве двух молодых людей из ближайшего окружения митрополита: гражданина Украины Дениса Поповича (1997 г. р.) и его друга, гражданина России Никиты Иванковича (1996 г. р.). Уже утром следующего дня, 28 февраля, ЦСО ФСБ распространил через федеральные СМИ видеоролик, на котором задержанные дают признательные показания.

В ролике показаны следственные действия на квартире Иванковича и в Терлецком парке Москвы, где обнаружили тайник и лопату со следами земли. В первоначальной версии ролика Иванкович отрицает, что лопата и найденный рядом телефон с контактами сотрудников украинских спецслужб принадлежат ему. Позже ряд СМИ заменил этот ролик более кратким — без обыска, но первоначальный вариант сохранился в телеграм-каналах .

Дениса Поповича, который в прошлом был секретарем Тихона, преподавал в созданной им Псково-Печорской семинарии, а после перевода владыки в Крым стал исполнять функции его помощника в Москве, задержали вечером 13 января по пути на службу в Сретенский монастырь на Лубянке — столичную вотчину Тихона, где тот игуменствовал более 20 лет.

Юный Денис Попович в период своего служения в монастыре Гореча под Черновцами. Фото: архив

Юный Денис Попович в период своего служения в монастыре Гореча под Черновцами. Фото: архив

15 января Поповича поместили под административный арест «за мелкое хулиганство» на 15 суток, 27 января ему дали вторую «административку». 12 февраля его арестовали уже в третий раз, но на сей раз по подозрению в преступлениях террористической направленности, а именно — в подготовке убийства митрополита с помощью взрывчатки, полученной от украинских спецслужб (статьи 222.1 и 205.1 УК РФ).

Вторым подозреваемым по этому делу стал Никита Иванкович, с которым Денис учился в Сретенской семинарии и служил у Тихона. Никита носил Денису передачи в ИВС, а в прошлом (разумеется, до 2022 года) они вместе ездили в Украину. Теперь они вместе оказались в московском СИЗО № 3, а вердикт по их делу, не дожидаясь суда и окончания следствия, вынес глава российского государства…

В жерновах большой политики

О «бандеровском лобби в окружении митрополита Тихона» в лице Поповича и Иванковича еще в сентябре 2022-го сигнализировал бдительный православно-патриотический телеграм-канал «Епископ Люцифер» . О возможных тесных связях канала с правоохранительными структурами свидетельствует, в частности, утечка, сделанная через «Люцифер» 22 января: «Не согласившийся поехать вместе с владыкой Тихоном «герой» наших материалов гражданин Украины Денис Попович — усе. Задержан за связь с террористическими организациями Украины». Напомним, что в тот день Попович отбывал только первый административный арест, подозрения в терроризме были ему предъявлены лишь 12 февраля, а сообщила о них ФСБ и вовсе 28-го. Утечка провисела в телеграм-канале несколько минут, но этого хватило, чтобы мы сделали скриншот (прилагается).

Скриншот

Скриншот

28 февраля стало ясно, что дело Поповича и Иванковича имеет отношение к большой политике. Очень большой. Не каждое задержание «завербованных украинскими спецслужбами» сразу же комментирует пресс-секретарь президента. В данном случае Дмитрий Песков высказался оперативно : «Киевский режим не гнушается ничем. Нет ничего святого, это еще раз подтверждается».

Еще через несколько часов с более развернутым заявлением, апеллируя прямо к Совбезу ООН, выступил пресс-секретарь патриарха и глава синодального отдела РПЦ по связям с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Теракт, — утверждал он, — имел целью эскалацию противостояния и затягивание мирных переговоров, перспектива которых наметилась в последнее время… Надеемся, что этот вопиющий акт терроризма получит должную оценку со стороны мирового сообщества, будет рассмотрен на заседании Совета Безопасности ООН».

Наконец, 6 марта, на встрече с участниками псковского отделения фонда «Защитники Отечества», сам Путин поставил жирную точку: «Противник предпринял попытку покушения на жизнь владыки Тихона… Добрались и до священников уже, хотя они ни с кем не воюют». Если все оценки уже даны на высшем уровне, то стоит ли ждать сюрпризов от российских следствия и суда?

Обозреватель Russia Today националист Егор Холмогоров раскрывает незамысловатый политический смысл ареста «бандеровского лобби» в РПЦ в преддверии «судьбоносной» встречи президентов Украины и США в Вашингтоне: «Зеленский лично санкционировал попытку убить митрополита. После этого о каких-то переговорах с Зеленским говорить не приходится в принципе». В тот момент, в конце февраля, трамповский Вашингтон и в самом деле демонстрировал абсолютное доверие московским нарративам…

Нестыковки и грубая работа

Несмотря на «предрешенность» этого дела, ничто не мешает добросовестно присмотреться к тем его материалам, которые доступны в публичном пространстве.

Комментаторы в соцсетях сразу обратили внимание на топорность ролика ЦСО ФСБ от 28 февраля — как будто в эфир выдали черновую версию. Главные нестыковки в ролике: саперная лопата, обернутая в чистый белый пакетик, со следами земли из Терлецкого парка, якобы хранившаяся под кроватью Иванковича (оперативник за кадром смеется при ее «обнаружении»). Тайник в парке, лишь слегка присыпанный листвой. «Обнаруженные» в тайнике устаревшие паспорта граждан Украины, происхождение которых легко проследить через интернет. Присмотримся к ним повнимательнее.

По версии следствия, единственным мотивом совершения преступления было получение Поповичем и Иванковичем паспортов Украины для последующего бегства из России

(деньги в качестве мотива в ролике и последовавших за ним обвинительных публикациях и заявлениях не фигурируют). В ролике сотрудник ФСБ артистично извлекает из тайника в парке внутренние паспорта граждан Украины старого образца, которые выдавались до 2015 года (последние 10 лет граждане Украины получают в качестве внутреннего паспорта пластиковую ID-карту).

Помимо того, что Попович как гражданин Украины и так имеет ее паспорт, отметим, что по законам этой страны для пересечения госграницы необходим загранпаспорт — по внутреннему пересечь границу невозможно. Фраза ЦСО ФСБ о том, что пересечение границы РФ по поддельным украинским паспортам планировалась после совершения громкого теракта и гибели митрополита в центре Москвы (в том самом Сретенском монастыре на Лубянке), звучит словно какой-то троллинг. Люди с такими документами как раз сделали бы себя очевидной мишенью спецслужб и пограничников в такой ситуации.

Журналисты смогли выяснить точное происхождение «паспортов Поповича и Иванковича», представленных ФСБ, — благо, на кадрах оперативной съемки хорошо видны имена их настоящих владельцев и даже номера бланков.

Так, фото Никиты Иванковича вклеили в паспорт за номером АЮ 234477 на имя Дубенского Василия Олеговича. Его владелец, офицер ВСУ, заявил властям об утрате своих документов во время боевых действий на территории Луганской области в конце мая 2023 года, о чем в Украине было опубликовано объявление в установленном законом порядке.

Скриншот

Скриншот

Фото Дениса Поповича вклеили в паспорт за номером ЕВ 263491, выписанный на имя Шмарко Ивана Владимировича. Этот человек фигурирует в небезызвестной украинской базе «Миротворец» как «предатель»: правоохранительные органы Украины разыскивают его по уголовному делу о самовольном оставлении части в 2014 году. Тогда, будучи курсантом Академии ВМС Украины имени П.С. Нахимова в Севастополе, он перешел на сторону РФ и, вероятно, сдал украинский паспорт российским властям. При этом подлинный украинский паспорт Поповича «чист» — молодой человек не имел каких-либо претензий со стороны властей Украины.

По «доброй» российско-советской традиции «царицей доказательств» в деле стало чистосердечное признание, которое вполне может быть поставлено под вопрос. В пользу последнего свидетельствуют письма Дениса и Никиты из СИЗО, в которых они признаются в любви и благодарности митрополиту Тихону и надеются на встречу с ним. Сам Тихон никак не комментирует это дело — несмотря на то, что еще 2 марта телеведущий Дмитрий Киселев в эфире программы «Вести недели» заявил, что митрополит запросил личную встречу с арестованными. По данным «Новой», эта встреча до сих пор не состоялась, и с повторными запросами Тихон не обращался.

Друзья и сослужители Дениса и Никиты, создавшие телеграм-канал в их поддержку https://t.me/notterrorists/, рассказывают о них как о «хорошо известных в церковном сообществе Москвы людях с твердыми моральными принципами, последовательных противниках ***, выступавших за мир, в том числе и публично… Именно их антивоенные убеждения и стали главной причиной их преследования». «Новая» ознакомилась с письмами Дениса и Никиты из СИЗО и поговорила с их друзьями.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Брошенные «батей»

В письмах Дениса есть рефрен, адресованный не столько потребителям российского пропагандистского продукта, сколько митрополиту Тихону: «Неужели можно поверить, что я стал «Иудой» в один момент?!»

Денис Попович родился в 1996 году в православной семье с польско-румынскими корнями в украинских Черновцах. У его родителей необычные имена: папа Евзебий (русский аналог — Евсей), мама Сидония. Когда Денису исполнилось 5 лет, он со старшим братом Иваном стал прислуживать в храмах монастыря Гореча в честь Рождества Богородицы — в предместье Черновцов. По окончании школы брат Иван поехал в Москву, где отучился в Свято-Тихоновском православном университете и стал священником; в 2014-м в Москву приехал и Денис, который поступил в Сретенскую семинарию (позже преобразована в академию), организованную о. Тихоном (Шевкуновым), секретарем которого он и стал вскоре.

В письме подруге от 24 марта он называет Тихона «батей» и делится своим ощущением, что тот его «оставил»:

«Я бы хотел сказать [ему] многое, да и в принципе есть что сказать, думаю, и у него самого есть вопросы, на которые с удовольствием ответил бы. А так, я все годы верой и правдой служил, стараясь быть верным в малом, от начала до конца служить, быть достойным сыном, относясь всегда с любовью. Уверен, он это видел и знает».

Дениса пугает мысль, что митрополит реально поверил в «теракт»: «Неужели и сыновство прошло, и отцовство? Неужели я похож на способного [вырезано тюремной цензурой]… Страшно от несправедливости».

В письме правозащитнику Зое Световой Денис Попович отмечает:

«Владыка Тихон — человек благородный, мудрый. Я с ним проработал почти 10 лет, но вот как меня, в каком свете выставили перед ним и всеми… Хотя я отношусь, относился и люблю [его] как родного отца, от которого я многому научился, который мне дал больше, нежели кто-либо другой, да и он говорил, что воспринимает меня как сына и «ждет внуков». Сейчас, наверное, дело обстоит иначе».

О своем состоянии и духовной жизни за решеткой Денис рассказывает так:

«Признаюсь честно, моя совесть чиста… Быт у нас — обычный, тюремный, холодный. С некоторыми вместе молимся, читаем Псалтирь, по вечерам читаем повечерие, беседуем по Библии, о Церкви, о Святых отцах. Если можно так сказать — проповедую. Взял за правило читать 40 дней акафист Богородице».

Подруга послала Денису тропарь св. великомученику и целителю Пантелеимону собственного сочинения, который узник отредактировал по правилам церковнославянской грамматики. Главная просьба святому звучит так: «Раба Твоего Дионисия вкупе с Никитою от бед ныне свободи, да врази видимые и невидимые сокрушатся, молитвами твоими на свободу их изведи»…

Никита Иванкович после Сретенки учился в самом «продвинутом» учебном заведении РПЦ — Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, планировал заниматься церковной наукой. Его доклад об одном из деятелей послевоенной истории РПЦ вошел в сборник научной конференции Украинской православной церкви 2020 г., а его проповедь о молитве «Отче наш» до сих пор висит на сайте Сретенской академии .

Никита был в числе первых постриженных митрополитом Тихоном чтецов после его назначения на Псковскую кафедру. Прошлым летом, в честь 6-летия пострига, иерарх прислал Иванковичу из Крыма головку сыра с припиской: «Диссиденты хиленькие, надо их кормить».

Тихон, как можно предположить, хорошо знал о пацифистской позиции Никиты и о его симпатиях к лидеру российской оппозиции (Иванкович пел панихиду у храма в Марьино во время похорон Алексея Навального 1 марта прошлого года). Переубеждать его митрополит не пытался, а сказал как-то: «Делай, как велит сердце».

Клирик Никита Иванкович. Фото: ЦОС ФСБ РФ / ТАСС

Клирик Никита Иванкович. Фото: ЦОС ФСБ РФ / ТАСС

Обладая прекрасным тенором, Никита пел в молодежном хоре Сретенского монастыря, собирал редкие богослужебные ноты и вел телеграм-канал памяти усопших клириков (он не закрыт и после его ареста — @church_departed). Незадолго до ареста рассказывал в своем инстаграме* об участии в миссионерской поездке РПЦ по странам Южной Азии — это был, как говорит теперь друг Никиты Николай, «глоток свежего воздуха перед всем, что его ожидало».

Последним перед арестом местом служения Никиты был величественный храм Воскресения в Сокольниках, куда его направил управлявший Восточным викариатством Московской епархии РПЦ епископ Пантелеимон (Шатов), ныне и сам оказавшийся в опале. Помимо служения в алтаре и на клиросе, Никита преподавал приходским детям катехизис.

«Будучи человеком великой простоты, Никита — настоящий интеллектуал, — рассказал «Новой» его друг Николай. — Мог стать титаническим для русской церкви человеком, принес бы ей колоссальные плоды. Он был бы (а может, все еще возможно в будущем) замечательным пастырем и священником». В фокусе научных интересов Иванковича — литургика, «альтернативное» православие, греко-католицизм, новейшая история церкви.

«Никита против *** и тяжело переживал смерть Навального, — говорит Николай, — но ему противен всяческий милитаризм, неважно с какой стороны: Украины или России. Да, он бывал в Украине, но любит свою родину, любит русскую традицию».

«Я считаю, — подчеркнул Николай, — что Никита страдает за веру, ведь именно путь церковнослужителя привел его к нынешним мучениям».

Друзья призывали Никиту уезжать из России, приглашали его на приходы и в монастыри в Аргентину, Грузию, Азербайджан, Германию. На его попечении оставалась больная мама (как нелегко ей теперь!), но важнее, что Никита хотел «переживать это безумие вместе со страждущим народом».

Уже из камеры СИЗО он написал Николаю: «Тут у всех, знаешь, одинаковые добрые и грустные глаза». В камере особо начинаешь ценить молитву, написал Никита в другом письме: «Впервые за 28 (уже почти 29) лет своей жизни чувствую, что Он рядом, «незримо предстоит». А темная полоса обязательно сменится весной и Пасхой».

…Несмотря на весь византийско-российский мистический империализм, который Тихон активно продвигал, начиная с фильма «Гибель империи. Византийский урок» (2008)/, нельзя сказать, чтобы в Украине его считали каким-то особенным врагом. На фоне агрессивной риторики патриарха Кирилла, вшившего «ценности СВО» даже в ткань литургии , позиция Тихона выглядит более сбалансированной. В ноябре 2022 года митрополит призвал к прекращению боев «между братьями» и к «миру по воле Божьей». В конце же прошлого года он напоминал «о наших родных, друзьях и близких» в Украине, об их страданиях и жертвах. Вопреки позиции Кремля, Тихон сказал добрые слова об арестованном генерале Тимуре Иванове : «Мы знаем его с другой стороны… Дай Бог, чтобы все разрешилось благополучно, завершились эти злоключения».

Однако о своих послушниках, духовных сыновьях Денисе и Никите Тихон подобных слов не говорит — вообще нигде и никак не комментирует их дело. И это можно толковать двояко: как «молчаливое мужество» — он ведь не подключился к травле назначенных свыше жертв; и как предательство — он ведь не заступается за них, не исполняет «долг печалования» , потому что заступаться за них запрещает влиятельное ведомство, на духовное окормление которого Тихон как будто претендовал, когда служил на Лубянке.

Его позиция и роль — самая большая загадка в этом деле, поскольку особых вопросов о виновности/невиновности самих задержанных под горячую руку церковнослужителей лично у меня не возникает. По слову св. Григория Богослова, «молчанием предается Бог», и иногда один эпизод молчания обесценивает тысячи святых слов, сказанных в прошлом.

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow