Отец Андрей Кордочкин — сооснователь проекта «Мир всем», который помогает священникам, отвергнутым РПЦ за пацифизм, богослов и историк церкви. Соавтор письма клириков против военного противостояния и недавнего призыва к о прекращении огня на Рождество. Призыв услышан не был. С отцом Андреем мы поговорили об отказе сторон от перемирия, об идеологии «русского мира» и о том, как жестокость перестала быть порицаемой.
«Расстрела Санта-Клауса не было в советской пропаганде»
— Рождественское перемирие не состоялось. Ни голос Вселенского патриархата, ни голос папы ни в одной из двух христианских стран, России и Украине, не были услышаны. Почему?
— Страны-участницы Первой мировой войны тоже были христианскими. И общество тогда было гораздо более религиозным, чем сейчас. Но если рождественские перемирия и возникали, это было скорее инициативой снизу, чем сверху. Такое спонтанное перемирие стало сюжетом фильма «Счастливого Рождества». Но я вообще не думаю, что речь идет о какой-то христианской составляющей.
Отец Андрей Кордочкин. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Не будет никаких прекращений огня ни на Пасху, ни на Рождество. Потому что происходит замещение смыслов. Я в числе прочего подписан на телеграм-канал военного отдела Московской патриархии (синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ и правоохранительными органами Московской патриархии. — Т. Б.). Там была проповедь военного священника в день Преображения. Он говорил: как ученикам Спасителя было столь хорошо на Фаворе, что они не хотели уходить, так же и нашим солдатам хорошо на фронте, и они не хотят оттуда уходить, потому что преображаются. Когда речь идет о такой глобальной подмене христианских смыслов, ждать практического применения христианской доктрины на поле боя просто невозможно.
Если публично объявляют, что происходящее носит священный характер (священной войной СВО названа в «наказе» Всемирного русского народного собора под председательством патриарха Кирилла. — Т. Б.), то призыв к перемирию — это примерно как если к священнику подойти во время богослужения и попросить сделать паузу.
— Это для них таинство?
— Безусловно. Например, Захар Прилепин в одной из своих книг называет нынешние события литургией. Замечательный эпизод, когда ведущий «Соловьев Live» Сергей Карнаухов в эфире рассказал случай: священник на фронте не мог совершить литургию, так как у него не было антиминса (ткани с вшитой в нее частицей мощей святого. — Т. Б.), и он совершил литургию на земле, на костях тех солдат, которые были убиты на поле боя.
Если люди действительно воспринимают то, что они делают, как священнодействие — не в символическом смысле, но в абсолютно реальном, — то, с их точки зрения, нет никакой причины, по которой они должны себя останавливать или сдерживать.
— Но история про кости — это же больше про магию, чем про веру.
— Думаю, это больше чем про магию. Она вписывается в современный нарратив представления воюющих солдат и офицеров как святых мучеников. Я об этом писал в «Новой» и сейчас занимаюсь этой темой. Я смотрю, как мотив мучеников использовался в Германии в 20-е, 30-е годы, в Испании в гражданскую войну, как сейчас используется на Ближнем Востоке. Для консолидации общества, для того, чтобы его фактически отформатировать и объединить почитанием этих пресловутых мучеников.
И безусловно, это очень удобная идеологическая платформа для борьбы со всяким инакомыслием, которое представляется как посягательство на святое — как святотатство. Отчасти это можно было увидеть уже у Мединского, который говорил, что к героям Великой Отечественной войны надо относиться как к святым. Сейчас, поскольку идейно нынешняя *** показывается как продолжение Великой Отечественной, нужны не просто новые герои, а новые мученики. При этом профессиональные военные не отделяются от мобилизованных и от освобожденных преступников. Вот, например, недавно священник в Екатеринбурге, который был обвинен в попытке изнасилования, оказался в штурмовом батальоне. На что митрополит Екатеринбургский Евгений Кульберг сказал, что тот «приступил к иному служению». Использовал одно и то же слово для обозначения священства и того, чем занимаются штурмовики.
— Перед Новым годом в России появился ролик, в котором российский Дед Мороз сбивает ракетой Санта-Клауса. Но Санта-Клаус — это все-таки святой Николай. И как там чувства верующих?
— Санта-Клаус — это действительно святой Николай. Но я думаю, что люди, которые этот ролик делали, они, в общем, плевали на чувства верующих. Это образ видимой победы какой-то языческой хтони над христианским символом. Снять откровеннее невозможно. Но там есть еще интересная деталь, на которую, мне кажется, мало кто обратил внимание. После того как взрыв обрывает жизнь Санта-Клауса, звучит музыка из фильма «С легким паром»: «Никого не будет в доме…». Вряд ли это случайно. Фактически все становится объектом стеба: не только Санта-Клаус, не только западная рождественская, но даже и советская новогодняя культура. Это, может быть, не очень заметный плевок, но, мне кажется, неслучайный.
Кадр из ролика с Санта-Клаусом
Такие ходы показывают: все, что мы называли религиозным возрождением на протяжении последних 30 с лишним лет, оказалось очень поверхностным. И конечно, это касается не только религии. Недавно мне попался комментарий одного человека, меня резанувший. Он говорит: то, что мы переживали последние несколько десятков лет, в постперестроечную эпоху, — это НЭП. Нам казалось, что происходят какие-то глубинные перемены после распада Советского Союза. А оказалось, что глубинных перемен не было. Что происходила некоторая экономическая либерализация, а тоталитарная матрица оставалась той же самой. Просто немного дала слабину. Она была припудрена, но пудра слетела.
Вот этот ролик показывает, что никакой по-настоящему христианской составляющей там нет. А что есть?
Запредельный цинизм. Расстрела Санта-Клауса не было даже в советской пропаганде. Я думаю, что это какое-то рождение новой формы язычества. Новая северная религия.
«Церквей не может быть много»
— Про язычество любопытно: патриарх уже забеспокоился, что влияние православия на фронте ослабевает, уступая языческим течениям.
— Это очень интересное замечание, особенно в свете того, что противников на полях этих военных действий долгое время маркировались пропагандой как неоязычники… Неоязычество в той или иной форме можно найти в любой стране. Но нарратив православного русского воинства против украинских язычников дает трещину. Тем более многие знают, например, что с 2014 года откровенно неоязыческие пророссийские объединения наподобие «Русича» участвуют в боевых действиях. Мы помним, что глава этого соединения прославился тем, что убил и съел собаку в прямом эфире. Почему-то вот с таким неоязычеством никто не хочет бороться.
Я совершал служение фактически в украинском приходе на протяжении больше 20 лет и абсолютно убежден, что украинское общество более религиозное, более христианизированное, чем современное российское. Отчасти потому, что западные области Украины пережили довоенную эпоху, 20–30-е годы, без тех гонений, через которые прошла Восточная Украина, Центральная и, естественно, вся Россия. Это видно даже просто по праздникам, по тому, какие дни для людей являются важными. В Украине основные праздники — это Пасха и Рождество. В России же, по социологическим опросам, эти праздники стоят под номерами 4 и 5 — после Нового года, 9 Мая и 8 Марта.
— РПЦ оказалась единственной институцией, которая после распада СССР устояла в бывших республиках. Но именно сейчас она теряет куски. Можно ли это назвать расколом? И кто здесь раскольники: те, кто отходят от РПЦ, или она сама — с тех пор, как отказалась поминать Вселенского патриарха?
— Не любое разделение является расколом, и не любой раскол является трагедией. Давайте вспомним, например, историю Русской зарубежной церкви, которая была вне общения с Московским патриархатом и вообще с кем-либо на протяжении 80 лет. Историю американской митрополии, которая была вне общения с Московской патриархией буквально за год до того, как получила от нее автокефалию.
Внешнее разделение — это история мирового православия. Сейчас существует плюс-минус 15 автокефальных церквей. Но церковь все равно продолжает быть единой. Мы недавно об этом говорили с одним священником, отцом Джоном Бэром, который был ректором Свято-Владимирской семинарии в Америке. Он говорил, что по-хорошему вообще следует отказаться от выражения Русская или какая-то еще православная церковь. Слово «церковь» богословски может относиться или к собранию людей, которые вместе совершают евхаристию, или к Вселенской церкви. А никакой русской церкви или сербской церкви, или болгарской просто не существует.
Есть Московская патриархия как институт, есть Вселенский патриархат, есть другие видимые структуры, но они не являются церквями. Церквей не может быть много.
Раскольниками можно считать любых людей, которые публично перестают исповедовать единство православной церкви и утверждают свое превосходство. Помню телеграм-сообщение отца Андрея Новикова, он является одним из заметных зет-проповедников. Он говорит: мы, Московский патриархат, разорвали отношения с Константинополем, но с другими православными церквями, которые находятся в общении с Константинополем, не разорвали. И это непоследовательно. Последовательно было бы разорвать отношения со всеми, кто сохраняет отношения с Константинополем, — со всеми! Вот это абсолютно раскольническое заявление. Сделанное человеком, который является членом Синодальной богословской комиссии.
Фото: Александр Полегенько / ТАСС
«Молитва фарисея»
— «Русский мир» стал альтернативной религией?
— Думаю, да. Сложность с «русским миром» заключается в том, что он достаточно умело имитирует православие, к которому не имеет отношения. Проповедь «русского мира» никогда не бывает проповедью христианской — проповедью покаяния. Это всегда молитва не мытаря, а фарисея: «Господи, благодарим, что мы не такие, как прочие народы». Внешне выглядит как христианство, но по сути это его антипод.
— Один из главных спикеров «русского мира» — патриарх Кирилл как глава Русского народного собора. То есть он одновременно возглавляет РПЦ и эту альтернативу, которая камуфлируется под православие.
— Всемирный русский народный собор он возглавляет уже без малого 30 лет. И это очень важно, хотя многие пытались махнуть рукой и сказать: ну это же не церковный собор. Но идея Всемирного русского народного собора в том, что он как раз является инкарнацией идеи симфонии церкви и государства, является общим голосом церкви и государства. И в этом смысле его формулировки важнее, чем формулировки церковного собора.
Можно вспомнить об эволюции самого понятия «русский мир», в каком виде оно сконструировано в 90-е годы, как, а главное, зачем было взято в оборот Кремлем. Сурков говорил, что это понятие интересно, потому что оно выражает нашу потребность расширяться территориально. Можно вспомнить, естественно, как понятие «русского мира» сакрализовалось, было идентифицировано со Святой Русью и так далее. Изначально это была форма постсоветской идентичности, альтернативной государственным, которая давала людям возможность себя отождествить с этим «русским миром», даже если они не жили на территории России.
А сейчас уже есть люди в Кремле, которые сами решают, кто к «русскому миру» принадлежит, а кто нет и какие способы нужны, чтобы в этот мнимый «русский мир» их вернуть.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Появление наказа Русского народного собора — это одно из главных событий ушедшего года, потому что он формулирует очень важные вещи, которые касаются конфликта с Украиной как войны с Антихристом. Но есть одна методологическая вещь, которую я до конца не могу понять. Люди, которые принимают политические решения, действительно руководствуются этой доктриной или же они придумывают ее, чтобы оправдать и объяснить собственное решение?
— То есть верят сами или врут?
— Могут быть разные ответы. Первый — что действительно у любого вооруженного конфликта, как говорит отец Кирилл Говорун, есть два ингредиента. Это оружие и идеи, оружие не стреляет без идей. Другое объяснение заключается в том, что ничего нет, кроме идеи расширения власти. Я думаю, что есть еще и третье объяснение. Изначально придуманная как оправдание собственных достаточно циничных потребностей идея в конечном итоге позволяет убедить самих себя.
— Профашистские идеологи были введены в оборот не без участия церкви: в 90-е годы «Протоколы сионских мудрецов», труды Ильина, книжки петербургского митрополита Иоанна лежали именно на церковных прилавках. Несет ли церковь ответственность за возрождение идей фашизма в России?
— В 90-е годы книжный рынок был наводнен всем. С тем же успехом можно было купить книги отца Серафима Роуза, отца Александра Шмемана. Не запрещалось ничего. И такие фигуры, как Дугин, были довольно маргинальными — не сказать, чтоб их привечали в официальных церковных структурах. Русский фашизм во всех его проявлениях всегда имел религиозную составляющую. Но до последнего времени он был где-то на полях.
Об ответственности церкви могла бы идти речь, если бы стоял вопрос о соглашательстве. А мы сейчас говорим не о соглашательстве, а о последовательном строительстве доктрины. Без сакрализации идеи «русского мира» внутри Московского патриархата ее просто бы не было. Если люди пришли к власти не в результате свободных и честных выборов, то они строят свою легитимность на доктринах, которые сами придумывают. Они придумали доктрину «русского мира», традиционных ценностей и так далее. А затем фактически объявили, что их легитимность и сакральность основана именно на том, что они являются хранителями вот этих доктрин и вероучения.
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
«У насильников на груди были крестики»
— Мы наблюдаем как рост государственных репрессий, так и бессмысленную жестокость на низовом уровне. Замученный в СИЗО Кушнир, 30 килограммов соли для Буяновой… Почему расцвела человеческая жестокость?
— Люди живут в ощущении индуцированной угрозы. Они не очень ценят собственное существование, но верят в существование государства российского, которое является основной ценностью мира. Как Путин сказал, зачем нам мир, в котором России нет… И поэтому любая угроза, которая воспринимается как угроза государству, воспринимается как угроза самим себе. Они сами себя не ощущают, у них нет осознания собственной значимости, собственного достоинства и ценности.
Момент жестокости может проявляться в каждом человеке. Общественная система может работать или на подавление аномальных форм поведения, или на их поощрение — на поощрение садизма.
— А почему он поощряется?
— А на чем еще государство может держаться, если оно держится не на законе? Это элемент контроля. И надо сказать, довольно эффективный. Это патология, которая нормализуется. Если залезть в голову к этим людям, они, наверное, скажут: если у вас в доме завелись крысы и тараканы, а вы их решили отравить, вы же их не жалеете?
— Ну, это Руанда, враги как «насекомые».
— Руанда. Как писал Иоанн Лествичник, человеческие страсти, которые он пытался понять, анализировать, вообще не поддаются пониманию. Чтобы понять Чикатило, нужно стать Чикатило. Мы не должны и не обязаны понимать садистов. Это работа психиатров. Мы обязаны сделать так, чтобы эти люди не были допущены к работе в государственных органах, были наказаны за преступления, если они вменяемы, и направлены на лечение, если они невменяемы.
Это распад личности, чистое зло. Просто где-то оно может принимать формы личных девиаций, а где-то для таких людей, наоборот, могут быть созданы структуры, которые позволяют им полностью себя раскрыть во всех своих в своих проявлениях.
Для меня, наверное, одним из самых сложных дней уходящего года был день, когда я попросил у людей в фейсбуке* и телеграм-канале, чтобы они поделились своим опытом: как они перестали ходить в храм, участвовать в богослужении. Я рассчитывал на 10–15 ответов, но пришел целый шквал. И был рассказ женщины, которая сейчас уехала из России. Она вышла на одиночный пикет, оказалась задержана. После задержания ее насиловали шваброй, она была травмирована, и у нее теперь не может быть детей. Она говорит, что ей очень трудно войти в христианский храм, потому что у ее насильников на груди были крестики.
Я думаю, что, наверное, в этом самый страшный соблазн нашего времени —
когда крест, который является образом человеческого исцеления и освобождения, используется для оправдания истязания. И слова «С нами Бог», которые звучат на рождественском богослужении, становятся лозунгом, оправдывающим насилие.
«Никаких расстрелов не было»
— Зачем уничтожают память о репрессиях? Таблички «Последнего адреса» срывают, мемориалы разбивают. Оправдывают тех, чьими наследниками себя считают?
— Эти люди живут в совершенно другой парадигме. Неудобные для них события просто не существовали. Как не существовали в прошлом, так не существуют и в настоящем. Не было пакта Молотова — Риббентропа, не было расстрелов в Катыни. Ничего, что не вписывается в картину мира. Поэтому и сейчас никаких жертв нет. Это не оценка прошлых или настоящих событий, это просто их отрицание.
Панихида в День памяти жертв политических репрессий в Храме Христа Спасителя. Фото: AP / TASS
Тот же самый Мединский говорил, что история — это политика, опрокинутая в прошлое. Не так давно одному политзаключенному в России цензура не пропустила письмо, потому что там было слово «политзаключенные». Политзаключенных нет. А принцип Мединского работает не только в настоящем, но и в прошлом. Это значит, что и в 30-е годы никаких политических репрессий не было, а были просто заключенные, сидели за дело. Уголовники, шпионы, враги народа, троцкисты…
— Некоторое время назад в среде эмиграции родился иронический термин по отношению к оставшимся в России — «новые тихие». Обязан ли человек исповедовать веру? Ведь если бы все пошли в мученики, христиан бы не осталось.
— Я никогда не пойму людей, которые других призывают стать жертвами. Ну, кто-то из священников в России читает, а кто-то, может быть, из последних сил пытается не читать так называемую молитву о Святой Руси. И в Советском Союзе были такие люди, как отец Глеб Якунин, исповедники, которые оказывались в тюрьмах. А были люди, которые не выходили в активную общественно-политическую повестку, не ассоциировали себя открыто с диссидентским правозащитным движением, но продолжали совершать служение. Ни один здравомыслящий человек не будет упрекать отца Александра Меня в том, что он не вышел с плакатом на Красную площадь после ввода советских войск в Афганистан.
Мы сейчас находимся в ситуации, когда ни у кого из нас нет права указывать другому, что он должен делать. Люди в одинаковых обстоятельствах принимают разные решения. Это не означает, что одно является правильным, а другое нет.
Да, есть грани, которые человек переходить не может и не должен. Хотя бы публично не участвовать в оправдании зла, в терроре, в любых его формах. Но я думаю, что любой человек должен находиться на своем месте до тех пор, пока он может делать свое дело. Это относится ко всем: к врачам, учителям, ученым, священникам, журналистам — к кому угодно.
— Победило ли зло добро?
— Я бы здесь вернулся к евангельскому повествованию. С точки зрения мировой истории — что это? Рассказ о человеке, проповеднике, каких было в древности много, который был убит. И все. Точка.
Можно ли считать, что это победа зла над добром? Можно было бы, если бы в этой истории мы не видели иного измерения. Те люди и то государство, в котором это случилось, в конечном итоге сами оказались побежденными. Они исчезли, растворились, прошли через распад. И вот этот Человек, когда говорил: «Я победил мир», если использовать терминологию Льюиса, был или обманщиком, или сумасшедшим, или Он действительно победил. Поскольку на обманщика и сумасшедшего Он не очень похож, я думаю, что это все-таки победа добра над злом.
Она происходит не всегда видимым образом. Победа добра над злом происходит каждый раз внутри человека, который делает выбор в пользу добра, даже если для него это связано или с неудобствами, или с опасностью. В этом смысл не только нынешних событий, но и вообще мировой истории.
Последнее слово еще не сказано.
* Принадлежит компании Meta, в РФ признанной экстремистской и запрещенной.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68