18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
18 февраля на заседании правительства Санкт-Петербурга председатель комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Олег Капитанов докладывал о выполнении в 2024 году мероприятий госпрограммы «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» и задачах на 2025 год.
И сообщил, что восемь тысяч городских видеокамер, работающих по программе «Безопасный город», оснастят «функционалом по распознаванию этнической принадлежности лиц» в целях противодействия образованию анклавов мигрантов и принятия превентивных мер по недопущению социальной напряженности.
Идея вызвала критику даже у вполне лояльных персон, на которую Капитанов ответил, что это не более чем «безобидный счетчик».
Что называется, есть сомнения.
Оппозиционные политики и правозащитники мрачно спрашивают, не закупили ли уже в этих же «безобидных целях» циркули для замера черепов.
В 2025 году в рамках указанной госпрограммы по обеспечению общественного согласия на «укрепление гражданского единства и межнациональных отношений» из бюджета города выделено около 120 млн рублей.
При этом среди основных задач комитета по межнациональным отношениям на 2025 год указано «усиление контроля миграционных движений» и «использование системы «Безопасный город» с функционалом распознавания этнической принадлежности лиц.
Еще в прошлом году, как выяснила «Фонтанка», за 38,4 млн рублей город приобрел лицензии на право использовать компьютерное программное обеспечение для указанного «распознавания этнической принадлежности».
Оператор системы, кроме места и времени съемки, может получить «биометрический шаблон лица» и определить этническую группу человека «с помощью эвристических алгоритмов». С делением на «народы Кавказа, среднеазиатские народы, восточноазиатские, африканские народы, европейские, индийские народы».
Другой городской комитет — по информатизации и связи, — объясняет, что «данный функционал позволит обеспечить более точное прогнозирование потребности в ресурсах для обеспечения порядка и безопасности в рамках проведения массовых мероприятий, а также оптимизировать привлечение волонтеров и сотрудников правоохранительных органов, говорящих на различных языках, и повысить качество обслуживания туристов и жителей города».
Планами распознавания «этнической принадлежности» возмутился даже обычно лояльный ко всем намерениям властей глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев. Мол, «власти Петербурга и любого другого города и так уже знают, где образуются анклавы», «в России даже в паспорте национальность не указывают, и вдруг какие-то телекамеры будут определять, какой человек национальной принадлежности», и вообще все это «сеет напряженность и межнациональную рознь».

Председатель комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Олег Капитанов. Фото: соцсети
Олег Капитанов, отвечая на эти претензии, заявил «Фонтанке», что «камеры будут исключительно собирать данные, которые необходимы для проведения анализа», что это «статистический счетчик и не более», что «после обработки этой аналитики все равно информация будет проверяться либо силами МВД, либо силами органов исполнительной власти», что «не будет привязки к конкретному лицу, просто машина будет считать количество людей», и что «никого же не смущает, что в магазинах или торговых центрах стоят счетчики, сколько человек туда зашло». А еще г-н Капитанов сообщил, что все это нужно для борьбы с так называемыми резиновыми квартирами. Мол, «если в доме кто-то сдает квартиру и там нелегально проживает большое количество граждан какой-то внешности, то надо на это обратить внимание»…
Попросил прокомментировать эти планы ответственного секретаря Правозащитного совета Санкт-Петербурга, в недавнем прошлом — депутата Законодательного собрания трех созывов и члена Совета по правам человека при президенте Наталию Евдокимову. Вот что она говорит:
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Наталия Евдокимова,
экс-участник Совета по правам человека при президенте:
— Когда мне впервые встретилась информация о том, что уличные камеры в Петербурге теперь станут определять этническую принадлежность людей, я подумала, что это фейк. Еще решила, что народ у нас очень креативный, такие-то фейки сочинять. Но потом прочитала интервью Капитанова и поняла: «мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
Тут же пришел на ум рассказ Михаила Жванецкого «Турникеты», опубликованный еще в далеком 1979 году. Помните? «В конце каждой улицы поставить турникеты. Конечно, можно ходить и так, и на здоровье, но это бесшабашность — куда хочу, туда и хожу. В конце каждой улицы поставить турникеты. Да просто так. Пусть пока пропускают. Не надо пугаться. Только треском дают знать. И дежурные в повязках. Пусть стоят и пока пропускают. Уже само их присутствие, сам взгляд… Идешь на них — лицо горит, после них — спина горит. И они ничего не спрашивают… пока. В этом весь эффект. И уже дисциплинирует…»
Конечно, в 1979 году о таких возможностях камер еще не знали. Но каков провидец!
Что касается так называемых резиновых квартир, то еще в 2013 году попытались с ними бороться. Приняли поправки в ряд законов, в том числе в закон о праве граждан РФ на свободу передвижения, в УК, УПК и КоАП, строго-настрого запрещающие фиктивную регистрацию, вплоть до уголовной ответственности.
Правда, механизм, как все это отслеживать и виновников выявлять, разработан не был. Так эта норма и осталась пустой. Ну вот теперь и механизм появился. Сколько же сотрудников МВД посадят за мониторы, чтобы отслеживать передвижение людей с «неправильной» внешностью!
Что же касается Конституции РФ (пока еще не отменена), пункт 2 статьи 19 гласит:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Как-то не вяжется с принимаемыми правительством Санкт-Петербурга решениями…
Действительно, вяжется плохо.
Что ни говори про «безобидный счетчик», налицо «сортировка» граждан по их этническому происхождению. С предоставлением в органы этой информации и с возможностью ее использовать как угодно и без всякого контроля.
И в борьбе с «резиновыми» квартирами это никак не поможет, тем более что в них могут проживать люди и вполне себе славянской внешности. Или «неславянской», но не имеющие никакого отношения к мигрантам (российские граждане, ингуши или аварцы, якуты или калмыки, буряты или чеченцы и так далее).
Тут проблема вовсе не в том, что никак не удается зафиксировать «резиновые» квартиры, а в том, что МВД, как правило, не хочет заниматься долгим и трудным выяснением, фиктивна регистрация в них или нет, и принятием мер: дело это хлопотное, а новых званий и должностей за это, как правило, не получишь. Куда проще мониторить интернет в поисках постов «политически неблагонадежных» граждан…

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Нетрудно в последние годы увидеть «манию безопасности», страдая которой, власти (особенно в крупных городах) вешают гроздья камер почти на каждый столб и мотивируют это необходимостью обеспечения порядка и безопасности.
Возможно, разговоры о «цифровом концлагере» и несколько преувеличены, но тотальная и расширяющаяся слежка за людьми, очевидно грозящая нарушениями их прав и вторжением в их частную жизнь, — вовсе не безобидное действие.
Причем налицо, что называется, «избирательное применение».
С одной стороны, например, при помощи этих камер десятки гражданских и политических активистов без всяких оснований задерживали в московском метро перед публичными акциями или после них. А с другой —
есть немало примеров того, когда в действительно необходимых (криминальных) случаях камеры почему-то (как в момент убийства Бориса Немцова) оказываются якобы неработающими.
Для справки: в 2024 году государственные органы и госкомпании закупили системы видеонаблюдения и средства фотофиксации на 130,1 млрд рублей, что почти вдвое больше, чем в прошлом году.
При этом (четыре года назад на заседании Мосгордумы эту информацию приводил глава фракции «Яблоко» Максим Круглов) в мае 2019 года городской совет «Мекки» современных технологий Сан-Франциско запретил полиции и другим силовым структурам использование системы распознания лиц на своей территории.
Под давлением жителей Торонто — экономической столицы Канады — такой гигант, как «Гугл», имея полную поддержку властей, вынужден был отказаться от внедрения аналогичной, еще более комплексной системы наблюдения.
Зато в Китае следят везде и за всеми.
И последнее. Указанная госпрограмма по обеспечению общественного согласия (на которую бюджет Петербурга ежегодно тратит по 8–9 млрд рублей) в разделе целевых показателей предусматривает увеличение «доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Санкт-Петербурге», с 62,5% в 2024 году аж до 65% в 2029 году.
Гигантский рост, конечно, но и он не достигается. Более того, по признаниям г-на Капитанова, сейчас таких граждан всего лишь 43%, а «виной» тому, по его мнению, в том числе теракты в «Крокусе» и в Дагестане.
Но внедрение массового цифрового распознавания «этнической принадлежности» ситуацию точно не улучшит.
* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68