Деревня Киндасово на юге Карелии обрела популярность у туристов еще в советские времена, когда в ней стали проводить ежегодный фестиваль юмора. Поскольку идея праздника зародилась на байках о киндасовских мужиках, которые постоянно попадали в забавные ситуации, деревню нередко сравнивают с болгарским городком Габрово, прославившимся анекдотами о своих жителях на весь мир. Фестиваль юмора в Киндасово пережил и распад СССР, и «лихие 90-е», и пандемию коронавируса, и даже начало СВО. Всего через несколько месяцев после того, как российская армия вступила в широкомасштабные военные действия в Украине, в деревне устроили очередной праздник смеха, на котором разыгрывали телегу навоза.
С подачи турбизнеса власти Карелии позиционируют Киндасово как самую веселую деревню России. Но многие деревенские жители устали от наплыва туристов, которые зачастую ведут себя в историческом карельском поселении, известном еще с XV века, довольно бесцеремонно, устраивая шумные гулянки и салюты. По признанию одной из местных пенсионерок,
«из-за туристов стало невозможно выйти в огород — они тут же начинают тебя фотографировать».
Недовольство киндасовцев вылилось в конфликт с предпринимателями, занимающимися туристическим бизнесом. В 2023 году в деревне даже пришлось отменить проведение праздника, хотя его организаторы заявили, что они всего лишь «взяли паузу».
Через год ситуация в Киндасово только обострилась. Масла в огонь подлили намерения администрации Пряжинского национального района, к которому относится деревня, выделить под туризм земельные участки в самом населенном пункте. Причем обсуждение этого вопроса муниципальные чиновники решили провести в электронном формате, а в Киндасово нет даже устойчивого мобильного интернета.

Фото: Валерий Поташов
Жители деревни пошли в суд, в республиканских СМИ разразился скандал, и районным властям пришлось отменить назначенные слушания. Но в этом году все повторилось:
вопрос о переводе земельных участков в Киндасово под рекреацию был вновь вынесен на публичное обсуждение через платформу обратной связи на Госуслугах, и деревенские активисты потребовали встречи с карельскими чиновниками, не желающими прислушиваться к местному населению.
Такая встреча состоялась в минувшие выходные. В Киндасово приехал мэр Пряжинского национального района Дмитрий Буевич, замминистра экономического развития Карелии Анна Борчикова, и жители деревни сразу заявили им, что они не против развития туризма, однако не хотят превращения Киндасово в декорацию музея под открытым небом.
«С приходом в деревню туристического бизнеса начались скандалы и противостояние, — рассказала на встрече председатель территориального общественного самоуправления Татьяна Данилина. — Большинство людей видит невозможность пребывания огромного числа туристов на общественных территориях и около жилых домов. Жители за несколько лет упорного труда частично добились ухода туристов в сторону, убрали стоянку автобусов, создававших аварийные ситуации на дороге. Турбизнес перестал пользоваться общественными туалетами, которые находились в непосредственной близости от жилых домов и памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны. А после многочисленных скандалов ушел и с общественной территории в центре деревни, где проводили массовые шумные мероприятия. Освободил клуб, который по праву должен принадлежать жителям. Жители отвоевали территорию около колодца, где собирались установить бутафорскую мельницу и колесо для увеселения туристов».

Выступление председателя ТОС Татьяны Данилиной. Фото: Валерий Поташов
Однако несмотря на такое активное сопротивление местного населения туристическому бизнесу, районные власти решили перевести сразу девять земельных участков в Киндасово под рекреационное использование. Как пояснил мэр Пряжинского национального района Дмитрий Буевич, все делается в рамках действующего законодательства и «ничьи интересы не должны быть ущемлены».
«Если мы не согласны, для этого есть суд, который разъяснит, чья сторона права или неправа. Если мы понимаем в досудебном порядке, что есть какие-то определенные нарушения, которые выявили, то, конечно же, это все отменяем и проводим по-новому публичные слушания», — сказал мэр Буевич.
Почему районные власти предпочли устроить слушания в электронном формате, муниципальный чиновник предпочел не объяснять. Но, как сообщили многие деревенские жители, они не смогли принять в них участие из-за технического сбоя и плохой связи.

Жители деревни. Фото: Валерий Поташов
«Почему краткосрочное благополучие туристов и приезжих ставится выше комфорта и достоинства местных жителей? — поинтересовалась у карельских чиновников Анастасия Жилина. — Складывается впечатление, что в долгосрочной перспективе от деревни ожидают полного подчинения интересам туризма. Мы видим, как участки один за другим переводятся под туристические нужды. В этом году — девять, в следующем — десять? Не знаю, мы можем только догадываться. Это похоже не просто на расширение туристического бизнеса, а на целенаправленное выселение местных жителей и захват территории. Если процесс продолжится, то через несколько лет деревня может окончательно утратить свой статус жилого поселения и превратиться в музей под открытым небом, где вместо полноценной жизни останется лишь декорация для развлечения».
«Мы ничьи права не ущемляем, — повторил районный мэр Дмитрий Буевич. — Все требования, которые выдвигались жителями, частично были исполнены турбизнесом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«После многочисленных жалоб», — уточнила председатель ТОС «Киндасово» Татьяна Данилина.
«Все равно диалог идет и учитывается мнение граждан, — констатировал Буевич. — Что касается земельных участков, это право есть не только у представителей бизнеса. У всех есть такое право — переводить, заниматься развитием и так далее. Никто вам и не мешает формировать земельные участки. Как мы говорим, чтобы деревня не превратилась в какой-то туристический арт-объект, и там жители жили, — пожалуйста, мы готовы также выделять земельные участки, и люди могут также их формировать, выкупать или получать как многодетные. Мы только «за», чтобы к нам приезжали и не было оттока населения».

Киндасово. Фото: Валерий Поташов
Муниципальный чиновник попытался успокоить местных жителей обещанием, что один из участков, который предполагается перевести под рекреационное использование, засеют рожью и никаких туристов там не будет. Но собравшиеся на встречу киндасовцы ему не поверили.
«Нам сказали, что на этом участке будет колоситься рожь. Но в этом уверенности нет, потому что сегодня сказали так, а завтра сделаете по-другому. У вас сейчас этот участок переводится на слушаниях под туризм! По закону он имеет право строить там все, что ему нужно, и мы останемся без ржи. Рядом с этим участком конкретно мой дом. Пришли ваши туристы — они приехали отдыхать. Это всем прекрасно понятно. А я приехала работать. Они отдыхают, а ночью устроили салют. Я вышла, руки в боки, и начинаю их разгонять. Хорошо туристам? Они деньги заплатили. Плохо! Мне хорошо? Мне утром рано вставать. Плохо! Зачем вот так сталкивать?» — заметила жительница деревни Ольга Васильева.
«Вы чего от нас требуете? Чтобы мы отказались от земельных участков, в которые вложены большие средства? — изумилась предприниматель Светлана Хребтова, которая занимается турбизнесом. — Либо мы действительно садимся за стол переговоров и заключаем какое-то соглашение. Пусть тут власть и юристы думают над тем, что мы больше не вторгаемся в деревню и замыкаемся на своей территории, и все успокаиваются. Но на сегодняшний день мы всё, что обещали, выполнили! Перенесена парковка, перенесены туалеты, ушли из центра деревни. Не водим людей на мельницу, не водим по деревне на экскурсию. И все равно мы чувствуем по отношению к себе вот такое: «Мы вас заставили!» Поэтому я еще раз вам говорю: у нас нет планов вторгаться в деревню! Участки подарить мы вам не можем, поэтому давайте договариваться».
Приехавшая в Киндасово замминистра экономического развития Карелии Анна Борчикова не увидела ни одного поднятого местным населением вопроса, который не был бы разрешен.

Замминистра Анна Борчикова. Фото: Валерий Поташов
«Вас услышали, и бизнес уходит, — сказала республиканская чиновница. — Орган местного самоуправления обязан реагировать на заявления — заявления бизнеса, заявления любого из вас. Они не переводят на основании заявления сразу участки из одного назначения, категории или вида разрешенного пользования в другой. Именно для этого проводятся публичные слушания — для того чтобы услышать мнение каждого. На основании закона орган местного самоуправления может принять иное мнение, не то, которое было отражено на публичных слушаниях. Но насколько я знаю, таких решений в деревне Киндасово не было, хотя на практике в Республике Карелия такие ситуации были».
При этом замминистра назвала недопустимым, когда по одним и тем же земельным участкам слушания проводятся не один раз по причине несоблюдения процедур. Но ничего другого, кроме того, чтобы посоветовать местным жителям активнее участвовать в публичных слушаниях, чиновница из Минэкономразвития Карелии предложить не смогла.
Выступившая на встрече депутат карельского парламента от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова напомнила собравшимся, что решение слушаний имеет лишь рекомендательный характер.
Как считает депутат, в республике нужно проводить местные референдумы — будь то вопрос о развитии туризма в населенных пунктах или размещении на озерах форелевых хозяйств, против которых выступают многие жители Карелии.
«Пусть туда приходят все стороны. И власти — республиканские и местные — убеждают людей в том, в чем хотят убедить. Бизнес убеждает в своем. Если для жителей будут убедительны эти доводы, если они не увидят никаких рисков, они сами придут и проголосуют. Но если люди не увидят этих убедительных аргументов и не получат ответы на свои вопросы, они придут, выскажут свое мнение на референдуме, и уж его-то сила имеет прямой и обязательный характер. И вот никакого конфликта!» — заметила карельский парламентарий.

Депутат Эмилия Слабунова беседует с деревенскими жителями. Фото: Валерий Поташов
По словам Слабуновой, противостояние турбизнеса и местного населения в Киндасово стало первой подобной ситуацией в Карелии, которая позиционирует себя туристическим регионом. Именно поэтому районным и республиканским властям стоит создать прецедент и организовать местный референдум, чтобы отработать его механизм на будущее.
Однако очевидно, что карельские чиновники более всего опасаются свободного волеизъявления граждан и на проведение в Киндасово референдума не пойдут. После принятия в 2009 году в Карелии закона о местном референдуме он не применялся в республике ни разу.
В итоге единственное, о чем удалось договориться на встрече в Киндасово, — это создать рабочую группу из представителей муниципальной администрации, бизнеса и местных жителей для обсуждения вопросов развития деревни. Кроме того, киндасовцы потребовали проведения публичных слушаний только в очном формате, но услышали ли это требование районные чиновники, станет понятно по их ближайшим решениям.
Как сообщил мэр Пряжинского района Дмитрий Буевич, очередные слушания по переводу земельных участков в Киндасово под рекреацию опять отменены.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68