КомментарийПолитика

Хулиганская трибуна

Вully-политика американского президента и его контрлиберальная революция сильно и быстро меняют страну

Хулиганская трибуна

Петр Саруханов / «Новая газета»

26-й президент США Теодор Рузвельт обогатил американский политический лексикон, однажды охарактеризовав свою должность как bully pulpit. В 1910-е слово bully чаще всего использовалось как прилагательное в значении «превосходный» или «великолепный», и Рузвельт имел в виду, что президентский престиж предоставляет ему «превосходную трибуну» для привлечения внимания к важным проблемам своих сограждан.

Но более ста лет спустя за bully закрепилась совсем другая коннотация, и ныне это слово обычно употребляется как существительное — «задира», «хулиган», «забияка», из-за чего речевой оборот Рузвельта в контексте 2020-х обретает несколько причудливый оттенок. И, очевидно, именно его закреплением в уже современном политическом словаре будет заниматься Дональд Трамп в ходе своего второго срока.

На это вполне четко намекают директивы, подписанные новым-старым президентом за последние две недели. Уже в день инаугурации Трамп активировал своего рода режим «бешеного принтера», подписав свыше 20 документов — абсолютный рекорд для института президентства в США. Пока что со страной и миром Трамп предпочитает общаться именно на языке executive orders, то есть исполнительных указов, и необходимо уточнить, насколько мощный это инструмент.

Потому что указ — это вершина реализации законотворческого и исполнительного потенциала американского президента. Среди других доступных ему директив вроде более церемониальных прокламаций и менее формальных меморандумов указы занимают центральное место: они публикуются в Федеральном регистре, имеют силу закона и затрагивают наиболее срочные вопросы.

Они не требуют одобрения Конгресса, немедленно направляются федеральному правительству и, как правило, блокируются только судебной властью

(или же отменяются следующим президентом, как это сделал Трамп с десятками распоряжений своего предшественника).

Де-юре Конгресс, конечно, может отменить указ за счет принятия закона, противоречащего директиве, или же отказа от финансирования мер, необходимых для воплощения президентских планов, но на практике это крайне трудно — как минимум из-за права вето главы государства, республиканского большинства в Конгрессе по состоянию на 2025-й и законотворческой медлительности. Эта медлительность даже при монолитной парламентской оппозиции указу даст правительству время, чтобы исполнить основные его положения.

Поэтому к трамповскому «бешеному принтеру» следует относиться серьезно, а учитывая его продуктивность — вдвойне. Если среди десятков подписанных 47-м президентом документов изучить наиболее значимые, не будет преувеличением назвать происходящее в США контрреволюцией — и она может сильно изменить привычный нам облик Америки.

Во-первых, потому, что речь идет о частичном «закрытии» страны, и это наиболее тревожная категория свежих указов. Трамп провозгласил, что «американский суверенитет находится под атакой», и это стало риторической подводкой для приостановки программы приема беженцев (USRAP). Иммиграционная служба просто не будет рассматривать новые заявления, а в страну, как уточнили источники CNN, не смогут въехать более 10 тыс. человек, которых в США уже ожидали правозащитники. Эта политика, в частности, коснется афганцев, бегущих от режима Талибана, и переселенцев из Украины.

Разделительная стена на границе с Мексикой. Фото: Оlivier Touron / AFP / East News

Разделительная стена на границе с Мексикой. Фото: Оlivier Touron / AFP / East News

Кроме того, Трамп, объявив чрезвычайное положение на южной границе из-за «вторжения» мигрантов, также закрыл и многие законные способы для их въезда в США — например, программу CHNV, позволявшую гражданам нескольких латиноамериканских стран легально приезжать в страну и оставаться там на срок до двух лет. Другой пример — официальное приложение CBP One, через которое полторы тысячи мигрантов ежедневно записывались на прием в пограничных КПП.

Пока что из всех антииммиграционных инициатив Трампа суду удалось заблокировать только указ об отмене «права земли», позволяющего человеку получать американское гражданство по факту рождения на территории США.

Окружной суд в Сиэтле посчитал распоряжение «вопиюще неконституционным».

Помимо ужесточения миграционных мер, которые, по мнению ряда американских обозревателей, приведут лишь к увеличению числа нелегалов из-за цементирования законных коридоров, — у «закрытия» Америки есть и другая грань. Она заключается в нежелании Трампа сохранять за США роль глобального проводника мягкой силы. На это намекает указ о приостановке на 90 дней выплат грантов и в целом финансовой поддержки зарубежных проектов, в частности НКО, аналитических центров и СМИ. «Иностранная индустрия помощи… не соответствует американским интересам и во многих случаях противоречит американским ценностям. Она служит дестабилизации мира во всем мире, продвигая идеи… которые прямо противоположны гармоничным и стабильным отношениям внутри стран и между ними», — говорится в тексте указа. Он сильно ударил по Агентству США по международному развитию (USAID), активно финансирующему проекты в постсоветских странах.

Если за последнюю неделю вы увидели на сайтах украинских или оппозиционных российских медиа участившиеся призывы к пожертвованиям — это именно следствие инициативы Трампа, которая вводит 90-дневный период заморозки, чтобы привести финансирование в «полное соответствие внешней политике президента». Интерпретировать эту фразу можно по-разному, но, очевидно, речь идет о более консервативном подходе к внешнему финансированию и трансляции на него тенденций внутренних. В частности, нападок Трампа на программы, продвигающие «разнообразие, равенство и инклюзивность» (DEI). Они в соответствующем указе называются «радикальными и расточительными», и,

по данным NBC, американских чиновников уже обязали доносить правительству на коллег, которые продолжат продвигать политику DEI вопреки президентскому запрету.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Даже если абстрагироваться от всех правопопулистских идеологем, которыми изобилуют тексты подобных указов, сам факт резкого прекращения поддержки гуманитарных и информационных проектов по всему миру (что затронуло совершенно разные организации, от агентств ООН и ЮНИСЕФ до украинского общественного вещателя «Суспільне») демонстрирует довольно-таки изоляционистское мировосприятие Дональда Трампа. Который, кстати, и внутри США на те же 90 дней заморозил выплату грантов и федеральных займов на триллионы долларов как НКО и правозащитникам, так и университетам и программам предоставления медицинской помощи малоимущим. Эта директива была временно заблокирована судом.

Штаб-квартира Агентства США по международному развитию (USAID). 7 февраля 2025 года. Фото: MANDEL NGAN / AFP / East News

Штаб-квартира Агентства США по международному развитию (USAID). 7 февраля 2025 года. Фото: MANDEL NGAN / AFP / East News

Проблема в том, что 2025 год кажется не самым удачным временем для исчезновения США как «либерального гегемона» из мировой политики, к чему напрямую ведут палеоконсервативные инициативы Трампа. Либеральные демократии во всем мире сейчас переживают сильнейший кризис: диктаторские режимы начинают информационные и вполне реальные войны, разрастается сеть авторитарных и гибридных режимов, а в Европе к власти приходят политики, симпатизирующие Владимиру Путину. Происходит, можно сказать, разрушение модели международных отношений, утвердившейся усилиями США после завершения холодной войны.

Стремится ли 47-й президент США ее сохранить? Кажется, нет. Уже в день инаугурации он подписал указ об учреждении департамента эффективности правительства, который возглавил Илон Маск — предприниматель, прямо сейчас использующий свое влияние и положение для поддержки правоэкстремистской немецкой партии «Альтернатива для Германии».

Трамп, по всей видимости, также перестал воспринимать Китай как политическую угрозу, подписав указ об отсрочке запрета на работу TikTok в стране и так прокомментировав это решение: «TikTok в основном предназначен для детей, маленьких детей. Если Китай собирается извлекать из него информацию о маленьких детях, честно говоря, я думаю, у нас есть проблемы посерьезнее».

Читайте также

У Америки больше нет «мягкой силы»

У Америки больше нет «мягкой силы»

Трамп и Маск обрушили за две недели то, что Вашингтон строил свыше 60 лет

На его мнение не повлияло то обстоятельство, что TikTok используют 170 млн американцев и что накануне Верховный суд США поддержал закон о запрете соцсети как раз из-за ее угрозы национальной безопасности. Угрозы, на основании которой Трамп сам в 2020 году добивался блокировки TikTok, пока четыре года спустя не убедился в его эффективности как политического инструмента: «Республиканцы никогда не побеждали среди молодых избирателей… А мы смогли — причем на 36%, — так что я обожаю TikTok!»

В этом кейсе неплохо прослеживается стилистика принятия решений Трампом,

которая основывается на очень ситуативных, индивидуалистических мотивах, которые, в свою очередь, часто основываются на откровенно выдуманной информации, призванной укрепить особую картину мира американского президента.

Потому что, например, те самые 36% прореспубликанской молодежи просто взяты из воздуха, как и аргумент о том, что США — «единственная страна в мире, которая дает гражданство по праву рождения». Как и членство Испании в БРИКС, как и 60 млн погибших русских во Второй мировой войне и другие манипуляции, которыми запомнились первые две недели Трампа, не говоря уже о предвыборных заявлениях и о мигрантах, якобы поедающих домашних животных. Именно их представляет себе Трамп, когда объявляет в своих указах борьбу с «вторжением» и распоряжается отправлять нелегалов в тюрьму Гуантанамо. К этому можно относиться по-разному — как и к маско-трамповской интерпретации консерватизма или свободы слова, за «возрождение» которой в указах президента сейчас также разворачивается борьба.

Читайте также

Форсаж-2025

Форсаж-2025

Какие мессианские идеи в основе реформ Маска и что такое «голый капитализм» Трампа. Послесловие к первому месяцу

Но то, с каким апломбом и количеством обвинений в предательстве интересов Америки в адрес предыдущей администрации написаны эти документы, какой радикальный характер они носят и насколько своеобразно информированный человек за ними стоит, вызывает настоящее беспокойство за состояние «мирового жандарма». И действительно дарит определению bully pulpit новую жизнь.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow