КомментарийКультура

Расстрел на аутсорс

Сегодня на OkkO вышла последняя серия «Аутсорса» — самого неожиданного, а теперь уже и скандального сериала года

Расстрел на аутсорс

Кадр из сериала «Аутсорс»

«Аутсорс» не разочаровывает в развитии (как часто это бывает с сериалами).

Казнь как бизнес — ничего личного. Наказание как преступление.

После премьерного показа в «Художественном» эксперты спорили о жанре многосерийного кино. А он и гуляет в холодном Камчатском пространстве между трагедией и трешем, соединяя библейские мотивы с фэнтези. А в самые напряженные моменты включает смех. Как лампочку в темноте. Как терапию от кошмара происходящего. События происходят на краю света. И каждый герой этого многофигурного романа — человек на краю. Земли, собственной жизни. Страшного выбора.

Костя Волков из города Кимры (Иван Янковский) привозит «служителям смерти» предложение, от которого невозможно отказаться: отдавать убийства смертников на аутсорс тем, кто их проклинает, жаждет мщения. Позволить за большие деньги кровную (в прямом смысле слова) месть. Костя — Чичиков и Раскольников в одном теле: не тварь дрожащая, право имеет на крайнее, как ему кажется, справедливое, кому жить, кому нет. Покупает мертвые души живых людей. Да еще и прикрывает этот бизнес смертью идеями справедливости. Вопрос в том, кто здесь мертвые души. Любопытно, как Иван Янковский развивает историю Раскольникова.

Его Костя превращается в манипулятора, использует подельников и их подруг, как фигуры на шахматной доске. Он устанавливает свои правила игры: за неподчинение — наказание.

Он вроде бы дарует каждому из подельников и их женам то, о чем они мечтали: деньги, квартиру, шубу, свадьбу. Он вроде бы приносит в их скотскую жизнь каплю справедливости. Но связанные одной кровью не могут быть счастливы. Авторы не следуют схеме, и каждый характер здесь многомерен. Да тот же Костя Волков имеет слабость — симпатизирует врачу-убийце, который помогал уйти из жизни с помощью смертоносного «коктейля» безнадежно больным людям. Каждый характер — жизнь и судьба.

Прежде всего, «исполнители наказания»: Эльдар Калимулин, Даниил Стеклов, Дмитрий Сумин, Леонид Тележинский (просто открытие).

Кажется, что «Аутсорс» мужская история. Но каждый герой — из команды расстрельщиков, словно Янус, имеет свою зеркальную сторону. Женщину, которая оберегает или толкает в пропасть. Его и себя. Яркие и убедительные работы Даши Савельевой (доктор, заразившаяся ВИЧ), Милы Ершовой (изнасилованная невеста), Даши Котрелевой (жертва домашнего абьюза). Хороша Карина Александрова в роли пьющей Кармен местного розлива, которую любит прокурор. И почти неузнаваема и как всегда бесстрашна в погружении в омут чужой жизни Карина Разумовская. Здесь она просто несчастная тетка в шапке, которая из лучших побуждений, чтобы все, как у людей, губит и свою взрослую дочь, и себя.

В этом кино с балабановскими брутальными мотивами вообще не сразу разберешь: кто палачи, а кто — жертвы.

И почему вынесенные не только государством, но самим социумом приговоры, обжалованию не подлежат — становятся пожизненным клеймом.

Команда — режиссер Душан Глигоров и оператор Батыр Моргачев («Трасса», «Хрустальный») вновь на высоте. Моргачев и Глигоров убедили продюсеров снимать сериал в формате авторского кино 4х3.

Они придумывают смысловые пространства. Снимают людей в тесных квартирах немного сверху, словно запертых в душных клетках. Пространства с измененной геометрией, то чрезмерно вытянутые, то с отлетевшими вверх потолками. Глубинные кадры. Мрачные интерьеры. А в окнах этих «клеток» видны ослепительные горы и сопки, изумительные просторы Камчатского края во всем скупом северном великолепии под ледяным солнцем: смертельно красивый и холодный край света. Олицетворение свободного воздушного пространства — за пределами узкой и темной жизни этих людей. Квадрат тюремного двора, окруженного проволокой. Круг — глазок камеры, в котором приговоренные с одной стороны и их убийцы — с другой.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Кадр из сериала «Аутсорс»

Кадр из сериала «Аутсорс»

Изображение решено не просто концептуально, но придает истории дополнительное фантастическое измерение. Во-первых, решетка — главный художественный образ. Через клетку смотрим не только на преступников, но и на надзирателей. В квартире Волкова даже обои — в клетку.

Они решились пустить историю по границе реальности и сюра: неисчислимыми узнаваемыми деталями эпохи и абсурд, и треш, и очень черный (в духе «Груза 200») юмор. Из серии в серию происходит возгонка интонации до раскаленного финала. Душан Глигоров признается, что в этой работе они отвечали сами себе на сложнейшие вопросы. В том числе о праве на наказание. И за кадром поют скрипки и виолончели под торжественную поступь генделевского шага. Про что кино? Ответов будет множество. Но из первых: справедливостью без любви — дорога в ад вымощена. И еще. Неспособность взять ответственность за свою жизнь, за свои поступки лишает тебя твоей собственной жизни, попросту стирает в пыль, превращает в управляемую безликую на все готовую массу.

P.S.

Скандал вокруг сериала связан с именем сценаристки Анны Козловой, собственно и написавшей этот нуарный кинороман с социальной подоплекой. А перед выходом последней серии Анна дала интервью, нелестно высказалась о русском народе, от которого она уехала в Сербию. Тут же сериал начали хейтить патриотические каналы. Генеральный продюсер OkkO сделал заявление о том, что творческая группа и OkkO категорически не согласны с ее высказыванием.

Читайте также

Пароль — «Пи-пи-пи!»

Пароль — «Пи-пи-пи!»

Тридцатый, юбилейный фестиваль российской анимации в Суздале завершен. Рассказываем о самых интересных проектах

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow