ИнтервьюОбщество

«Моя позиция — это позиция Солженицына: волкодав прав, людоед — нет»

Интервью философа-богослова отца Андрея Кураева*, которого лишили сана, объявили «иноагентом», а теперь еще и не пустили в Грузию

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУРАЕВЫМ АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА.

Отец Андрей Кураев в Ереване. Фото: Виген Ананян

Отец Андрей Кураев в Ереване. Фото: Виген Ананян

В начале февраля грузинские пограничники отказались впускать в страну российского богослова Андрея Кураева*, который 5 февраля должен был выступить в Тбилиси с лекцией об истории церкви XV–XVI веков (тогда московская церковь находилась в расколе, а центр русской церкви находился в Киеве). Причину запрета Кураеву не объяснили, сам он считает произошедшее «приветом» от «друзей» из РПЦ. «Новая газета» поговорила с отцом Андреем о его злоключениях на границе, о том, как официальная церковь превратилась в адепта боевых действий, и о том, может ли нас всех что-то (или кто-то) примирить.

— Отец Андрей, расскажите, что случилось. Почему вас не пустили в Грузию?

— В аэропорту Тбилиси на пограничном контроле мой паспорт сначала долго изучали, а потом, когда я начал задавать вопросы, пограничники вдруг дружно «забыли» русский язык. Они говорили, что не понимают меня, а затем отвели в сторону. Через какое-то время мне все же ответили: сказали, что произошел компьютерный сбой, но с моим паспортом все в порядке и ко мне претензий нет. Якобы это просто техническая ошибка.

— Вы летели один?

— Да, я был один. Но по ту сторону паспортного барьера тут же в аэропорту меня ждали маленькие внуки, прилетевшие на свидание из России… За час ухода пограничников от ответа самолет уже улетел обратно. А по правилам, если пассажир не прошел паспортный контроль, доставившая его авиакомпания должна увезти его назад за свой счет. Следующий ее рейс в Берлин, откуда я и прилетел, только через неделю. Не успел — значит, надо эту неделю провести в «чистилище» зоны прилета. Или купить новый билет.

После того как меня «опоздали» назад в Берлин, мне предложили улететь в Россию. Может быть, смысл этой спецоперации именно в этом и состоял. Я, конечно, отказался. Все же я решил не уезжать далеко от малышей и взял билет в Стамбул. Там я мог спокойно подумать, как поступить дальше.

Затем мне вручили приказ о депортации. На документе, который мне был вручен, нет номера и не указана фамилия офицера (только неразборчивая подпись). Не были указаны ни причины недопуска, ни срок запрета. Меня проводили в помещение, где я под надзором мог дождаться своего нового рейса. Полицейский отконвоировал меня туда со словами: «Пойдемте, я покажу место, где вы сможете подождать. Там есть интернет, сможете связаться с кем нужно, я всё расскажу». Но выяснилось, что в этой каталажке без окон не то что интернета нет — у меня отобрали телефон, что, вообще говоря, вряд ли законно.

Потом, уже при посадке на рейс, снова пришла полиция и отвела меня к выходу на посадку. Я сказал офицеру: «Верните мне телефон, пока мы в зоне с интернетом». Но мне отказали со странной формулировкой: «Не могу. Мы еще в зоне видеокамер». Так что телефон (и паспорт) отдали только в самолете, когда аэропортовский вайфай уже не работал.

Читайте также

«Проповедь «русского мира» не бывает христианской»

«Проповедь «русского мира» не бывает христианской»

Протоиерей Андрей Кордочкин — о новой религии, о садизме и о победе добра над злом

Это факты. А дальше начинаются догадки о том, почему меня вдруг не пустили. Можно предположить, что это «прилетело» мне за то, что когда-то давно я был в Абхазии. Но ведь и срок давности должен быть? В 2012 году я публично высказал согласие с грузинской версией истории Абхазии, после чего я никак не мог посещать Абхазию. В итоге в апреле прошлого года бывший генеральный прокурор Абхазии Валерий Кварчиа написал мне гневное письмо: «Всему есть предел, в том числе и терпению абхазов, которых вы постоянно обезличиваете, огульно и публично отторгаете от своей Родины и собственной истории. Отвечать вам бесполезно! Вы давно заслуживаете внимания абхазской СГБ и Генеральной прокуратуры!»

И после завершения своей миссионерской работы в Абхазии я без проблем и не раз посещал Грузию. Последний раз — в сентябре 2024 года. Кстати, тогда я дал публичный позитивный отзыв о работе грузинской полиции. Я не нарушал законов Грузии, никак не вмешивался в ее общественную и политическую жизнь, не давал оценок деятельности тех или иных местных политиков и публичных лиц (кроме позитивной оценки деятельности патриарха Илии), не высказывался в поддержку сепаратистов.

Поэтому наиболее вероятный мотив нынешнего стоп-приказа, как мне кажется, — это «длинная рука Москвы», особенно если учесть специфику нынешнего тбилисского правительства, которое, похоже, чутко прислушивается к «московскому голосу».

Очевидно, я совершил ошибку, заранее объявив о лекции в Тбилиси. Похоже, мои «друзья» в Московской патриархии это прочитали и решили мне насолить. Других объяснений у меня нет.

— Когда «иноагентами» оказываются журналисты, политики, оппозиционеры, блогеры, писатели — понятно, как они дальше кооперируются после отъезда: они создают чаты, площадки, помогают друг другу решать бытовые вопросы с документами, гражданством, работой. А что делают представители церкви, оказавшиеся в такой ситуации? Они тоже помогают друг другу, создают сообщества? И много ли таких, как вы, несогласных, в РПЦ?

— Одно из печальных открытий моей церковной жизни — отсутствие корпоративной солидарности среди духовенства. Мой любимый английский писатель — Гилберт Честертон. У него есть замечательный сборник детективных рассказов о приключениях отца Брауна. Первый рассказ называется «Сапфировый крест». Сюжет такой: католический священник, отец Браун, из своего далекого прихода едет на епархиальный съезд. По дороге встречает еще одного католического же священника, незнакомого ему. Англия — протестантская страна, католические священники там редкость. Логично, что два католических священника хотят познакомиться. Но этот второй священник оказывается вором-интеллектуалом. Они беседуют о том, что человек — жалкое существо, что нельзя навязывать свою волю Творцу, что мысли Творца неизмеримо выше наших представлений о добре и зле…

В финале приходит полиция и арестовывает вора. Тот понимает, что отец Браун его выдал. Если бы это был голливудский фильм, вор сказал бы нечто в стиле «Ты уже труп, порву!» или «Встретимся в аду!» Но здесь он спрашивает: «Как вы поняли, что я не священник?» И отец Браун отвечает: «Вы нападали на разум. Это дурное богословие».

— Как интересно!

— Да, интересно. Но дело не в этом. Я хотел показать, что если встречаются два священника, они, казалось бы, должны познакомиться и пообщаться.

Так вот: это у них. А у нас, в Москве, если в метро встречаются два священника, они, как одинаково заряженные частицы, разбегаются в разные стороны и делают вид, что не замечают друг друга.

— Почему?

— Сначала я думал, что это реакция лично на меня. Но оказалось, что так происходит со всеми. Помню забавную сцену, когда в 1986 году поступал в семинарию. Мы сидим на трапезе, но стараемся не смотреть друг на друга, не общаться. Хотя казалось бы: молодые люди, выбрали одну судьбу — поступили в семинарию в Советском Союзе. Самое время подружиться! Но нет. Почему так? Когда разные священники отправляли этих ребят в семинарию, они давали им одно и то же напутствие: «Имей в виду, там все стукачи. Никому не открывай душу, пока не поступишь».

В поповской корпорации живы десятилетия, а может, и столетия страха.

— То есть это генетическая память русского священника?

— Да. Слишком много внутрикорпоративных доносов и интриг.

— А может, дело в сложной иерархической системе?

— Нет, она не сложная. Там простая вертикаль. Кроме того, разобщенность — это наша национальная черта. Так было и у писателей, и у военных эмигрантов, и у политиков. Одних русских православных церквей за рубежом имелось четыре вида. Поэтому и сейчас было бы чрезмерным ожидать, что среди уехавших священников вдруг возникнет суперсолидарность.

— А их много — священников, которые уехали?

— Нет, немного. И судьбы у всех разные. Кому-то, как отцу Алексею Уминскому, повезло — ему выделили приход в Париже. Это вершина мечтаний: приход, который может содержать священника. А кто-то вынужден искать способы выживания: служа по выходным, работать в будни как обычный мирянин. Это не только проблема нынешних священников-эмигрантов, так было всегда.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Помню рассказ про одного этнического голландца, что стал священником русской церкви. По будням он работал клерком, а по воскресеньям — клириком (этот одно и то же слово в разной озвучке). Если праздник выпадал на будний день и надо было служить, он делал это в обеденный перерыв, сокращая службу как можно и как нельзя, а потом садился на велосипед и мчался обратно на работу.

У меня ситуация в чем-то сложнее. У меня есть «порт приписки», но нет своего прихода. Это потому, что у меня две прописки: церковная — в Литве, а полицейская — в Чехии. В Литве действует местный экзархат Вселенского патриархата, который считает, что Литва, как и вся бывшая Речь Посполита, является его канонической территорией. А в Чехии своя православная церковь, поэтому там нет храмов Вселенского патриархата. Кроме того, чешская церковь — довольно промосковская. Достаточно сказать, что, когда в Праге хотели отслужить панихиду по Алексею Навальному, все местные священники отказались. Даже когда мы пришли в кафедральный собор, договорились и оплатили службу заранее, в назначенное время священники просто исчезли. Поэтому, чтобы служить, мне приходится уезжать либо западнее, либо восточнее — на Балканы, в Грецию, например.

Примеры солидарности священников-беженцев все же есть. Это все тот же Литовский экзархат. А также труд дюссельдорфского священника Валериана Дунин-Барковского, который создал фонд «Мир всем», помогающий антивоенным священникам. Вот, кстати, пока мы здесь сидели, ко мне заходил священник из России, с началом *** уехавший сюда, в Ереван.

Отец Алексей Уминский в Ереване. Фото предоставлено Common Ground Books & Spirits

Отец Алексей Уминский в Ереване. Фото предоставлено Common Ground Books & Spirits

— А вы говорите, что православные священники не общаются…

— Ну, мы только познакомились в дверях — на ваших глазах. И я не знаю, помогает ли ему кто-то или он вынужден выживать сам (речь об отце Андрее Мизюке, который работает курьером в службе доставки, а фонд о. Валериана помогает его семье.«Новая»). Я знаю священников, которые нелегально переходили американскую границу через Мексику. Это было еще до инаугурации Трампа. Они мечтают устроиться дальнобойщиками, чтобы легализоваться.

— Как патриарх Кирилл объясняет, почему поддержка *** — это не страшно? Священники действительно верят, что нужно поддерживать?

— Самый лучший способ пропаганды — делать вид, что самой проблемы не существует. Патриарх Кирилл просто исключил дилемму, поддерживать или нет, из своей головы и из своей риторики. Для него это само собой разумеющееся. Он хочет, чтобы для его паствы это было так же очевидно.

А вообще христианское отношение к войне как к явлению очень сложное. Есть христиане-пацифисты, но их мало. Это свидетели Иеговы**, русские молокане, немцы-меннониты… Они противники всех войн, без различий и уточнений. Остальные согласны со святым Августином, который в V веке говорил, что войны бывают разными: агрессивными и беззаконными, но бывают и справедливыми — когда ты защищаешься.

Так что осуждение конкретной войны — это не то же самое, что принципиальный пацифизм. Мы с вами можем составить пусть и небольшой список российских священников, выступивших против. Но не сможем составить такой же список украинских.

Пацифизм вообще против войны — без уточнений. Моя же позиция совпадает с формулой Александра Солженицына: «Волкодав прав, людоед — нет». Но есть уточнение: в позиции Исаича, как и в позиции Августина, есть, конечно, правда. Но это правда книжная, пропагандистская. Последние столетия инициаторы войн всегда утверждали, что защищаются. В крайнем случае — что напали превентивно. (…) В итоге все сводится к старому анекдоту. Мальчики подрались в школе, и директор допрашивает их: кто начал первым? Драчуны всё отрицают. В конце концов один говорит: «Ну хорошо, я признаюсь: все началось с того, что я первый дал сдачи».

(…) В этой дезинформации участвуют все: власть, школа и церковь. В итоге позиция частного человека во многом предопределена, и лишь немногие способны осознанно выбрать свою.

Читайте также

Блаженны изгнанные

Блаженны изгнанные

Как отвергнутые РПЦ священники сохранили свою церковь

— Тогда как так вышло, что в этой системе вы смогли выбрать свою позицию, а другие — нет?

— Потому что я профессионал именно в этом деле. У меня философское образование. А философ по определению (и по генезису) — критик «очевидностей» и враг мифов. Философ — это тот, кто обращается к тем, кто заранее с ним не согласен, и потому он создает аргументы и опровергает их.

— На фоне гражданского конфликта мы видим и духовный раскол внутри православия. Одна за другой зарубежные церкви разрывают связи с РПЦ. Как человек, находящийся внутри института веры, как вы это ощущаете?

— У этих процессов есть определенный социальный генезис. Церковные правила принимались узким кругом греко-римских епископов в их интересах. Так почему я должен смотреть на мир веры глазами именно этой группы людей? Я понимаю, что епископу удобно жить по принципу «я один на весь город, на всю провинцию». Но для города вряд ли хорошо, если в нем есть монополия на продажу хлеба или лекарств.

В конце концов, у человека есть право выбора священника и прихода, куда он будет ходить. Так пусть и у священника будет право выбора своего епископа. Я не вижу в этом ничего ужасного. Возможно, на этом пути «государственная» церковь станет сектой. Для социолога секта — это религиозная группа, которая еще не имеет устойчивых связей с элитами общества.

В этом смысле православие в США — секта. Католики в России — тоже секта. А для богослова люди, которые надеются на Бога, а не на «князи человеческие», имеют больше шансов на именно духовный успех.

— А как к этому относится руководство церкви?

— Естественно, плохо. Но, знаете, «проблемы чернокожих шерифа не волнуют»! Я больше не считаю себя обязанным думать о том, что хорошо для патриарха. Он сам о себе позаботится. Но я уже очень хорошо понимаю, что благо патриарха и благо обычных верующих — это не одно и то же.

— Русские любят ходить в церковь. Сейчас это стало заметнее?

— Я большую часть военного времени провел вдали от информационного поля. Но слышу от священников, что этого как раз не произошло. Это их самих удивляет: почему в эти «непростые дни» религиозные чувства народа не обострились? Храмы не пустуют, но притока людей нет.

(…)

Может быть, церковной мобилизации нет, потому что нет общей военной мобилизации. (…)

Храм вооруженных сил РФ в Кубинке. Празднование Крещения. Михаил Терещенко / ТАСС

Храм вооруженных сил РФ в Кубинке. Празднование Крещения. Михаил Терещенко / ТАСС

— А что будет с церковью после?

— Для церкви проблем не будет. Во-первых, они скажут: «Это не мы». Во-вторых: «Даже в те трудные дни в церкви звучали разные голоса: вспомните хотя бы нашего диакона Андрея Кураева». В-третьих: «Даже если это были мы, то это все было ради церковного блага». Наконец, они скажут, что просто были со своим народом. Как в старом анекдоте времен разоблачения культа личности Сталина: «Дедушка, а правда, что Иисус был евреем?» — «Ну, внучок, времена такие были, тогда все евреями были».

— Может ли православие со временем примирить русских и украинцев?

— Это будет долгий и тяжелый путь. Но ведь войны между дурными древнерусскими князьями были не раз. Соседи всегда чередуют нападения — защиту — примирение. Англо-французское противостояние шло от норманского завоевания через Столетнюю войну и наполеоновские войны до самого начала XX века. В 1894 году вести о заключении двойственного союза между Парижем и Петербургом заставили британское правительство сделать вывод о том, что ему придется сражаться против объединенной мощи Франции и России. В октябре 1896 года новый директор внешней разведки сэр Джон Арда предупреждал, что флот при попытке пройти Дарданеллами может понести большие потери, в результате потрепанный британский флот окажется запертым в проливах, имея перед собой Черноморский флот, а в тылу — французскую тулонскую эскадру. Даже в 1903 году британские планы предполагали, что «флот Франции, как и прежде, останется основной целью действий нашего флота». Почти ежегодные совещания начальников генеральных штабов Франции и России тех лет включали в свою повестку обсуждение вероятной войны союзников не только против Германии и Австро-Венгрии, но и против Англии. Но последние сто с лишним лет англо-французские отношения — это только отношения добрососедства.

И если Испания смогла замириться со страной Тиля Уленшпигеля, а Германия — со страной Яна Гуса, то отчего я должен считать, что это не удастся Мыколе с Николаем?

Аза Бабаян

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов»

** Объявлены экстремистским сообществом, деятельность на территории РФ запрещена

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow